Коробка передач юмз 6 схема переключения передач

Автомобили

Одной из самых популярных моделей тракторной техники, получившей распространение на территории РФ и стран СНГ, упоминания заслуживает агрегат ЮМЗ-6. Он обладает простой и надежной конструкцией, ключевым элементом которой является двигатель и коробка передач ЮМЗ, отличающаяся длительным сроком службы.

Конструкция КПП

Необходимо более подробно изучить конструкцию этого важного элемента. Он представляет собой стандартную коробку передач механического типа, оснащенную 5-ю ступенями, что позволяет подобрать оптимальную скорость движения. Следует отметить, что благодаря наличию сразу 3-х передвижных кареток, а также понижающего редуктора удается удвоить количество передач.

Как показывает схема коробки передач ЮМЗ, ключевыми элементами подобного узла представляются следующие детали:

  • валы — первичный, промежуточный, вторичный, а также редукторный;
  • корпус, в котором размещены все детали;
  • шестереночные механизмы — ведущие и ведомые;
  • рычаг переключения передач;
  • зубчатая муфта;
  • крепежные элементы, фиксаторы, кронштейны, защелки.

Коробка передач юмз 6 схема переключения передач

Необходимо отметить, что корпус подобного элемента напрямую соединен с корпусом заднего моста. Все движущиеся детали КПП данной модели смазываются во избежание механического повреждения вследствие трения. Масло заливается в устройство с помощью специального отверстия, которое расположено в крышке коробки.

Для того чтобы агрегат служил длительное время без каких-либо проблем, необходимо своевременно менять масло, а также контролировать его уровень. С этой целью на корпусе КПП размещены 2 контрольные пробки — минимальный и максимальный уровень масла. Для слива масла приспособлено другое отверстие, расположенное в нижней части узла, которое закрывается магнитной пробкой.

Схема коробки передач

При выполнении ремонтных работ, а также технического обслуживания этого узла крайне удобно использовать его схему, что позволит детально ознакомиться с его конструкцией. Полезную информацию содержит и схема переключения КПП ЮМЗ 6, поскольку она позволит быстро освоить управление этим транспортным средством.

Коробка передач юмз 6 схема переключения передач

Возможные неисправности

Несмотря на высокое качество сборки и внушительный ресурс комплектующих коробка передач тракторов серии ЮМЗ нередко требует ремонта. Как правило неполадки возникают на агрегатах с внушительным пробегом, элементы которых имеют высокую степень износа. К числу наиболее характерных поломок, встречающихся чаще всего, целесообразно отнести:

  • увеличенный свободный ход рычага переключения передач либо их резкое выключение;
  • излишний шум при работе устройства;
  • перегрев;
  • стук при переключении скоростей.

Подобные поломки могут привести к серьезным проблемам вплоть до выхода из строя всего агрегата, в связи с чем настоятельно рекомендуется начинать ремонт коробки передач ЮМЗ незамедлительно после их обнаружения.

Коробка передач юмз 6 схема переключения передач

Диагностику неисправностей следует осуществлять при переключении первой задней и передней передачи.

При длительной эксплуатации рекомендуется проводить визуальный осмотр деталей разобранной КПП на предмет наличия дефектов.

Способы устранения поломок

Возможны следующие поломки:

  1. Если свободный ход рычага передач внезапно увеличился либо они самопроизвольно выключаются при эксплуатации, скорее всего имеет место отсутствие должного контакта в шестереночном механизме. Как правило это вызвано износом вилок переключения, кареток. Коме того из строя могли выйти пружины фиксаторов, которые потребуется заменить для восстановления работоспособного состояния устройства.
  2. При обнаружении перегрева либо нехарактерного шума следует проверить состояние валовых подшипников, поскольку их поломка нередко приводит к подобным проблемам. Для этого потребуется демонтировать пол кабины, слить масло из КПП, после чего открыть его крышку и проверить работоспособность всех валов. Поврежденные элементы, обнаруженные при осмотре, потребуется заменить.
  3. Стук при переключении скоростей проявляется при поломках шестереночного механизма, связанного с износом отдельных элементов. Для устранения неисправности потребуется демонтировать крышку и раздаточный узел, после чего найти сломанную деталь и заменить её.

Если изучить каталог КПП-запчастей, можно сделать вывод, что обслуживание подобного агрегата и его ремонт не потребуют существенных затрат, так как все расходные элементы отличаются доступной стоимостью.

