Почему греется клемма минусовая на аккумуляторе

Автомобили

Окисляется клемма аккумулятора. Причины

Греются клеммы на аккумуляторе. Причины

Зачастую автомобилисты сталкиваются с окислением и нагревом плюсовой и минусовой клемм аккумулятора. Почему это случается и что делать в такой ситуации, разберем в этой статье.

Без знания основ нельзя понимать тонкости, поэтому для начала стоит вспомнить критерии выбора АКБ – важнейшего агрегата, позволяющего запускать двигатель. Итак, приобретая батарею, автовладелец со стажем обязательно учтет следующие параметры:

  • номинальное напряжение 12 В для легковушек и 24 B для грузовых автомобилей;
  • номинальная электрическая емкость (указана на корпусе батареи);
  • резервная емкость – способность агрегата обеспечивать работоспособность двигателя в условиях отсутствия подзарядки. Независимо от емкости батареи, резервная емкость измеряется по времени полного разряда при условии разрядного тока 25 А;
  • ток холодного запуска (также указан на корпусе) – максимальная величина тока при холодном запуске в течение 30 секунд;
  • полярность и габариты батареи следует подбирать под конкретное авто. На эксплуатационные характеристики эти параметры влияния не оказывают.

Поскольку аккумулятор представляет собой сложное изделие, причин его выхода из строя может быть великое множество. В частности наиболее частыми неисправностями аккумуляторной батареи являются:

  • окисление плюсовых и/или минусовых клемм, вводных штырей;
  • избыточный саморазряд;
  • нарушение целостности корпуса, что неизменно ведет к утечке электролита;
  • КЗ пластин и сульфатация.

Окисляется клемма аккумулятора. Причины

Ответов на вопрос, почему окисляются клеммы аккумулятора, не много. Чаще всего причина образования рыхлого окисла – взаимодействие с кислотными парами. Важно своевременно проводить защиту клемм аккумулятора от окисления, поскольку регулярно образующийся слой окисленного свинца заметно снижает надежность электроконтакта, что постепенно выводит из строя саму батарею и сказывается на работе других механизмов авто.

Почему окисляются клеммы аккумулятора

Причинами этого процесса являются:

  • Нарушение герметичности корпуса, в результате чего электролит подтекает и вступает во взаимодействие со свинцовыми клеммами. С устранением этой проблемы медлить нельзя, т.к. со временем кислота вполне способна проесть и сам корпус.
  • Регулярный перезаряд АКБ – приводит к перегреву электролита и его интенсивному испарению.

Как видите, причин окисления клемм аккумулятора всего две, поэтому обнаружение первоисточника проблемы труда не оставит. Главное – как можно раньше его обнаружить и устранить. Тогда автомобилю будет нанесен наименьший вред.

Многие руководства по эксплуатации авто при ответе на вопрос, почему окисляется минусовая клемма, указывают на важность отключения массы при долгом простое, в противном случае постоянное механическое воздействие может привести к нарушению герметичности в месте прохода данной клеммы через корпус.

Что сделать, чтобы не окислялись клеммы аккумулятора?

Даже если аккумулятор полностью исправен, в нем все равно, пусть и незначительно, но испаряется кислота. В данном случае достаточно просто загерметизировать соединение. Для этого можно использовать промасленные фетровые кольца, отдаваемые на выводные штыри. Также защите клемм аккумулятора от окисления способствует специальная смазка. Она помогает защитить свинец от агрессивного воздействия кислоты.

В самом простом варианте, когда ни того, ни другого нет под рукой, можно применить технический вазелин или солидол. Однако эти «герметики» соберут всю грязь.

Задаваясь вопросом, чем смазать клеммы аккумулятора от окисления, важно учесть, что защитная смазка в зону контакта попадать не должна. Штырь и клеммы нужно надежно защитить и аккуратно насухо протереть, а после подключения надежно зафиксировать, и только после завершения этих мероприятий можно наносить защиту.

Некоторые автолюбители при проверке уровня масла задевают щупом клеммы, чем в принципе достаточно надежно защищают соединение от окисления.

Чем почистить клеммы аккумулятора от окисления?

Способ такой очистки каждый выбирает сам. Однако наиболее эффективным считается обработка обыкновенным раствором питьевой соды, а также Кока-колой или минводой. Какой из них выбрать, решать вам. Каждая жидкость позволяет достаточно эффективно почистить клеммы аккумулятора от окисления.

