Южный урал на машине

Автомобили

Южный урал на машине

Южный урал на машине

Когда-то давно я уже бывал на Урале, правда не в Башкирии. Под конец 90-х командовал там бойцами из студенческого стройотряда и два летних месяца ремонтировал железнодорожные пути Качкарнарского ГОКа. Предельно насыщенное на события и впечатления было лето, сопровождаемое каким-то невероятным количеством полученного личного опыта.

Эпичнейшая драка на дискотеке в Валериановске, небольшом поселке рядом с Качканаром, с местными хлопцами за первую красавицу тех мест (жена, я правда просто пригласил ее на медленный танец тогда), закончившаяся полным нашим разгромом. На сельских дискотеках уметь драться нужно, это вам не каратисткий танец городских хлюпиков «один на один», а тот случай, когда дрыном, выдернутым из ближайшего забора, прилетает сзади по затылку.

Был 40-литровый бидон с брагой, поездка на какой-то местный турслет, разборки с гопотой на задворках вокзала в Екатеринбурге и постепенно пришедшее понимание на будущее, что к браге и молодому вину нужно относится с предельной осторожностью. Пьется легко, а последствия абсолютно непредсказуемы.

Был тогда и фактически первый в жизни автомобильный опыт, и поездка на гору Верблюд на служебном «газоне» с неработающим ручным тормозом и полным кузовом людей. Права имелись только у одного из наших бойцов, и он тогда был не за рулем.

В общем, прекраснейшее было время, от которого осталось куча историй и умение забивать костыль в шпалу с двух ударов кувалды. А вот времени на осмотр местных природных красот тогда явно не хватило. Однозначно нужно было ехать еще раз.

На Урал стоит ехать любителям промышленного туризма, чтобы погрузиться в атмосферу металургических заводов, бывших в 18 веке отдельным индустриальным государством посреди огромной аграрной страны и имевшим свою власть, культуру и ментальность. В эпоху современного общества потребления можно повспоминать про те времена, когда люди поклонялись труду и своему делу.

У нас же в этот раз был упор исключительно на природные достопримечательности, а также очень хотелось в общий автомобильный маршрут добавить сплав по какой-нибудь из спокойных уральских рек. Сын еще ни разу не выходил на воду и нужен был адекватный тест-драйв, без веселого прохождения порогов кверху килем.

Маршрут.
В очередной раз благодарю своих сетевых друзей, Костю 9orblnbl4 и Романа roman-smirnov , поделившиеся треком, точками и концентрированным описанием основных красот и достопримечательностей. За что им отдельный лайк в карму.

Южный урал на машине

В итоге маршрут получился такой:

10.08.2019 Москва – Тольятти. Пробег – 1000 км.
Доездинг. Ну что могу сказать… После Рязани дорога становится двухполосной, достаточно плотный трафик, частые обгоны и большое количество ремонтов, где организовано реверсивное движение, не дают держать приемлемую для меня среднюю скорость. Несмотря на достаточно ранний выезд, в Тольятти въехали уже в темноте. Ночевали в небольшом частном отеле.

11.08.2019 Тольятти – Жигулевские горы – Уфа. Пробег – 500 км.
Первую половину дня лазаем по Жигулевским горам, заезжаем на гору Стрельная и находим заброшенные штольни около Ширяево. Места понравились, несмотря на отвратительную погоду в начале дня.

В Уфу приезжаем уже поздно ночью, задержавшись в Тольятти в поисках столовой. Ночуем опять в небольшом отеле, на окраине города.

Отзыв о путешествии на своей машине по Южному Уралу. Советы туристам, природа Урала, уникальные достопримечательности и фотографии.

Предисловие

Путешествие мы начали с города Пермь. Пермский край — это Предуралье. Там очень красиво. Увидеть реку Каму должен каждый — это захватывающее зрелище. Урал сам по себе очень красив и необыкновенен. Наша команда — 4 путешественника. Цель нашей поездки — увидеть необычайно красивые места Южного Урала. Все 7 дней поездки прошли с пользой и пролетели как одно мгновение.

