Форд ушел из россии

Автомобили

Форд ушел из россии

Форд ушел из россии

Ford уходит налегке Почему прекращается производство легковых моделей марки в России и что это для нее значит

Ford прекращает производство легковых автомобилей в России на фоне падения продаж.
Два завода компании будут закрыты. Что это означает для российского авторынка и регионов, где были размещены производства Ford,

Фото: Егор Алеев / ТАСС

​Что решили в Ford Sollers

Компания Ford Sollers, совместное предприятие американского производителя Ford Motor Company и группы «Соллерс» Вадима Швецова, к концу июня 2019 года завершит производство легковых автомобилей в России и закроет два из трех своих автозаводов — в Набережных Челнах в Татарстане и во Всеволожске в Ленинградской области, а также завод двигателей в ОЭЗ «Алабуга» в городе Елабуга. Об этом 27 марта сообщила пресс-служба компании. Ford прекратит не только производство, но и импорт легковых автомобилей в Россию.

Совместное предприятие сконцентрируется на сегменте легкого коммерческого транспорта (LCV) — производство Ford Transit продолжится на заводе в ОЭЗ «Алабуга», указано в сообщении.

Почему принято решение свернуть производство

Такое решение было принято акционерами СП в рамках реструктуризации бизнеса, «Соллерс» получит 51% Ford Sollers, у Ford останется 49% (сейчас у американской компании контроль в СП). «Новая структура Ford Sollers соответствует нашей стратегии по укреплению лидерства бренда Ford в сегменте коммерческого транспорта на всех европейских рынках, а также отражает наше намерение принимать сложные решения и покидать убыточные сегменты, такие как рынок легковых автомобилей в России», — заявил исполнительный вице-президент и президент Европейского, Ближневосточного и Африканского регионов Ford Motor Company Стивен Армстронг (его слова приводятся в сообщении).

О желании Ford реорганизовать убыточный бизнес в Европе, в том числе в России, стало известно в январе 2019 года. Российский рынок легковых автомобилей в последние годы был под сильным давлением, а его восстановление оказалось более медленным, чем ожидалось, и сопровождалось смещением спроса в сторону более дешевых моделей, говорится в сообщении Ford на сайте компании.

Продажи легковых автомобилей снижались четыре года подряд (в 2013–2016 годах), за это время рынок сократился более чем вдвое — с 2,9 млн в 2012 году до 1,4 млн штук в 2016-м, а по итогам прошлого года он вырос лишь до 1,8 млн, следует из данных Ассоциации европейского бизнеса.

Сколько автомобилей продавал и производил Ford в России

Продажи Ford упали сильнее рынка по сравнению с рекордным 2012 годом — в 2,5 раза, до 53 234 автомобилей по итогам 2018 года, а рыночная доля сократилась с 4,5 до 3%. Для сравнения, южнокорейская Kia продала в прошлом году 227 тыс. автомобилей, Hyundai — 175,8 тыс.

Бизнес
Почему эксперты предрекли авторынку в России трудный год

«Это привело к недозагрузке заводов Ford Sollers и недостаточному возврату на инвестированный капитал», — указывает Ford. Суммарная мощность трех заводов составляет около 360 тыс. автомобилей в год, и еще один способен производить до 105 тыс. двигателей в год.

Продажи LCV-моделей, наоборот, продолжили расти, за последние три года они выросли более чем на 200%, что позволило этим машинам выйти в лидеры сегмента среди иномарок, сообщает Ford Sollers. Ford оценивает свою долю на рынке легкого коммерческого транспорта России в 15%.

Что будет с заводами Ford и их работниками

Завод во Всеволожске был построен в 2002 году, на нем производились Focus и Mondeo, а в Набережных Челнах — Fiesta и EcoSport. На моторном заводе в Елабуге выпускались двигатели для Kuga, Explorer, Transit и Tourneo. Их остановка приведет «к значительному сокращению штата сотрудников, которое будет проводиться в первую очередь по программе добровольного увольнения с выплатой дополнительных компенсаций», говорится в пресс-релизе СП.