Читайте также:  Замена монтажного блока ваз 2109

Коробка передач юмз 6 схема переключения передач

Заключение

Коробка передач легендарного трактора ЮМЗ представляет собой простой агрегат, оборудованный редуктором, удваивающим количество скоростей. КПП этой модели позволяет без труда подобрать оптимальную скорость движения для решения различных задач, а её ремонт не потребует внушительных вложений.

Для включения передачи на тракторе ЮМЗ устанавливают рычаг против соответствующего знака указателя, а затем наклоняют его в направлении указателя до отказа.

Защелка фиксирует положение рычага при выборе передачи, что уменьшает возможность ошибочного ее включения.

Для включения второй или четвертой передачи перемещают рычаг вправо до упора защелки в правый выступ фигурной поверхности стойки, а для включения третьей и пятой передач — влево до упора защелки в левый выступ.

Для включения первой передачи или передачи заднего хода перемещают рычаг вправо дальше, чем для включения второй или четвертой передач, преодолев сопротивление защелки, которая при этом заходит за правый выступ фигурной поверхности стойки сжимая пружину.

Переключение редуктора производят, переместив рычаг и защелку влево за выступ стойки.

Коробка передач юмз 6 схема переключения передач

Схема переключения передач ЮМЗ

Передачи переключаются с помощью механизма переключения передач.

Основными деталями этого механизма являются:

  1. четыре валика переключения с вилками,
  2. упорами и фиксаторами,
  3. кулиса и двухшарнирная колонка с рычагом.

Валики установлены в верхней части корпуса и имеют возможность передвигаться в продольном направлении. На валиках установлены вилки и упоры.

Вилки своими рожками входят в кольцевые проточки соответствующих кареток и могут благодаря этому передвигать их вдоль оси вторичного вала, не препятствуя вращению каретки.

Для перемещения валиков на вилке валика третьей и пятой передач, а также на упорах остальных трех валиков выполнены пазы, в которые заходит нижний конец рычага переключения передач.

Рычаг качается на оси, установленной в качалке, которая, в свою очередь, также может качаться на двух болтах, закрепленных в корпусе колонки переключения передач.

При поперечном перемещении рычага происходит выбор передачи, а при продольном — ее переключение.

Коробка передач юмз 6 схема переключения передач

Схема переключения передач на ЮМЗ 8070-8280

При выборе передачи рычаг, поворачиваясь вокруг оси, устанавливается в пазу вилки или упора одного из валиков.

При переключении передачи рычаг поворачивается вместе с качалкой вокруг болтов и передвигает валик переключения передач.

Для предотвращения возможности одновременного включения двух передач предусмотрена кулиса, четыре продольных прорези которые выполнены строго против валиков переключения. Это не дает возможности переместить рычаг для включения последующей передачи, не выключив предыдущую.

На валике переключения редуктора вместо вилки установлен поводок, который своим нижним концом вставлен в отверстие на промежуточном валике и перемещает его в продольном направлении при перемещении основного валика.

На промежуточном валике установлены вилка для перемещения промежуточной шестерни и вилка для перемещения зубчатой муфты.

Устройство, запчасти и комплектующие.

ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ ДЛЯ ТРАКТОРОВ

РЕГУЛИРОВКИ ТРАКТОРОВ МТЗ ___________________

ДЕТАЛИ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ___________________

КАТАЛОГИ ЗАПЧАСТЕЙ МТЗ ___________________

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАКТОРОВ ___________________

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ МТЗ И НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ___________________

СЕЛЬХОЗТЕХНИКА И ОБОРУДОВАНИЕ ___________________

Коробка передач тракторов ЮМЗ

Коробка переключения передач тракторов ЮМЗ бывает двух типов:

КПП ЮМЗ с подвижными шестернями.

КПП ЮМЗ с шестернями постоянного зацепления – синхронизированная.

Коробка передач ЮМЗ с подвижными шестернями имеет первичный вал 3 (рис. 10), вторичный 24, промежуточный 28, вал 37 ходоуменьшителя (редуктора), ось 39 шестерни заднего хода.