В путешествии пользовались Гугл-картами и Яндекс-Навигатором. Последний постоянно прокладывал нам путь по объездной, но хорошей дороге.

Наш маршрут был следующим:

  1. Пермь.
  2. Кунгур (Кунгурская пещера).
  3. Екатеринбург (Ганина Яма).
  4. Сысерть (Тальков Камень).
  5. Челябинск и немного Башкирии (река Ай).

Дорога до Урала

По пути мы сделали большой крюк. Однако это не омрачило поездку: путешествие оказалась очень интересным, увлекательным, хоть и трудным. Весь путь проходил в основном по нормальной дороге. Периодически попадались ямы и пробки в центре города — особенно это касается Екатеринбурга.

В каждом крупном городе на въезде-выезде есть заправка. За всю поездку на бензин потратили 3280 рублей.
Хочется сказать, что во время длительных путешествий нужно быть готовым ко всему. К примеру, у нас случился перегрев вентилятора машины потому было очень жарко.

Еще стоит отметить, что на Урале погода непредсказуемая: за день она может поменяться несколько раз. К примеру, с утра выходит солнце, днем идет дождь, а к вечеру неожиданно выпадает снег. Вот почему нужно взять в дорогу теплые вещи.

Кунгурская пещера

Выехали из Перми (район железнодорожного вокзала) 8 июля рано утром, по местному времени в 06:00 (разница с Москвой — 2 часа). Проехали через следующие села: Лобаново, Кояново, Янычи, Кукуштан, Шадейка. Через 2,5 часа прибыли в город Кунгур. Погода обещала быть приятной, солнечной. Ехали очень медленно, так как некоторые дороги оставляют желать лучшего. Расстояние до Кунгура — 100 км. Это первый крупный город после Перми.

Посетить поистине уникальную Кунгурскую пещеру приезжает немало туристов. Побывав в этом месте хоть раз, влюбляешься в него навсегда.

На входе купили билеты (взрослый — 700 рублей, детский — 500 рублей) и пошли на обзорную экскурсию.
Заранее на сайте забронировали гостиницу. Самый ближайший отель можно посмотреть здесь. Есть и бассейн, и даже сауна, но цены там приличные. За сутки обычный двухместный номер стоит 2300 рублей.

Путешествие в Екатеринбург

От Кунгура до Екатеринбурга мы ехали 4 часа. Дорога на трассе Р-242 хорошая. Мы специально сделали круг (отправились через Екатеринбург, а не Красноуфимск), чтобы увидеть больше достопримечательностей. По пути проехали города Ревду и Дружинино, где заправили машину и перекусили. Понравилось кафе "Святая Русь", но бензин тут почему-то оказался дороже, чем в Перми.

Свердловская область считается столицей Урала — здесь много интересных и красивых мест. Свое внимание мы больше акцентировали на природе, чем на достопримечательностях, поэтому в городе Верхняя Пышма посетили всего два интересных места: Музей автомобильной техники и "Боевая слава Урала".

Музей военной техники

Сначала мы посетили музей "Боевая слава Урала", так как он был ближе всего по пути. Билет стоил 100 рублей. Там же можно купить различные сувениры, связанные с Великой Отечественной войной. В "Боевой славе Урала" мы заодно приобрели билет в музей автомобильной техники.

Самолет в Музее военной техники

Пока мы гуляли в здании, рассмотрели все экспонаты и сделали много хороших фото. Позже приехал экскурсионный автобус, и мы отправились в другое место.

Конечно, такая автомобильная техника нас впечатлила. Все машины были полностью в рабочем состоянии.

Музей автомобильной техники

Нам все понравилось, только на территории музеев нет ни кофейни, ни даже ларька, где можно было бы купить простой воды. Ближайшее кафе расположилось примерно в 500 метрах от здания.

Газ "Чайка" из Музея автомобильной техники

Ганина Яма

Мы побывали в знаменитом мужском монастыре. Он очень красивый, но в самом помещении церкви нельзя делать фотографии.