Общая численность работников Ford Sollers составляет 3700 человек, сколько из них будет уволено, представители СП не раскрывают

Ford намерен потратить на выплаты сотрудникам и поставщикам подлежащих закрытию заводов в России около $200 млн, заявила американская компания. В ее сообщении указано, что выплаты будут сделаны наличными, причем значительная часть придется на выплаты при увольнении, а их планируется провести в 2019 году.

Власти Ленинградской области заявляют, что готовы к закрытию завода. «Компания не раз говорила о том, что площадка в Ленобласти может быть закрыта. Для нас это будет не очень приятное решение, хотя Ford не является крупным налогоплательщиком. Так, налоговые отчисления в региональный бюджет в прошлом году составили 150 млн руб. при том, что весь бюджет области — 150 млрд руб. Для нас важно сохранить гарантии компенсационных выплат и все гарантии перед трудовым коллективом», — сказал журналистам губернатор Ленобласти Александр Дрозденко. На заводе Ford во Всеволожске работают 960 человек, из них 500 — жители Ленобласти.

Комментируя планы компании, председатель первичной профсоюзной организации Ford Sollers во Всеволожске ​Михаил Сергеев заявил, что профсоюз будет добиваться выплаты для уволенных сотрудников компенсации в размере двух годовых окладов: «Это наше основное требование, если нам ничего более интересного администрация не предложит. 2 апреля у нас начинаются переговоры».

Читайте также:  Антифриз tcl зеленый характеристики

На площадках в Татарстане, по данным ТАСС, могут сократить почти тысячу сотрудников.

По данным «Ведомостей», закрытые заводы будут проданы, основные претенденты — компании, которые уже имеют автопроизводство в России. Представитель Ford Sollers это не комментирует.

Несмотря на прекращение производства и экспорта легковых автомобилей, Ford Sollers «подтверждает, что все обязательства по гарантийному ремонту и сервисному обслуживанию легковых автомобилей будут выполнены в полном объеме», говорится в сообщении компании.

Автор: Тимофей Дзядко
Теги: Ford, Автомобили, «Форд Соллерс Холдинг», массовые сокращения

Автор: Андрей Ежов
Фото: Ford Sollers

Бастовать и голодать: Ford назначил выходные пособия российским рабочим, но они недовольны

Компания Ford потратит примерно 200 млн долларов на увольнение рабочих своих российских заводов. Наиболее опытные сотрудники в случае согласия на добровольный уход получат 12 месячных окладов, но профсоюз считает, что этого мало и грозит работодателю забастовками, голодовками и массовыми акциями протеста.

В конце марта компания Ford приняла болезненное решение об уходе с российского рынка легковых автомобилей, в связи с чем уже летом будет прекращена сборка моделей Focus и Mondeo во Всеволожске, Fiesta и EcoSport в Набережных Челнах, Kuga и Explorer в Елабуге.
Производство бензиновых двигателей для легковых автомобилей в Елабуге тоже будет остановлено,
однако продолжится выпуск коммерческой линейки Transit, но за дальнейшую судьбу этих автомобилей в нашей стране теперь будет отвечать компания Sollers, которая планирует подписать СПИК с российским правительством и в перспективе увеличить степень локализации Транизтов.
Здесь же в Елабуге ориентировочно в конце следующего года должно начаться серийное производство представительских автомобилей российского бренда Aurus,
то есть работа на этом предприятии будет и массовых сокращений не планируется.

А вот сотрудникам других фордовских заводов нужно, как говорится, паковать вещи:
вчера отдел персонала ознакомил их с Программой добровольного увольнения, согласиться на участие в которой можно до 22 апреля – в противном случае будет происходить сокращение в рамках действующего Трудового кодекса, который предусматривает выплату увольняемым сотрудникам не более трёх средневзвешенных месячных зарплат.

