Танк Кромвель Мк8 Cromwell

Танк Кромвель Мк8 Cromwell

Британские танки Второй мировой

Кромвель был разработан для замены легких крейсерских танков и в целом являлся довольно удачной единицей бронетехники для выполнения своей основной задачи — действий в тылу про­тивника после прорыва линии фронта. В его конструкции были учтены недостатки прежних крейсерских танков — повышена толщина лобо­вой брони до 65-75 мм, увеличен диаметр баш­ни для размещения 57-мм оружия вместо обыч­ного 40-мм. (см. фото )

Танк Кромвель Мк8 Cromwell

Прототип танка был разработан в 1941 году, в серийное производство «Кромвель» был запу­щен в 1943-м, а в боевых действиях начал при­меняться только с июля 1944 года. Причиной такой задержки в использовании стали много­численные трудности, связанные с адаптацией к бронетехнике в качестве силовой установки модифи­цированного авиационного двигателя Роллс- Ройс «Мерлин», получившего в танковом вари­анте название «Метеор». В конкурсе принимали участие две фирмы: «Наффильд» и, немного по­зднее, «Лейланд мо торс». Имевшие усовершен ствованную ходовую часть танка «Крусейдер». внешне машины были почти иденти чны. Однако прототип фирмы «Наффильд» был оснащен дви­гателем «Либерти», оказавшимся довольно ма­ломощным для танка массой 27 тонн, и поэтому серийные машины этого типа, обозначенные А24 «Кромвель» I, были переименованы в «Кэвэлир» и применялись в основном в учебных целях. Более удачным оказался танк А27 «Кромвель» II фирмы «Лейланд» под обозначением А27, на который был установлен мотор «Метеор» мощ­ностью 600 л. с. Но, посколоку промышленность в 1941 году ориентировалась в первую очередь на выпуск авиационных двигателей «Мерлин», фирма «Лейланд моторс» приступила к выпуску машин с мотором «Либерти», но с различными усовершенствованиями ,’нивая коробка передач и возможность устансзки двигателя «Роллс- Ройс», когда он будет доступен). Этот вариант был обозначен А27Ц1_-«Либерти») «Кромвель II. Обозначение Р2Ш «Кромвель» III зарезервировали для танка с «Метеором». В последующим название«Кромвель> сохранилось голькозаА27М, а А2Л переименовали в «Сектор».

Всего с середины 1942 года построили около 950 «Сечторов», 80 из которых под обо­значением СБ оснащались 95-мм гаубицей и принимали участие в боях в Нормандии. Часть «Сенторов» переоборудовали в «Кромвели» пу­тем установки двигателя «Метеор». В процес­се длительных испытаний и доводок была от­работана ходовая часть машины. В сочетании с хорошей энерговооруженностью это сдела­ло «Кромвель» по-настоящему быстроходным и маневренным, как и полагалось крейсер­скому танку.

Варианты Мк 1-111 были вооружены уста­ревшей 57-мм пушкой, но начиная с Мк IV на танк стали устанавливать мощное 75-мм оружие. С 1943 по 1945 год было выпущено 1070 танков «Кромвель» различных модификаций.

На «Кромвелях» успешно воевали в Евро­пе не только англичане. Эти танки получили польские и чехословацкие части на Западе. В Чехословакии «Кромвели» находились на воо­ружении до начала 50-х годов. В Великобри­тании они были модернизированы после вой­ны путем установки новой пушки калибра 83,8 мм и получили новое обозначение — В/401 «Чариотер». С 1956 года эти танки по­ставлялись в Иорданию, Австрию и Финлян­дию. В военных конфликтах танки «Кромвель» и их модификации использовались до 1976 года. Вначале они участвовали в боевых дей­ствиях в Корее, затем в арабо-израильских войнах. Во время одной из них армия Израи­ля захватила 10 танков «Чариотер» у Органи­зации освобождения Палестины и использо­вала их против арабов. (см. фото )

Тактико-технические данные

  • Обозначение: Mk VIII (А27М) Cromwell Мк IV
  • Тип танка: крейсерский
  • Экипаж, чел.: 5
  • Боевая масса, т: 28
  • Длина, м: 6,42
  • Ширина, м: 3,05
  • Высота, м: 2,49
  • Количество пушек/калибр, мм 1/75
  • Количество пулеметов/калибр, мм: 2/7,92; 2/7,7
  • Броня лобовая, мм: 76
  • Броня бортовая, мм 38
  • Двигатель: «Метеор», карбюрат., мощностью 600 л. с.
  • Максимальная скорость, км/ч: 61
  • Запас хода, км: 277

Добавить комментарий

7 + восемь =