Коробка передач юмз 6 схема переключения передач

Рис.10. Коробка передач КПП ЮМЗ с подвижными шестернями

1 – корпус; 2 – вал привода ВОМ; 3 – первичный вал; 4 – стяжной болт первичного вала; 5 – шестерня первичного вала КПП ЮМЗ; 6 – стакан подшипников; 7 – регулировочные прокладки; 8 – блок шестерен II и IV передач; 9, 10, 11 и 12 – ползуны переключения передач и редуктора; 13-фиксатор; 14- блокировочный валик; 15защелка, 16 – поводок промежуточного валика переключения редуктора; 17 – тяга защелки; 18 – предохранительный чехол; 19 – рычаг переключения передач; 20- кулиса; 21 – упор валика переключения КПП ЮМЗ; 22 – блок шестерен III и V передач; 23 – шестерня I передачи и
заднего хода; 24 – вторичный вал; 25, 26 и 27 – ведущие шестерни заднего хода, I и II передач; 28 – промежуточный вал КПП ЮМЗ, 29 – блок шестерен IV и V передач; 30 – пробка; 31 и 36 – ведущие шестерни II передачи и редуктора: 32 и 34 – ведомые шестерни; 33 кронштейн редуктора; 35 – зубчатая муфта; 37 – вал редуктора; 38 – промежуточная шестерня заднего хода; 39 – ось; 40 и 41 – вилки; 42 – валик вилок

Читайте также:  Экран коллектора ваз 2110

На валах коробки передач трактора ЮМЗ неподвижно размещены: шестерня 5 первичного вала, ведомая шестерня 32 постоянного зацепления, ведущая шестерня 31 второй передачи, блок шестерен 29 четвертой и пятой передач, ведущие шестерни 27, 26 и 25, соответственно третьей, первой передачи и заднего хода, промежуточная шестерня 38 заднего хода, ведомая и ведущая шестерни редуктора.

На валах коробки передач ЮМЗ подвижно размещены: блок шестерен второй и четвертой передач, блок шестерен третьей и пятой передач 22, шестерня первой передачи и заднего хода 23, зубчатая муфта редуктора 35.

Механизм переключения передач состоит из прямоугольных ползунов с приваренными вилками, пластинчатых замков и шариковых фиксаторов.

Рычаг переключения передач трактора ЮМЗ установлен на крышке, снабжен кулисой и чехлом, предупреждающим попадание пыли и грязи в рабочие полости.

Устройство механизма переключения передач ЮМЗ аналогично тракторам МТЗ.

На тракторах ЮМЗ-80, ЮМЗ-82 установлена механическая, 12 скоростная, трехдиапазонная, коробка передач ЮМЗ (КПП) с шестернями постоянного зацепления и синхронизаторами инерционного типа (или девятискоростная с подвижными шестернями).

Схема переключения диапазонов и передач ЮМЗ-80/82 приведена на рис.11.

Коробка передач юмз 6 схема переключения передач

Рис. 11. Схема переключения диапазонов (а) и передач (б) тракторов ЮМЗ-80, ЮМЗ-82

Ходоуменьшитель трактора ЮМЗ предназначен для использования трактора при работе с машинами, требующими пониженных скоростей (погрузчики
корнеклубнеплодов, подборщики овощей, рассадочно-посадочные машины и др.).

Устройство коробки передач трактора ЮМЗ-6

КПП трактора ЮМЗ-6 десятиступенчатая, четырехходовая. Она состоит из корпуса, трех валов, шестерен, редуктора и механизма переключения передач. Корпус коробки передач отлит заодно с корпусом заднего моста.

Корпус трансмиссии (заднего моста) ЮМЗ-6 передним фланцем соединен с корпусом сцепления болтами и центрирующими штифтами. На передней стенке корпуса имеется ряд расточенных отвертий. Малые верхние отверстия служат для установки валиков переключения передач.

Два центральных отверстия предназначены для установки первичного и промежуточного валов КПП ЮМЗ-6. С левой стороны от центральных отверстий имеется расточка в которой неподвижно устанавливают ось промежуточной шестерни. Корпус трансмиссии разделен литой вертикальной
перегородкой на два отсека. В переднем отсеке смонтирован механизм коробки передач.

В центральной части коробки передач ЮМЗ-6 размещены три вала: первичный, промежуточный и вторичный. Первичный и вторичный валы расположены соосно. Первичный вал установлен в стакане на двух роликовых цилиндрических подшипниках.

Стакан закреплен болтами на передней стенке корпуса трансмиссии. Первичный вал изготовлен заодно с задней вилкой соединительной муфты. На шлицах вала помещена шестерня, которая является ведущей на всех передачах. Осевое перемещение шестерне вдоль вала предотвращается
стяжным болтом, свободно проходящим внутри первичного вала.