Ford предлагает сокращаемым рабочим как минимум 5,5 месячных окладов – это для всех, кто проработал в компании менее 5 лет. Далее расклад такой: проработавшие 5-6 лет получат 6,5 окладов, 6-7 лет – 7 окладов, 7-8 лет – 8 окладов, 8-9 лет – 9 окладов, 9-10 лет – 10 окладов, 10-15 лет – 11 окладов, 15 лет и более – 12 окладов. Всего на выходные пособия заложено порядка 200 млн долларов, но первичная профсоюзная организация Ford Sollers во Всеволожске считает, что этого мало: она, ссылаясь на опыт аналогичных процедур на европейских заводах (Ford, напомним, сокращает свой бизнес во всём европейском регионе), требует по два годовых оклада увольняемым сотрудникам, а если руководство компании на это не согласится, то профсоюз обещает ему итальянские забастовки, голодовки и массовые акции протеста, которые окончательно разрушат репутацию Форда.
Рабочие чувствуют себя обиженными, так как их предложения по спасению заводов не были услышаны. К тому же многие из них считают, что не смогут найти новую достойную работу после увольнения, так как штаты на других автозаводах практически полностью укомплектованы, вакансий мало.
Вдобавок большинство рабочих обременены потребительскими и ипотечными кредитами – потеря работы для них может стать настоящей социальной катастрофой.

Что будет делать руководство Ford с требованиям трудящихся, пока непонятно – вероятно, оно хочет подождать до 22 апреля и посмотреть, сколько человек согласятся на Программу добровольного увольнения, а сколько, что называется, решатся лезть на рожон и требовать лучшей доли.
Не исключено, кстати, что заводы вообще закрывать не придётся, и их купит какая-нибудь другая автомобильная компания (например, китайская), заинтересованная в расширении своего присутствия в России. Но даже при таком маловероятном позитивном сценарии развития событий может потребовать около года, а то и больше для переналадки производства под автомобили и требования нового работодателя. То есть увольняемые фордовcкие сотрудники в любом случае на какое-то время окажутся не у дел, и это, конечно, очень неприятная ситуация для каждого человека, особенно с семьёй и кредитами.

Накануне СП Ford Sollers объявило о реструктуризации деятельности, в рамках которой на нашем рынке будут прекращены продажи легковушек американской марки. Разбираемся в причинах такого решения.

Ford стал первым иностранным автопроизводителем, начавшим в России сборку автомобилей по полному циклу.

Инвестировав 150 миллионов долларов он фактически с нуля построил завод в Ленинградской области.

Но спустя 19 лет компания объявила о фактическом уходе с рынка: в России «голубой овал» останется лишь в сегменте легкого коммерческого транспорта с семейством Transit.

1. Убыточность производства

Ford начал сборку первых Фокусов в далеком 2000-м году. Злые языки (и финансовые аналитики) и спустя пять лет говорили, что Ford несет только убытки от своей деятельности в России. Но американцы не сдавались и запустили во Всеволожске Ленинградской области производство второго поколения своей модели гольф-класса.

И второй Фокус буквально взорвал рынок, мгновенно став бестселлером. В российском отделении компании сделали его базовую комплектацию очень дешевой, что вызвало ажиотажный спрос. Очередь за некоторыми комплектациями растянулась на год, места в ней перепродавали, а топовые версии Ford был вынужден завозить из Европы. Казалось бы, дела налаживаются…

2. Модельный ряд и цены

Нынешние легковые Форды, мягко говоря, недешевы. Третье поколение Ford Focus стоит больше миллиона, при этом оно теснее конкурентов, не говоря уж о предшественнике, а исключительно хорошими ездовыми повадками никого не завлечешь в салоны. При этом С-класс как в мире, так и в России уступает позиции под натиском кроссоверов.

