Карбюраторы солекс устройство регулировка ремонт

Автомобили

Карбюраторы солекс устройство регулировка ремонт

Карбюратор «Солекс» знаком многим владельцам классики ВАЗ, а также переднеприводных «восьмерок» и «девяток». Эти устройства, хорошо себя зарекомендовавшие на протяжении многих лет, и сегодня можно встретить на некоторых машинах, где они заменяют штатные изделия. «Солекс» выпускает ДААЗ – Димитровградский автоагрегатный завод. По сравнению со своими «собратьями» «Озоном» и «Вебером» эта конструкция имеет целый ряд преимуществ. Однако чтобы они были реализованы в полной мере, необходима точная регулировка карбюратора Солекс. Но обо всем по порядку.

Конструкция и особенности

В изделии имеется пара камер, оснащенных дроссельными заслонками с дозировочными устройствами. Еще есть переходные системы и возможность регулирования холостого хода. В конструкции «Солекса» — важные узлы, благодаря которым карбюратор считается надежным и экономичным:

  • экономайзер: обеспечивает стабильную работу ДВС на переходных режимах;
  • ускорительный насос: обогащает смесь при открытии дроссельной заслонки;
  • полуавтоматическое пусковое устройство: гарантирует воспламенение топливно-воздушной смеси при низкой температуре;
  • переходная система: нужна для плавного перевода режима работы мотора со среднего уровня нагрузок на максимальный;
  • фильтр.

Карбюраторы солекс устройство регулировка ремонт

Почему приходится регулировать карбюратор

Сначала необходимо остановиться на признаках ненормальной работы устройства. Один из них – «провал», когда после резкого нажатия на педаль акселератора скорость не увеличивается, а сначала сбрасывается. Также могут возникать подергивания при движении машины и вялый разгон. Подобные симптомы могут вызвать:

  • некачественный бензин;
  • сложные условия эксплуатации: имеется в виду попадание в карбюратор грязи, влаги и редкая чистка;
  • неправильная регулировка.

Еще одна причина – несоответствие октанового числа топлива тому, что заявлено производителем.

Как настроить карбюратор «Солекс»

Ее можно делать, не снимая устройство с машины. Однако в некоторых случаях для настройки некоторых параметров это делать приходится. Оба варианта рассматриваются дальше. Как отрегулировать карбюратор прямо на автомобиле?

Выставление уровней в поплавковых камерах

Перед регулировкой запустите двигатель и прогрейте его в течение 10 минут, после чего выключите зажигание. Следующие действия:

  • отсоедините топливный шланг от устройства;
  • открутите 5 винтов, крепящих крышку карбюратора;
  • отсоедините тросик управления воздушной заслонкой;
  • ровно и медленно поднимайте вверх крышку, чтобы не деформировать поплавки;
  • штангенциркулем измерьте расстояние от плоскости крышки до поверхности топлива – должно быть 23-25 мм;
  • при неверном значении подогните язычок поплавка в каждой из камер в нужную сторону;
  • заодно проведите очистку камер от грязи;
  • поставьте крышку на место, далее нужна установка демонтированных элементов.

Карбюраторы солекс устройство регулировка ремонт

Для проверки качества настройки пустите силовой агрегат и подсветите фонариком малые диффузоры: бензин должен закапать не ранее, чем через 30-40 секунд. Если это не так, проведите регулировку заново.

Регулировка иглы

Положите крышку «Солекса» на горизонтальную ровную поверхность. Теперь подгибанием металлических «лепестков» отрегулируйте ход иглы клапана, который должен быть равен 2 мм. Заодно проверьте герметичность топливного крана. Для этого возьмите резиновую грушу, вставьте ее в наконечник входного штуцера и сожмите, чтобы она деформировалась. Одновременно очень плотно закройте пальцем канал возвратного штуцера. При перевороте крышки груша станет нормальной формы, что говорит о том, что клапан открывается, т. е. работает.

Карбюраторы солекс устройство регулировка ремонт

Выставление холостого хода

Заведите машину и прогрейте мотор до рабочей температуры в 85-90 градусов, а затем заглушите. Далее:

  • в нижней части «Солекса» найдите регулировочный винт качества смеси и вкрутите его до отказа (но не с чрезмерным усилием, чтобы не сорвать резьбу);
  • «сдайте назад», открутив винт на 4-5 полных оборотов;
  • пустите двигатель, вдавите ручку подсоса до упора;
  • вращая винт количества, добейтесь устойчивой работы ДВС при минимальных оборотах (по тахометру это 700-1100 об/мин);
  • вкручивайте обратно винт качества до тех пор, пока мотор не начнет пытаться заглохнуть, и выкрутите метиз на 1-1,5 оборота;
  • подкрутите винт количества, добиваясь 900 об/мин – если мотор начинает работать нестабильно, снова чуть открутите винт качества.
Читайте также:  Cadillac escalade краш тест

