Гост установки противотуманных фар

Автомобили

Во время тумана, дождя или снегопада лучи ближнего и особенно дальнего света, отражаясь и рассеиваясь от мельчайших капель воды или снежинок, создают полупрозрачную пелену, сильно ухудшающую видимость. Для улучшения видимости в этих условиях на автомобилях устанавливаются противотуманные фары. Кроме этого широкий пучок света противотуманных фар хорошо подсвечивает обочину, облегчая маневрирование на извилистых дорогах.

Конструкция противотуманной фары обеспечивает формирование плоского горизонтального светового пучка с достаточно резкими светотеневыми границами сверху и снизу. У такого пучка лучшая контрастность освещенности пространства перед автомобилем.

Следует отметить, что желтый цвет ламп или рассеивателей противотуманных фар не имеет каких-либо существенных преимуществ по сравнению с белым.

Требования к установке противотуманных фар

Правилами дорожного движения (ПДД) на основании ГОСТ 8769-75 разрешено устанавливать противотуманные фары исключительно в количестве двух штук не дальше 400 мм от плоскости бокового габарита (по внешней кромке рассеивателя) и не ниже 250 мм от уровня поверхности дорожного покрытия (по нижней кромке рассеивателя). Правила №48 Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК) ООН "Единообразные предписания, касающиеся утверждения транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации" дополнительно предписывают их установку не выше фар ближнего света (кроме полноприводных автомобилей). Углы видимости противотуманных фар (в пределах которого фары не загораживаются какими-либо элементами автомобиля) должны составлять: вертикальный +15. -10 о , горизонтальный — +45. -10 о . Противотуманные фары должны включаться только вместе с габаритным светом автомобиля.

Требования к противотуманным фарам

Противотуманные фары должны быть в обязательном порядке сертифицированы на соответствие Правилам №19 ЕЭК ООН "Единообразные предписания, касающиеся официально утверждения противотуманных фар для автотранспортных средств". Фары, прошедшие проверку на соответствие Правилам ЕЭК ООН получают знак международного утверждения — несмываемую надпись на рассеивателе или защитном стекле фары (обычно закладывается в заводские пресс-формы и имеет рельефное изображение). Этот знак содержит информацию о стране, выдавшей утверждение, его номере, категории фары и др. Например, если фара сертифицирована в России на ней будет стоять знак Е22 в круге. Категории фар обозначаются следующим образом:
С — ближний свет;
R — дальний свет;
Н — только с галогенной лампой;
PL — пластмассовый рассеиватель;
S — цельностеклянный оптический элемент (лампа-фара);
В — противотуманная фара.

В большинстве противотуманных фар применяется однонитевая лампа категории Н1. Кроме нее применяют также лампы категорий Н2, Н3 и Н7 (усовершенствованная лампа Н1).

Из предлагаемых в продаже противотуманных фар хорошо зарекомендовали себя недорогие отечественные фары производства ОСВАР и "Автосвет". Из дорогих можно рекомендовать фары фирм "Hella" и "BOSCH".

Установка противотуманных фар

Устанавливать противотуманные фары на автомобилях "НИВА" предпочтительнее на переднем бампере или на "кенгурятнике". Установка их под передним бампером значительно снижает угол переднего свеса (один из параметров оценки проходимости автомобиля) и соответственно увеличивает риск разбить их при движении по бездорожью.

Подключение противотуманных фар к электрической цепи автомобиля может быть выполнено по однопроводной схеме ("плюс" на проводе, "минус" через крепеж фары), либо двухпроводной ("минус" и "плюс" имеют отдельные провода). Ввиду ненадежного контакта из-за коррозии мест крепления фар под воздействием окружающей среды предпочтительнее является двухпроводная схема.

Противотуманные фары являются мощными потребителями тока и должны подключаться через отдельное реле, иначе токи большой силы могут вывести из строя переключатель и управляющую электропроводку:

Читайте также:  Форд транзит размеры кузова

Предложенная выше схема подключения предлагает следующие режимы работы противотуманных фар:
1. выключены;
2. включаются вместе с включением дальнего света основных фар, в том числе при сигнализации дальним светом:
3. включены постоянно (работает только при включенном габаритном свете).

Для установки необходимо закупить следующие детали:
— реле автомобильное (например, типа РС527 или 90.3747);
— колодку с ножевым предохранителем номиналом 16А;
— трехпозиционный переключатель, например вентилятора отопителя салона;
— провод сечением не менее 2,5 мм 2 для силовых цепей (зависит от мощности применяемых ламп);
— провод сечением не менее 0,75 мм 2 для цепей управления;
— клеммы соединительные (так называемые "мамы").

Если нет желания устанавливать дополнительную колодку с предохранителем, можно провести силовую цепь через незанятые места на штатных панелях предохранителей, например №12, установив туда предохранитель на 16А. Провода лучше использовать с внутренней тканевой изоляцией — они более устойчивы к перетиранию.