К сожалению, мы немного опоздали на экскурсию, но все равно нам очень там понравилось. В самой церкви красиво, чисто и спокойно. Записаться и узнать об экскурсиях можно также на официальном сайте. На территории монастыря стоят памятники семьи Романовых.

Памятник Николаю 2

Неподалеку была расстреляна семья Романовых.

Памятник семье Романовых

На территории храма есть музей, где подробно описана жизнь царской семьи (экспонаты, картины и многое другое).

В храм нельзя входить девушкам без платков и с открытыми коленками, а также в штанах. Но на входе выдают платки и длинные юбки.

Город Сысерть

В этом городе есть озеро, которое окружено лесом и названо памятником природы. Его второе имя — "Бажовские места".

Озеро в Сысерти

Это сказочное место завораживает своей красотой: сосновые леса, березовая роща, тихий пруд, красивое озеро, лесные животные, вкусные ягоды и чистейший воздух. Это нужно просто увидеть своими глазами.

Вид на Тальков камень

Если путешествуешь по лесам Урала, то нужно запасаться специальными средствами против комаров, мошек и клещей. Нам таких средств не хватило, и пришлось надевать высокие резиновые сапоги летом.

Вид на обрыв с Талькова камня

На входе в "Бажовские места" сидит приятная женщина, которая продает билеты и рассказывает о маршруте протяженностью около 5 километров в одну сторону. Территория очень большая. Вместе с билетами выдается карта, на которой отмечено, как и куда идти, а также что можно по пути увидеть. По всему маршруту были расставлены указатели, так что заблудиться сложно.

Подпись "Тальков камень"

Лесной Тальков камень

Цена билета — 60 рублей, но здесь предоставляют и другие услуги. Можно взять на прокат туристический инвентарь (палатки, спальные мешки и другое снаряжение), а также заказать экскурсию или даже арендовать беседку на сутки.

Тальков камень и невероятная природа

По пути к знаменитому озеру мы встречали белок, диких птиц (во многих местах были развешаны кормушки). К сожалению, мы не увидели бобров, которые живут в плотине, так как приехали туда утром, а животные выходят показаться лишь вечером.

Тальков камень и прекрасные виды

Получили много впечатлений, уезжали из этого невероятно красивого места с грустью.

Город Карабаш

Когда мы ехали из Сысерти в Челябинск, нам по пути попался странный город. Посмотрели в интернете и узнали, что это заброшенный Карабаш. Он считается самым грязным городом в мире.

Дома стоят пустые, все заброшено — и заводы, и шахты. Вода и земля оранжевая, ничего не растет.

Оранжевая земля в Карабаше

Становится страшно, когда попадаешь в такое место.

Город Златоуст

По пути в Челябинск нам пришлось остановиться в городе Златоуст. Во-первых, у нас "закипела" машина, во-вторых, это был первый полноценный город после Сысерти, где есть большие магазины, заправки и кафе. Именно в этом городе находится знаменитый национальный парк "Таганай". Побывать там нам не удалось, но мы пообещали себе посетить его в другой раз. За одно путешествие все уникальные места Южного Урала не объездишь.

Еще хотелось бы отметить, что самый красивый закат бывает именно на Урале. Когда садится большое красное солнце, облака окрашиваются в насыщенный розовый цвет.

Город Челябинск

Мы почти у цели. За все время путешествия никто не чувствовал себя усталым. Мы, как и в начале пути, были по-прежнему полны сил и энергии.

Прибыли в поселок Межевой. Здесь начинается переправа по воде. Мы арендовали лодки, а точнее, заказали туристическую поездку по реке Ай, так как это единственный способ добраться до самых живописных мест.

Аренда лодок на реке Ай

Поездку по реке мы бронировали заранее, а уже на месте, в Межевом, заплатили по 3500 рублей с человека. Нам предоставили лодки, палатку, спальные мешки, а также организовали завтрак, обед и ужин. В стоимость были включены страховка и услуги инструктора, который плыл с нами в надувных лодках.

Поездка по реке Ай

В каждую лодку помещалось по 6 человек.