Карбюраторы солекс устройство регулировка ремонт

Что делать если мотор не реагирует на вращение винтов

Довольно-таки нередкая ситуация: вы крутите винт качества или количества, а двигатель никак не меняет обороты. Причина этого явления – плохое поступление бензина в один из каналов холостого хода (ХХ). При этом метиз, отвечающий за качество смеси просто не успевает перекрывать подачу бензина. Это происходит из-за:

  • неверного размера жиклеры: проверьте их диаметр и установите штатные изделия;
  • посадочное место под эти детали разболтано;
  • недостаточно прочно привернут электромагнитный клапан ХХ («бочонок» или цилиндр, к которому подходит электрический провод) или стоящая на его месте заглушка.

В подобной ситуации нужно запустить карбюраторный двигатель и сдернуть провод с клапана. Если мотор заглох, проверьте жиклер основной камеры (он имеет наибольший диаметр). При нормальной работе силового агрегата открутите «бочонок» и осмотрите посадочное место жиклера: если он болтается, придется менять крышку карбюратора. Не забывайте попутно чистить каналы устройства.

Как выставить переходный режим

Именно он «отвечает» за провалы педали акселераторе при резком на нее нажатии. Здесь главную роль играет отверстие, расположенное над дроссельной заслонкой (носик). После резкого надавливания на «газ» начинается подсос дополнительной порции бензина. Для того, чтобы провалов не было, необходимо тщательно подойти к выбору жиклера ХХ и носика, разбрызгивающего топливо. Алгоритм работы:

  • заведите машину и вдавите ручку подсоса до конца;
  • надавите плавно на педаль «газа»: если есть провалы, «виноват» жиклер, расположенный в первой камере, при нормальном наборе оборотов перейдите к следующему пункту;
  • резко нажмите на акселератор: наличие провала необходимо подобрать носик (оптимальные размеры 40*40) и жиклер (39-40).

Как настраивать карб после снятия

Демонтаж карбюратора производится по тем или иным причинам: например, для замены отдельных элементов, которые нельзя отремонтировать и до которых невозможно добраться, когда «Солекс» стоит на автомобиле. Иногда устройство нужно снять для элементарной прочистки, промывки. В этом случае нелишней будет проверка зазора дроссельной заслонки. Для этого:

  • снятый карбюратор переверните крышкой вниз;
  • рычаг, влияющий на положение воздушной заслонки, поверните до упора против часовой стрелки;
  • проверьте штангенциркулем зазор между корпуса устройства и нижней кромкой заслонки: величина у моделей может быть разной, поэтому искать информацию следует на справочных ресурсах.

Варианты доработки карбюратора Solex

Необходимость в подобном «тюнинге» может возникнуть, если вас не устраивает какая-либо штатная характеристика устройства. Например, чтобы добиться более устойчивой работы ДВС на холостом ходу стоит отказаться от механизма ЭПХХ (экономайзер принудительного холостого хода), поставив вместо него заглушку. Но тогда вырастет расход бензина на 7-8%. Доработка может производиться и когда осуществляется ремонт карбюратора Солекс.

Дроссельное распиливание

Имеется в виду сверление в заслонке отверстия диаметром 2 мм (на расстоянии примерно 5 мм от края). Что это даёт?

  • повышение стабильности ХХ даже на минимальных оборотах, выставляемых при настройке;
  • моментальное реагирование карбюратора на малейшие манипуляции с винтами качества и количества;
  • комфортное, очень плавное трогание авто с места.

Здесь же попутно займитесь штатными винтами крепления дроссельной заслонки – они выступают над поверхностью: нужно просто спилить торчащие части.

Полировка диффузоров

Эта операция нужна для уменьшения аэродинамических потерь и увеличения скорости потока воздушно-топливной смеси. Для полировки рекомендуется применять пасту ГОИ или иные подобные средства. Обработать диффузоры необходимо до блеска – зеркального состояния.

Читайте также:  Можно ли ездить на старых номерах

Итоги

Карбюратор «Солекс» — надежное устройство, обеспечивающее нормальную работу двигателя при надлежащем уходе – чистке устройства и его регулировке, как минимум, раз в полгода, особенно при интенсивной городской езде или в сельской местности в условиях сильной запыленности, грязи.