Читайте также:  Езда по грязи на вездеходах

Тут бы отделу маркетинга Ford Sollers пересмотреть свою политику, но нет. Даже появление более-менее доступной Фиесты ситуацию не спасло. В В-классе правят Лады и парочка Kia Rio/Hyundai Solaris, которые дешевле.

Кроссоверы тоже не помогли. Очень маленький Ford EcoSport пришел в Европу и Россию с рынка Южной Америки. И тоже стоит в России более миллиона! В таких условиях продукция американской компании оказалась неконкурентоспособной даже с учетом локализации производства.

При этом компания не вывела на российский рынок купе Ford Mustang, как обещала. И сделала довольно странный шаг, убрав из России пикап Ranger. У нас многие рассматривали его не только в качестве рабочей лошадки, но и как более доступную альтернативу внедорожникам. Впрочем, оба этих продукта — нишевые истории.

3. Слишком большие инвестиции

Ford вторым после Volkswagen локализовал в России производство двигателей для своих легковых моделей. Но инвестированные средства так и не отбились, несмотря на то, что часть компонентов моторов делали у нас.

Причем от компании на этапе строительства моторного завода никто не требовал локализации производства силовых агрегатов. Видимо, американцы хотели сыграть на опережение.

4. Потеря госконтрактов

Высокие цены привели и к оттоку корпоративных покупателей, которые раньше выбирали Focus или Mondeo. Самой большой потерей для Форда стал, конечно же, практически полный отказ МВД от закупок. Полиция пересела на более доступные Солярисы и Октавии. Изредка можно встретить на дорогах полицейские Ford Explorer, но на них обычно разъезжает начальство. Среди чиновников мелкого и среднего ранга Mondeo ничего не смог противопоставить Тойоте Camry (также производится в России).

Отказались от Фордов и многочисленные таксопарки: предложение корейских компаний было более выгодным.

5. Этот страшный СПИК

В 2011 году для того, чтобы соответствовать новым требованиям по промсборке, Ford вступил в альянс с российской «Соллерс», создав совместное предприятие. СП начало активно развиваться: завод в Набережных Челнах перепрофилировали со сборки корейских SsangYong на фордовские модели, были построены аж три предприятия в особой экономической зоне «Алабуга» (г. Елабуга, Татарстан).

Суммарная мощность площадок составляет 300 тысяч автомобилей в год. Но в прошлом году в России было продано всего 53 234 автомобиля Ford. Это, конечно, на 6% больше, чем в 2017-м, но сравните с общим ростом рынка на 12,8%. К тому же ростом продаж «голубой овал» обязан исключительно Ford Transit — за последние три года его продажи выросли более чем в 3 раза, что сделало семейство лидером на нашем рынке среди иностранных брендов.

В этом году условия предоставления льгот, субсидий и компенсации утилизационного сбора для автопроизводителей вновь пересмотрены. Они должны заключить специальные инвестконтракты (СПИК). Эти контракты предусматривают более глубокую локализацию и дополнительные инвестиции. Проект СПИК у Ford был готов еще в прошлом году. Но американцы откровенно «забили» на него, кажется, уже тогда все решив для себя. Теперь «Соллерс», под контроль которой переходит СП, придется до середины лета успеть подготовить проект нового контракта, в котором будет присутствовать только Ford Transit.

6. Сокращение присутствия в Европе

Ford явно идет по стопам General Motors. Россия — не единственная страна, которая пострадает в результате действий руководства американского концерна. Европейское отделение приносит одни убытки, потому в Ford решили серьезно сократить присутствие здесь. Уже принято решение о закрытии одного из заводов в Германии, второй также находится под угрозой. Компания сократит рабочих и другой персонал.

Нельзя исключать и того сценария, что Ford полностью покинет рынок Старого Света. GM прекращение продаж Chevrolet и продажа Opel помогли справиться с кризисом. Ford рассчитывает на рынок Северной Америки и Китая. Также «голубой овал» объявил о масштабной программе электрификации модельного ряда. У нас электромобили никому не интересны, а в Европе конкурировать с Volkswagen или Tesla у американцев вряд ли получится.