Подключение проводов выполняется согласно схеме. Удобно использовать для этого переключатель вентилятора отопителя:

Номера контактов 1, 2 и 3 на переключателе соответствуют указанным выше на принципиальной схеме. Контакты 4 и 5 предназначены для внутренней подсветки клавиши. Их нужно подключить к белому и черному проводу у любой из клавиш "бороды", имеющей подсветку.

Выключатель противотуманных фар устанавливается в подходящее по размеру свободное гнездо, закрытое заглушкой.

Для установки реле лучше использовать подкапотное пространство, в некоторых местах которого есть незадействованные шпильки, например на левом брызговике под запасным колесом или у полки над аккумуляторной батареей. Я выбрал второй вариант:

Теперь можно проложить проводку и выполнить подключение согласно схеме. Места подключения изолируются резиновыми или ПВХ трубками, надетыми на клеммы. Для изоляции контактов, подходящих непосредственно к противотуманным фарам, можно использовать резиновые колпачки от резисторного датчика давления масла.

Все, подключение закончено.

Практически аналогичную схему, но с возможностью использования незадействованной на части автомобилей проводки очистителей фар, предлагает на своем сайте KUK. Эта статья с разрешения автора скопирована на наш сайт.

Установка противотуманных фар не является обязательным требованием ПДД, а ее необходимость для многих автолюбителей остается спорным вопросом. Но в случае проведения этого мероприятия следует руководствоваться определенными правилами.

Требования к установке противотуманных фар

Как и многое автомобильное оборудование, приборы противотуманного освещения должны быть установлены и размещены правильно, в соответствии с предъявляемыми требованиями. Согласно ПДД (правил дорожного движения) на основании ГОСТ 8769-75 устанавливать противотуманные осветительные приборы разрешается исключительно в количестве 2-х штук. Располагаться они должны:

  • не дальше 40 см от боковой плоскости автомобиля (по внешней кромке фары);
  • не ниже 25 см от поверхности дорожного полотна (по нижней кромке фары);
  • световые отверстия противотуманных осветительных приборов должны находиться ниже верхней точки светопропускающего проема фар ближнего освещения.
  • углы видимости противотуманок, в пределах которых они не загораживаются какими-нибудь элементами автомашины, должны составлять: по вертикали +15–10 о , по горизонтали +45–10 о .

Включаться противотуманные приборы освещения должны только совместно с габаритным светом.

На современных автомобилях, как правило, о месте установки противотуманных фар уже позаботились производители транспортного средства. У большинства автомашин на бампере предусмотрены специальные места для ПТФ и если даже сам прибор отсутствует, то там, где он должен находиться, стоят заглушки. Их необходимо извлечь и вместо них установить ПТФ.

Читайте также:  Не работают стоп сигналы на приоре

Если на автомобиле не предусмотрено место для ПТФ, то его придется подбирать. В этом случае установка противотуманных фар должна проводиться в строгом соответствии с требованиями по их размещению на автомобиле и подключению. Правильная установка и настройка этих приборов обеспечит максимальную эффективность их работы. Регулировку фар проводят после их монтажа с фиксацией предусмотренных креплений. При этом добиваются правильного угла падения светового потока на дорогу.

Способы подключения противотуманных фар

Подключение противотуманных фар может быть выполнено несколькими способами. Самое простое и надежное – подключение к уже имеющейся, предназначенной для питания ПТФ, проводке автомобиля. В этом случае заводская электрическая схема уже содержит все необходимые элементы (подводящие провода, разъемы для подсоединения, реле, предохранитель, выключатель) – остается только установить фары и подключить их к имеющимся разъемам. Этот способ реализуется только на автомашинах полной комплектации, когда покупают новые ПТФ для замены установленных или чтобы доукомплектовать транспортное средство. При приобретении фар следует убедиться, что они подходят к модели авто, как по штекерному соединению, так и по монтажным параметрам.

Если у автомашины отсутствует электрическая цепь для подключения ПТФ, то ее придется прокладывать самостоятельно. Для этого потребуются медные провода в изоляции, выключатель, реле, предохранитель и сами фары.

Частая ошибка – выполнение подключения ПТФ к габаритным огням. Провода и выключатель этих приборов не рассчитаны на потребляемый фарами ток!

Предохранитель в цепи питания ПТФ не роскошь. Это устройство спасет от возможного пожара в случае возникновения короткого замыкания проводки. Его номинал рассчитывают исходя из мощности фар. Если лампы в них, к примеру, на 60 Вт, то расчет тока в питающей цепи для двух ПТФ следующий.

60 Вт * 2 / 12 В = 10 А.

Предохранитель всегда выбирают с небольшим запасом – в данном случае требуется на 15 А.