В недалеком прошлом карбюратор Солекс 21083 являлся базовой моделью почти всех переднеприводных Жигулей и Лад, выпускался в г. Дмитров Московской области и имел свыше десяти модификаций.

Кто-то понастольгирует по временам своей авто молодости, а мы в реальнольном времени рассмотрим строение этого славного агрегата, и для миллионов владельцев машин с такими карбюраторами пройдем теоретический курс его настройки.

Карбюратор Солекс. Устройство

Карбюратор Солекс имеет две камеры с дроссельными заслонками, для образования эмульсии (смесь воздуха с парами бензина), систему работы на холостых оборотах в одной камере, дозировочные системы, насос-ускоритель, экономайзер.

Основные системы карбюратора Солекс:

  • Экономайзер (система жиклеров для увеличенного мощностного режима);
  • Насос-ускоритель (при резком нажатии на педаль газа топливо впрыскивается в смесительную камеру, резко увеличивая объем смеси);
  • Пусковое устройство полуавтомат

Карбюраторы солекс устройство регулировка ремонт

Карбюратор Солекс считается лучшим из всех выпускавшихся карбюраторов для легковых автомобилей. Его можно настроить на любой двигатель, объемом от 1,0 до 2,5 литров.

Он устойчиво работает как на бедной, так на сильно обогащенной топливной смеси (перелив). Умельцы легко могут его установить, но установка это не самое трудное. Труднее его настроить и оптимально отрегулировать на все режимы работы мотора.

Предположим вы установили Солекс, приступи к настройке.

Настройка систем Солекса

Уровень топлива в поплавковой камере

Настраиваем уровень топлива. В заводских условиях настройка производится при помощи шаблонов с тестовым поплавком, в гаражных условиях наберитесь терпения, придется несколько раз откручивать и закручивать крышку карбюратора.

Нужно завести и прогреть движок. Снимаем шланг с карбюратора. Важно знать! Бензин здесь под давление, небольшим. Так что как-то будьте к этому готовы. Главное шланг снять, иначе небольшая порция бензина, при откручивании крышки, выльется в поплавковую камеру и уровень будет не точным.

Откручиваем крышку, ОЧЕНЬ АККУРАТНО, ГОРИЗОНТАЛЬНО снимаем её вместе с поплавками.

Измеряем расстояние от крышки карбюратора Солекс до поверхности топлива. Там две камеры и два поплавка, мерить нужно в каждой. Расстояние должно быть 25-35 мм. Регулировка производится отгибанием поплавка в ту или иную сторону. Перелив нужно сливать с поплавковой камеры.

ВАЖНО! Регулировку уровня топлива обязательно производить с заводкой мотора для наполнения поплавковых камер.

Регулировка холостого хода

ВАЖНО! Прогреть двигатель до рабочего температурного режима – 90 градусов.

Глушим, ищем винт качества смеси, он находится внизу, в месте соединения с коллектором. На представленной схеме он под номером 11.

Закручиваем до упора, но без натяга. Заводим, подсос должен быть убран (воздушная заслонка 4 открыта). Выкручиваем винт качества, добиваясь устойчивой работы мотора при отпущенной педали газа. Обороты при этом не должны превышать 1200 об/мин.

Затем закручиваем его до момента, когда он станет дергаться, выдавая неустойчивые обороты. Как только это начнет происходить, делаем 1-2 оборота назад. ОТЛИЧНО! Двигатель работает устойчиво!

А теперь каждому своё! Выставляем тонкие настройки под свои личные требования, кому какие обороты нравятся. Хотя по инструкции производителя 800-900 об/мин. Режим оптимальный.

Форс-мажорные обстоятельства Солекса

Двигатель не меняет обороты при вращении винта качества. Это означает, что бензин попадает в карбюратор и винт качества его не перекрывает.

  • не плотно закручена заглушка;
  • жиклер с большим диаметром отверстия;
  • деформация жиклера

Произведем тестовую диагностику. На заведенном моторе отсоединяем разъем провода электромагнитного клапана 21. Мотор заглохнет. Если заглох, то значит жиклер большой.

Если мотор не заглох, это значит что бензин все-таки поступает еще откуда-то. Чаще всего перетянут винт количества смеси холостого хода 8.

Проверка регулировки карбюратора Солекс

После выполнения всех настроек, которые были выше, следует проверить насос-ускоритель.

Читайте также:  Устройство радиатора системы охлаждения

При заглушенном двигателе и снятом воздухоочистителе вручную резко нажимаем на открытие дроссельной заслонки. Должны появляться струйки бензина. Появляться они должны немедленно, без задержек. Иначе при разгоне автомобиль будет как бы впадать в кратковременную яму, а потом выстреливать.