7. Безработица

Сегодня на четырех заводах СП Ford Sollers работает несколько тысяч человек. Большая часть из них будет уволена. В компании говорят о том, что заключат соглашения с рабочими с выплатой дополнительных компенсаций. Но что делать людям потом?

Даже профсоюз всеволожского завода, который обычно устраивает забастовки ради повышения зарплат, в этот раз подготовил план спасения предприятия. Но он не был услышан. Правительство Ленинградской области в курсе сложившейся ситуации. Но пока, судя по всему, не знает, что делать с будущими безработными.

Закрытие трех заводов, конечно же, окажет непосредственное влияние и на смежников, которые занимались поставками автокомпонентов и металла на предприятия.

8. Уменьшение конкуренции

Конечно, легковушки Ford у нас сегодня покупают неохотно. Но компания была представлена сразу в нескольких сегментах — от компактного до больших кроссоверов. И если Fiesta, EcoSport или Focus с Mondeo спросом не пользуются, то у Куги с Эксплорером аудитория есть. Причем последний представляет собой одно из самых выгодных предложений в классе среднеразмерных кроссоверов.

9. Серый импорт

Многим официальным дилерам придется или закрываться или переквалифицироваться: большинство торгует исключительно легковыми моделями Ford. Так что стоит ждать расцвета «серого» и даже «черного» импорта. Машины будут ввозить окольными путями, не всегда самыми законными, а это значит, что цены на Форды вырастут. Причем это касается не только и не столько новых машин, как автомобилей с пробегом.

10. Остались без ярких новинок

Ford работает над рядом новинок, в том числе и для европейского рынка. Например, Fiesta превратится в компактный кроссовер, который заменит EcoSport. Такая машина при хорошем маркетинге и доступных ценах вполне могла бы составить конкуренцию Hyundai Creta!

Читайте также:  Для чего служит датчик абсолютного давления

Мы так и не дождемся четвертого поколения Ford Focus, которому в Европе поют дифирамбы, настолько удачной получилась модель. Не будет у нас продаваться и новое поколение Ford Explorer, которое построено на новой платформе с заднеприводным уклоном… Не говоря уж о куче всяких моделей, которые под брендом Ford продаются в Юго-Восточной Азии или Китае.

Ни четвертое поколение Ford Focus, ни новый Ford Explorer мы, скорее всего, не увидим.

Причем в России есть довольно большая прослойка фанатов именно марки Ford. Конечно, не сравнить с «сектами» поклонников Subaru или Alfa Romeo, но, думается, они покупали бы машины и при условии их импорта, а не локальной сборки.

Вернется ли Ford на рынок легковых автомобилей в России? Недавно стало известно о возвращении Opel, но произошло это только после смены собственников марки. А массовые модели Chevrolet у нас как не продавались, так и не продаются. Поэтому прогноз на среднесрочную перспективу скорее пессимистичный.

Фото: «За рулем», Константин Кижель/ТАСС, Руслан Шамуков/ТАСС, Егор Алеев/ТАСС, Ford, Ford Sollers

Форд ушел из россии Форд ушел из россии

Как прокомментировал сегодня вице-премьер Дмитрий Козак, "Ford имеет проблемы со сбытом продукции и принял решение не продолжать самостоятельный бизнес в России".

Компания сосредоточатся на развитии в сегменте легких коммерческих автомобилей, где у Ford есть успешный и высоколокализованный продукт – Ford Transit, который выпускается на заводе в Елабуге. Управлять этим бизнесом будет группа "Соллерс", которая получит контрольный пакет в СП Ford Sollers в результате его реструктуризации". Ожидается, что СП Ford Sollers заключит специальный инвестконтракт (СПИК) под производство Ford Transit, что позволит компании получить государственные льготы.