В задней части стакана установлен шариковый подшипник, который является передней опорой вторичного вала КПП ЮМЗ-6. Под фланец стакана устанавливают набор регулировочных прокладок, необходимых для регулировки осевого смещения вторичного вала.

Читайте также:  Датчик приближения не работает что делать

Задней опорой вторичного вала служит цилиндрический подшипник, который помещен в стакане, установленного в расточке перегородки корпуса трансмиссии.

Вторичный вал КПП ЮМЗ-6 изготовлен как одно целое с конической шестерней, которая передает вращение механизму заднего моста на в передачах. На наружной поверхности в имеются шлицы, по которым могут свободно перемещаться три каретки, с помощью которых можно получить пять
различных передач.

Первая и вторая каретки (по ходу трактора) представляют собой двойные шестерни, а задняя — одинарную шестерню, поскольку шестерни кареток ведомые, то с мощью наименьшей из них по диаметру можно установить самую высокую передачу.

Промежуточный вал коробки передач ЮМЗ-6 пустотелый, расположен ниже вторичного вала и вращается в двух шариковых подшипниках. Внутри вала проходит вал привода ВОМ, который в задней части опирается на бронзовую втулку, запрессованную в расточку промежуточного вала, а в передней — на шариковый подшипник, установленный в специальном корпусе.

В задней части вал имеет шлицы, на них помещены шесть шестерен, которые от смещения вдоль вала удерживаются стопорной пластиной, установленной в вырезе вала перед первой неподвижной шестерней. Вторая и третья шестерни объединены в одном блоке. Первая шестерня, кроме
наружных, имеет еще и внутренние зубья, в которые может входить малый венец двойной подвижной шестерни.

Двойная подвижная шестерня свободно размещена на гладкой части промежуточного вала и имеет внутри бронзовую втулку. Большой венец этой шестерни постоянно находится в зацеплении с шестерней первичного вала.

С помощью двойной подвижной шестерни и встроенного с правой стороны редуктора можно удвоить число передач, получаемых передвижением кареток на вторичном валу.

Редуктор КПП ЮМЗ-6, необходимый для понижения скоростей и удваивающий число передач, представляет собой обособленный узел. Механизм редуктора смонтирован на специальном кронштейне, который закреплен болтами к корпусу коробки передач с правой стороны.

Кронштейн отливают из чугуна вместе с двумя приливами, которые имеют соосные расточки. В них помещены шариковые подшипники, являющиеся опорами вала редуктора. Вал редуктора несет на себе ведомую шестерню, внутри которой запрессована бронзовая втулка. На шлицевой части вала
установлены ведущая шестерня редуктора и зубчатая муфта.

ЗЗубчатая муфта КПП ЮМЗ-6 может перемещаться вдоль вала под действием вилки переключения, которая входит в кольцевую канавку на ступице муфты. Если переместить зубчатую муфту вперед, произойдет зацепление ее внутренних зубьев с зубьями малого венца ведомой шестерни, что будет
соответствовать включенному редуктору.

ЕЕсли переместить зубчатую муфту назад, то произойдет отключение ее от ведомой шестерни, которая, оставаясь в зацеплении с двойной шестерней промежуточного вала, свободно вращается на валу редуктора.

Промежуточная шестерня заднего хода расположена сзади в нижней части переднего отсека корпуса трансмиссии и находится в постоянном зацеплении с ведущей шестерней заднего хода, установленной на промежуточном валу.

Шестерня вращается в двух шариковых подшипниках на неподвижной оси, закрепленной в расточках кронштейна корпуса коробки передач ЮМЗ-6. От проворачивания в корпусе ось стопорят установочным болтом, цилиндрический венец которого входит в паз, выфрезерованный на оси.

Детали коробки передач ЮМЗ-6 смазываются разбрызгиванием масла, находящегося в корпусе трансмиссии. Его заливают через отверстие в крышке коробки передач, закрываемое пробкой. На стенке кронштейна редуктора имеются две контрольные пробки.

Масло заливают до уровня верхней пробки и доливают, когда уровень масла достигнет нижней пробки. Сливают грязное масло через два отверстия, расположенные в дне корпуса. Сливные отверстия закрывают магнитными пробками.

Добавить комментарий

9 − 3 =