Проверить нужно ещё и экономайзер, а точнее, его диафрагму на целостность. Делается это путем откручивания крышки экономайзера.

Определить неисправность диафрагмы экономайзера можно по следующим признакам:

  • при выключении зажигания двигатель какое-то время работает;
  • заметная неустойчивая работа двигателя;
  • повышенный расход топлива;
  • мотор не глохнет при затянутом винте качества смеси.

После проверки желательно карбюратор основательно прочистить и продуть сжатым воздухом. И вообще, карбюратор Солекс лучше чистить и продувать жиклеры сжатым воздухом. Это и эффективно и безопасно для жиклеров.

Совсем не трудное это дело, отрегулировать Солекс, пробуйте и наслаждайтесь!

Карбюраторы солекс устройство регулировка ремонтМногие автолюбители, читающие страницы сайта twokarburators.ru, в письмах и комментариях задают вопрос: «Как правильно отремонтировать, прочистить, отрегулировать и настроить карбюратор своего автомобиля?». Какова последовательность действий? Ведь статьи сайта отражают тот или иной момент ремонта или регулировки, а общей инструкции, дающей полную картину действий нет. Опытным ремонтникам она особо не нужна (они и так знают, что, как и за чем делать), а вот автовладельцам впервые решившим самостоятельно привести карбюратор в порядок лучше всего иметь перед глазами четкий порядок действий.

Порядок ремонта карбюратора Солекс

  1. Снимаем карбюратор с двигателя автомобиля.

Снимаем карбюратор с двигателя автомобиля предварительно отсоединив от него все трубки, шланги и провода. Операцию необходимо проводить при снятой минусовой клемме аккумулятора, автомобиль на ручнике.

Карбюраторы солекс устройство регулировка ремонт

  1. Проверяем снятый карбюратор Солекс.

Проверьте целостность карбюратора, работоспособность его механизмов и устройств. При этом оценивается масштаб и необходимость ремонта. Предварительно очистите его от внешних загрязнений кисточкой и ацетоном. См. «Проверка снятого с двигателя карбюратора Солекс». Обязательно проверьте фланец карбюратора на наличие деформации.

Карбюраторы солекс устройство регулировка ремонт

  1. Разбираем карбюратор Солекс, полностью.

Для проведения разборки следует обеспечить чистое место. Для подстраховки можно проводить фотофиксацию этапов разборки. См. «Полная разборка карбюратора Солекс». При проведении разборки проводим деффектовку деталей (погнутые элементы, порванные диафрагмы и прокладки заменяем, недостающие добавляем). Проверяем плотность посадки штуцеров в корпусе и крышке. Сверяем параметры жиклеров, диффузоров с номиналом. Для этого в «Параметрах и тарировочных данных карбюраторов» выбираем свою модель и производим сверку.

Карбюраторы солекс устройство регулировка ремонт

  1. Очищаем и прочищаем карбюратор.

Для качественной очистки понадобится много ацетона, тонкие палочки или медная проволока, зубная щетка, тряпки, компрессор или насос. Лучше приготовить все заранее. Подробнее см. «Очистка и прочистка карбюратора Солекс».

Карбюраторы солекс устройство регулировка ремонтнапример, прочистка каналов СХХ

  1. Собираем карбюратор.

Собираем карбюратор Солекс в обратной последовательности. Подробнее «Сборка после полной разборки карбюратора Солекс». Выворачиваем винты регулировки «количества» и «качества» топливной смеси на холостом ходу на 2-3 оборота от упора.

Карбюраторы солекс устройство регулировка ремонтначало сборки карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс

  1. Регулируем карбюратор, проверяем его сиcтемы и механизмы.

На этом этапе проводим несколько предварительных ключевых регулировок систем карбюратора. От того насколько точно и правильно выполнена регулировка зависит как будет работать карбюратор в последствии и будет ли работать вообще.

Вот перечень регулировок карбюратора:

Проводим проверку систем карбюратора:

  1. Устанавливаем карбюратор на двигатель.

Подключаем к нему все трубки, шланги и провода.

Карбюраторы солекс устройство регулировка ремонт

  1. Регулируем карбюратор на двигателе.

Необходимы регулировки положения воздушной заслонки, дроссельной заслонки первой камеры и оборотов холостого хода.

Все, ремонт и настройка карбюратора Солекс завершена.

Примечания и дополнения

— Порядок ремонта и настройки карбюратора Солекс у разных авторемонтников может быть несколько иным, но все-таки рекомендуется придерживаться изложенного в статье.

Еще статьи по карбюраторам Солекс

Добавить комментарий

семнадцать + один =