Пещера Кургазакская, Сухие водопады и Сикияз-Тамак

Глубина этой пещеры составляет 18 метров. Вниз мы не спускались, так как не было с собой специального снаряжения. Внутри пещеры достаточно холодно (температура была примерно +6 градусов), и грязно (надевали резиновые сапоги).

Сухие водопады — это уникальная природная достопримечательность. По камням весной стекает вода, прямо в реку, а летом вода полностью высыхает. Это явление и дало название "Сухим водопадам".

Сквозная пещера Сикияк-Тамак — это танцевальный грот. Любителям экстрима здесь должно понравиться. Однако если вы страдаете клаустрофобией, то лучше не рисковать: в пещере нужно на четвереньках ползти по очень узкому туннелю. Нам пришлось выстоять длинную очередь, прежде чем мы смогли попасть в этот грот.

На всем пути нам еще много встречалось пещер и гротов, мы даже не смогли всех считать.

Грот около реки Ай

Еще нам встретился настоящий артезианский фонтан и черепаха, которую сама природа сделала.

Артезианский фонтан и природная черепаха

Читаю, как многие авторы в отчетах об автопутешествиях пишут: проехал Уральские горы… скорей проехать проскочить Уральские горы… объехать Уральские горы… А не стоит их объезжать и проскакивать. Лучше взять и остановиться тут на день или два. А можно и приехать в отпуск недели на две. В этом отчете расскажу об авто-пешем путешествии по Южно-Уральским горам Челябинской области и немного Башкирии.

Первые горы, которые нам захотелось посетить-посмотреть, это были горы национального парка Таганай. Выспавшись, наш экипаж из Челябинска отправился в путь, предполагая, что к 17:00 приедем к входу национального парка, затемно дойдём до турприюта «Белый ключ». Но нет. Из-за ремонтов дороги М5 к входу в нацпарк приехали под вечер. Оставив автомобиль на охраняемой стоянке, взяв рюкзаки, побежали до турприюта. Спешили, чтоб успеть до темноты. Так спешили, что оставили фотоаппарат в автомобиле. Но чтоб показать красоты нашей природы, размещу фотографии с зимнего похода выходного дня. До приюта 8 км. В ближащие два дня мы поднялись на двуглавую сопку, дорога на которую начиналась сразу от приюта, посмотрели Перья.

Южный урал на машине

Cходили на Откликной гребень.

Южный урал на машине

Южный урал на машине

и гору Круглица.

В общем, после трипа, находясь в домике, решили, что после такого отпуска нужен еще тюлений отпуск где-нибудь на море. И никуда дальше по горам не хотелось уже ехать.

Утром светит солнце, тишина леса, мягкая ломота в теле просит ехать на озеро. И отправились мы на высокогорное озеро Зюраткуль. И вновь ремонт дороги М5 увеличивает время в пути в два раза. По трассе в наших горах очень напрягают люди, совершающие опасные обгоны. Последнее время увеличилось число людей, надеющихся на удачу. При подъёмё на перевал начинают двойные, тройные обгоны, когда до встречной фуры метров 100, водители не успевают закончить маневр и выталкивают другой авто на обочину. А обочины в наших горах-то и нет: либо обрыв с леском, либо железный отбойник! Жить-то хочется, едешь не нарушаешь, а из-за таких людей не факт, что и доедешь, даже если ты невиновен.

Люди торопятся в отпуск, гонят по 1000 км в день, вот и начинают обгонять какую-нибудь пыхтящую в гору фуру. А зачем обгонять? Ну, обгонишь эту, упрешься тут же в следующую. И опять придется тебе рисковать своей и чужой жизнью, идя на обгон. Наши горы недлинные, едь спокойно час, другой, да и кончатся они, пройдут перевалы. Там уже и 2 полосы, гони безопасно.

Въезд в нацпарк «Зюраткуль» платный. Тут мы планировали две ночевки. Ходили вдоль озера, смотрели, что осталось от Китовой пристани.

Южный урал на машине

Южный урал на машине

Поднялись на гору Зюраткуль.