Официальный представитель российского офиса Ford Екатерина Комарова сообщила "РГ", что соотвествующее коммюнике почти готово и в ближайшее время будет разослано журналистам. На данном этапе она не смогла уточнить, сохранится ли импорт легковых моделей Ford в Россию.

Форд ушел из россии

Главная интрига на данный момент – что будет с заводами Ford Sollers во Всеволожске Ленинградской области (здесь собирают Ford Focus и Mondeo) и в Набережных Челнах (выпускают Ford Fiesta и EcoSport). С большой степенью вероятности можно утверждать, что предприятия будут закрыты. Почти наверняка с конвейера завода в Елабуге снимут модели Ford Explorer и Kuga, которые выпускаются там сегодня параллельно с семейством Transit. В настоящий момент руководство заводов ждет окончательного решения компании. По сведениям инсайдеров, интерес к покупке мощностей Ford проявляет концерн Volkswagen.

Как бы то ни было, уход гиганта автоиндустрии из легкового сектора российского рынка – следствие глобального плана по реструктуризации бизнеса американской компании. Как ранее писала "РГ", в начале января компания Ford объявила о планах сократить тысячи рабочих мест в Европе и осуществить глобальную реструктуризацию. Вице-президент Ford по рынкам Европы, Ближнего Востока и Африки Стивен Армстронг объявил тогда о решении свернуть производство на заводе трансмиссий во французском Бордо. Одновременно начались переговоры о прекращении выпуска минивэна C-Max на предприятии в Германии. И вот теперь дошла очередь до российского сегмента рынка.

Форд ушел из россии

В числе главных причин, спровоцировавших Ford на сворачивание бизнеса в России, называются просчеты в стратегии ведения бизнеса. В частности, как заявил в беседе с "РГ" главный редактор журнала "Движок" Илья Огородников, стратегия OneFord (принцип "одни модели Ford для всего мира вне зависимости от предпочтений"), которую с середины 2000-х годов начал внедрять новый управляющий, бывший топ-менеджер Boeing, оказалась провальной.

Типичный пример – модель Focus III, которая в отличие от предшественника-бестселлера в России не пошла, причем не пошла по конкретным причинам – более тесный, чем у предшественника салон и багажник, слишком авангардный дизайн, не учитывающий запросов консервативной и возрастной аудитории, не самая обширная адаптация к российским условиям эксплуатации и главное – цена, выше, чем у аналогичных моделей корейских брендов – все это привело к коммерческому провалу модели. Похожая судьба постигла также и младшую модель Fiesta, которая при очевидном драйверском потенциале оказалась слишком дорогой и не очень практичной опять-таки из-за отсутствия должной адаптации (европейский клиренс, не самый широкий список теплых опций и т.п.).

Форд ушел из россии

Еще один источник проблем создала инертность маркетологов, проспавших тренд на кроссоверы. Некогда очень популярный Kuga требовал более масштабной модернизации, но так и не получил ее. Соразмерный SUV Ford Edge, вышедший на российский рынок в 2013 году, покинул его весной 2015 года ввиду низкого спроса. Младший кроссовер EcoSport подвела не только высокая цена, но и задержка с обновлением. В то время как в Европе уже несколько лет продаются модернизированные EcoSport без "запаски" на пятой двери, в России модель до последнего предлагали в дореформенном варианте, причем провозглашенный самим же руководством Ford принцип OneFord был странным образом нарушен. Похожая ситуация сложилась и с Focus нового, четвертого поколения. Модель уже представлена в Европе, однако на конвейер завода во Всеволожске ее планировалось поставить лишь в 2020 году.

Есть и еще один очевидный промах, спровоцировавший сворачивание легкового направления Ford в России, связан с неактивностью в бюджетном сегменте. Американская компания не разработала и не представила в России ни одной по-настоящему доступной модели, которая могла бы соперничать с "лоукостерами" концернов Renault-Nissan и Kia-Hyundai, равно как с продукцией АвтоВАЗа.

Добавить комментарий

десять − 2 =