Схемы подключения противотуманных фар

Самая простая схема подключения противотуманных фар – напрямую от аккумулятора, через выключатель. У каждой ПТФ есть два контакта для электрического питания ламп. Один из них на обеих фарах соединяют проводом в одну цепь и присоединяют к массе (металлической детали кузова) автомашины жестким болтовым креплением. Кузов транспортного средства подключен к минусовой клемме аккумулятора. На самом деле лучше провести провод до самой батареи и произвести подсоединение непосредственно к ее клемме с значком «–» – так надежней, нет риска потери питания из-за коррозии кузова и болта.

Вторые контакты фар используют для подключения к «+» аккумуляторной батареи. Их тоже соединяют вместе, а провод выводят на контакт реле с надписью 87. Далее контакты реле проводами подключают к:

  • 30-ый – присоединяют через предохранитель к плюсу аккумулятора;
  • 86-ой – к минусу аккумуляторной батареи или жестким болтовым соединением к массе автомобиля;
  • 85-ый – к «+» аккумулятора через выключатель и предохранитель, используемый в цепи 30-го контакта.

Кнопку включения ПТФ монтируют на панели салона автомобиля в удобном месте. Реле располагают на монтажной плате. В блоке предохранителей, как правило, найдется свободный разъем для установки дополнительного, применяемого в цепи ПТФ. Можно также использовать какой-нибудь из установленных в блоке.

Более сложная схема, основанная на предыдущей – подключение к плюсу аккумулятора через замок зажигания. То есть от кнопки питания ПТФ электрическую цепь прокладывают не на предохранитель и затем к батарее, а к любому проводу, в котором появляется напряжение при включении зажигания. Так как подключить противотуманные фары по этой схеме к питанию можно только при включенном зажигании, то это позволит избежать ситуации, когда случайно забывают ПТФ горящими при неработающем двигателе.

Читайте также:  Нужно ли смазывать бендикс стартера

Предыдущие схемы позволят выполнить требование ПДД о том, что перед включением ПТФ должны быть зажжены габаритные огни. Чтобы подключение фар соответствовало действующему законодательству, кнопку ПТФ подсоединяют к выключателю наружного освещения автомобиля.

Светодиодные противотуманные фары

Российские производители ламп торопятся прекратить выпуск обычных ламп и перейти на энергосберегающие. И это логично – они существенно экономят электроэнергию, обладают более длительным сроком службы, имеют низкое тепловыделение и ассортимент цветов свечения. А что же с автомобилями? Странно, но здесь процесс перехода на светодиодные лампы идет медленнее, хотя преимуществ от использования таких фонарей можно получить целую массу.

Преимущества светодиодных противотуманок

Во-первых, противотуманные светодиодные фары очень надежны. Во-вторых, свет от них имеет четкую границу и во время тумана луч стелется непосредственно над дорогой, подсвечивая туман снизу. В-третьих, противотуманки помогают не только во время тумана, но и при снегопаде, обильном дожде и пр. Отметим, противотуманные фары (ПТФ) и задние противотуманные фонари могут быть включены одновременно только в трех случаях: в тумане, в условиях недостаточной видимости и условиях ограниченной видимости.В-четвертых, светодиодные фары пожаробезопасны, поскольку не нагреваются. В-пятых, ПТФ выигрывают не только перед обычными лампами, но перед ксеноном. Так, светодиодные лампы практически не ослепляют проезжающие автомобили и в отличие от ксенона не запрещены в европейских странах, а яркость светодиодных ламп по последним исследованиям соизмерима с 40 Вт ксеноновыми.

Корпус светодиодных ламп выполнен из металла, что благоприятно для охлаждения ламп.

Установка противотуманных фар

Сегодня многие автовладельцы не совсем правильно относятся к установке противотуманок, ставя на первое место желание преобразить автомобиль. Но правильней добиваться от светодиодных ламп помощи на дороге.

Тут немаловажным будет напомнить о правилах, предусмотренных ПДД, относительно установки ПТФ. На легковые автомобили допускается установка только двух противотуманных фар с рассеивателями белого или желтого цвета. Располагаться они должны симметрично относительно продольной оси не дальше 400 мм от плоскости бокового габарита (по внешней кромке фары) и не ниже 250 мм от уровня поверхности дорожного покрытия (по нижней кромке фары). Для легковых автомобилей ограничения по высоте накладываются требованием расположить дополнительные фары не выше фар ближнего света. Установленные на автомобиль фары не должны загораживать штатную оптику.

Кроме того, схема подсоединения противотуманников к бортовой сети должна предусматривать их совместное включение с габаритными огнями и освещением номерного знака. Очень важно правильно установить угол наклона фары, если его уменьшить всего на пару градусов, то оценить достоинства ПТФ вряд ли удастся – такой свет будет светить в глаза встречным водителям и создаст световую стену.

Таким образом, только профессионал сможет правильно установить противотуманные фары, чтобы вы могли почувствовать максимальное удобство от их использования и не нарушать правила дорожного движения. Специалисты автосервиса «Планета Железяка» имеют богатый опыт в установке ПТФ и дают гарантию на свою работу.

Добавить комментарий

три × пять =