Южный урал на машине

Южный урал на машине

Южный урал на машине

Южный урал на машине

Попали под сильный дождь, который начинался очень эффектно и брутально..

Южный урал на машине

Поднакопив за эти два дня сил, отправились чуть дальше в деревню Сибирка. Очень понравился участок дороги с Зюраткуля до трасы М5, где едешь вдоль высоких деревьев..В Сибирке остановились в турприюте «Ледяной фонтан».

Южный урал на машине

На фоне заброшенных домов самой деревни это место казалось просто оазисом.

Взяв в прокат велосипеды, осмотрели деревню и прокатились по местным лесным дорогам. Ну как прокатились, местность то горная, вниз хорошо, а вот наверх…

На следующий день пошли до горы Уван. Чтоб сократить расстояние, доехали на автомобиле до кордона «У Трёх вершин». Дорога в пограничном состоянии, когда уже нужен автомобиль повыше, чем легковой. Кордон «У Трёх вершин» — очень красивое место. Оно нам так понравилось, что на следующий день просто приехали сюда, чтоб любоваться видами.

Южный урал на машине

Южный урал на машине

С кордона можно сходить на гору Нургуш и на гору Уван. Мы пошли на Уван.

Южный урал на машине

Южный урал на машине

Южный урал на машине

Южный урал на машине
Вдалеке виднеется озеро Зюраткуль, где мы были два дня назад.

Южный урал на машине

Дорога на Уван не сложна и не вызывается сильного физического напряга.

Переночевав, мы отправились в село Тюлюк, чтобы пожить в селе и сходить на гору Иремель. И снова ремонт трассы М5 увеличил время в пути. Дорога от села Меседа грунтовая, всего 28 километра грунтовой дороги. По обочине — разливы рек, болотца.

Южный урал на машине

Южный урал на машине

Южный урал на машине

С небольшими остановками приехали в село Тюлюк. В этот раз решили для начала остановиться в палатке. Палатку поставили у реки. Шум реки настолько сильный, что вначале заглушал всё. После, когда мозг адаптировался, стали слышны и пение птиц и мычание коров из села.

Южный урал на машине

До горы около 15 км пути, из них 6 км можно доехать на подготовленном вседорожном автомобиле, либо от села заказать заброску: 1600 рублей за буханку, либо по 200 рублей с человека.

Но мы же походники, идти так идти. Ну, мы и пошли. Нас то и дело обгоняли то Уралы, то Уазики, а мы шли и шли, шли и шли… 6 километров лесовозной дороги.

Южный урал на машине

Красоты стали появляться, когда уже свернули с лесовозной дороги, как раз за шлагбаумом, где нужно внести денежный вклад за проход.

Южный урал на машине

Южный урал на машине

Южный урал на машине

Южный урал на машине

Южный урал на машине

На вершине горы Иремель мы просидели около двух часов, просидели бы и больше, но стремительно стали надвигаться дождевые облака, которых по прогнозу не должно быть. Причем на самой вершине видимость есть, а подножье скрыто облаками. Не видно дальше вытянутой руки ничего. Приняли решение, где облака нас накрыли, там и остаться (чуть спустившись с плато), а то в нулевой видимости легко уйти не туда и заблудиться. А какой сразу гром гремел, какой ливень был, как холодно стало, как грелись у дерева, боясь ударов молнии, прижавшись друг к другу словно эскимосы, как разжигали костер под тентом — это все лучше рассказывать внукам как байки. Отмечу лишь, что на обратной дороге на лесовозной дороге сил не осталось почти совсем. В общем, берите заброску хотя бы туда, а лучше и обратно.

Утром снова светит солнце, после дождя вода в реке стала мутной и непригодной для питья. Отправился узнать, где взять воду на селе. И тут маленький «полтергейст» со мной произошёл. Нужно учитывать, что после похода сил вообще не было, хотелось есть, а еще больше пить. Так мир по-другому воспринимается. Иду вдоль берега, вижу козу с «кругляшами на бороде», неприятно смотреть. Иду дальше, вижу, сидит то ли коза то ли козел, а у ней один рог растёт с середины головы и закручивается, как у барана, только к носу. ОДИН рог! Сфотографировал, иду дальше, вижу, стоит колонка с водой, я к ней, а воды в ней нет. Подходит мужик и говорит: «Давайте-ка я вам воды дам, возьмите у нас. Колодезная. ВЫ ТАКОЙ НИКОГДА НЕ ПРОБОВАЛИ».

Ну, думаю, хорошо, наберу бутылку. Обратил внимание, что хребет Зигальга (гора напротив) показался тёмным-тёмным. Страшным. Пошел с мужиком, а мужик весь какой-то морщинистый… набрал воды. Вода холодная, бутылка запотела сразу. Только мне выходить, а на крыльцо вышла женщина. Забитая какая-то и голосом сухим и тихим говорит: «Я ВАМ НЕ СОВЕТУЮ ПИТЬ ЭТУ ВОДУ». Мужик цыкнул на неё, и я ушел. Иду. отхлебнул воды, а вода-то укропная! Тут же вспомнил и козу, и козла, и вспомнил, что рядом с Иремелем аномальные зоны есть, и гора Иремель сама враждебная. Ну, право смех сейчас писать об этом, а тогда…

Южный урал на машине

Воду вылил, узнал, где находится магазин, в котором и купил воды. После гуляли по селу. Село местами заброшено, но так понравилось, что решили остаться еще на один день.

Южный урал на машине

Южный урал на машине

Сходили до Ларькино ущелья. В этом месте был стремителен поток воды, и была поставлена мельница.

Южный урал на машине

Южный урал на машине

Резка погода на Южном Урале: утром солнце и тепло, вечером дождь и холодно. В следующие дни погода поменялась, было все время прохладно и дожди. В палатке было уже неуютно, арендовали дом в Кордонном, что ближе к хребту Зигальга. Место с отличным видом на малый Иремель.

Южный урал на машине

На следующее утро пошел снова дождь и не видно стало малого Иремеля.

Южный урал на машине

Но это не помешало сходить на скалу Орлиное гнездо.

Южный урал на машине

Южный урал на машине

Южный урал на машине

Южный урал на машине

Южный урал на машине

Южный урал на машине

Вечером после дождя.

Южный урал на машине

Решили еще на один день остаться. Вечером познакомились с семейной парой из Самары. Они собирались ехать искать заброшенную военную базу, которая давно расформирована. Я присоединился к ним, мы знали только направление, а сколько до неё, не сказали. Поехали на Рено Дастер. Дорога заросла совсем. И колеи, и камни, и трава, и горки. Не ожидал такой геометричной проходимости Дастера. Едем, а базы не видно, где что стояло? В итоге приехали к обрыву.

Южный урал на машине

Развернулись обратно и тут только обнаружили места стоянки установок, их видно только, когда едешь в обратном направлении. Походили, поездили, посмотрели. Как оказалось, это все недалеко от Кордонного и нужно было идти пешком, а не мучить автомобиль. В итоге на одном из спусков посреди между передним и задним колесом оказался камень. На котором, вырываясь из «плена», оторвали переднее крыло. По сути между колесом и камнем зажат был брызговик, но он так крепко крепится к крылу, что вместо того, чтоб оторваться, потянул за собой крыло.

Вечером вновь любовались видами с нашего домика.

Южный урал на машине

Остались еще на два дня, гуляли по селу Тюлюк, ходили вдоль реки Тюлюк. Гуляли по Кордонному, ходили вдоль реки Юрюзань.

Южный урал на машине

Южный урал на машине

Южный урал на машине

Южный урал на машине

По вечерам наблюдали «горящие» горы.

Южный урал на машине

Южный урал на машине

Южный урал на машине

Обратно 260 километров до дому, в связи ремонтами дорог, Камазами, груженными арбузами, которые ну очень медленно преодолевали перевал Уреньга, заполняя ароматами гари всё вокруг, дорога заняла около 7 часов.

Добавить комментарий

семнадцать − 9 =