Читайте также:  Ходовые огни и поворотники в одном

Греются клеммы на аккумуляторе. Причины

Единственная причина нагрева – не качественный контакт в месте соединения. К этому приводят:

  • загрязнение поверхностей контактов;
  • деформация выводного штыря или клеммы батареи;
  • не плотная затяжка крепежей.

Даже если сопротивление контакта увеличилось незначительно, это может стать причиной нагрева клемм в момент протекания пускового тока. При этом недостаточное питание стартера не позволят завести двигатель на полную мощность.

В большинстве случаев для устранения проблемы достаточно хорошо очистить контакты, а затем зафиксировать соединение. Если клемма деформировалась, ее нужно заменить.

Порядок подключения и отключения батареи

Первое, что обязательно следует соблюдать в этом процессе – последовательность подключения и отключения положительного и отрицательного выводов.

Руководства по эксплуатации автомобиля рекомендуют начинать отключение с минусовой клеммы. Это продиктовано тем, что в большом количестве машин отрицательный вывод батареи по исторически сложившейся традиции соединен с ее корпусом. И если начать снятие клемм с положительного вывода, можно ненароком закоротить ее ключом.

Перед тем, как снимать клеммы, обязательно заглушите двигатель и выньте из замка ключ зажигания.

Использование выключателя массы

Помните, что при долгом простое авто рекомендуется отключать аккумулятор. Кстати от угона это тоже помогает. Для отключения установите выключатель массы на клемму АКБ и нажмите на кнопку, либо поверните рычаг (зависит от конструкции конкретной АКБ).

Применение выключателя массы способствует минимальному воздействию на отрицательный вывод батареи. Это продлевает срок службы защитного покрытия на нем и препятствует нарушению герметичности в месте, где вывод проходит через корпус.

И обязательно следите за качеством электрических соединений, поскольку именно через них проходит пусковой ток.

Обязательное условие бесперебойной длительной работы электрооборудования автомобиля – надежные контакты. Требование относится, прежде всего, к соединениям, работающим в условиях значительных токовых нагрузок, при постоянных агрессивных воздействиях (перепадах температур, высокой влажности, присутствии активных химических веществ). В таких условиях клеммы АКБ могут греться в процессе эксплуатации.

Кротко о клеммах.

Клеммы АКБ предназначены для соединения токоведущих проводников бортовой сети автомобиля с контактными выводами батареи. Производители выпускают несколько типов, соответствующих используемым в аккумуляторах стандартам:

  • Европейский стандарт «Тип А». Выводы АКБ представляют штыри в форме усеченного конуса, с диаметром верхней части 17.9 мм для отрицательного токовывода, 19.5 мм – для положительного.
  • Азиатский («японский») стандарт «Тип В», кроме незначительных нюансов конструкции, отличается диаметром токовыводов: 11.1 мм — отрицательного, 12.7 мм – положительного.
  • Американский стандарт включает выводы «Тип F» и «Тип G», соответственно, винтовые и «под болт».
  • Встречаются аккумуляторы с токоотводами «под болт», соответствующие российскому стандарту «Тип Т» и европейскому «Тип Е».

Почему греется клемма минусовая на аккумуляторе

Наибольшее распространение получили первые 2 типа, аккумуляторных токовыводов, поэтому клеммы соответствующей конструкции составляют значительную часть ассортимента производителей.

Конструктивно изделие выполняется в виде тяжелого металлического хомута, форма которого позволяет обеспечить плотный контакт с выводами АКБ.

Почему греется клемма минусовая на аккумуляторе

Улучшить его позволяет затяжка при помощи болта, пропущенного в отверстия на губках, и гайки. Присоединение токоведущих проводников бортовой сети осуществляется:

  • Съемной прижимной пластиной;
  • Сваркой (пайкой) при изготовлении проводника с несъемной клеммой в заводских условиях;
  • Запрессовкой в разрезной или цельный обжимной металлический патрон (оконцеватель).

Последний вариант нашел в автомобилестроении широкое применение.

Наиболее важная характеристика контактной группы – сопротивление, которое должно быть минимальным. Требование относится непосредственно к детали и к переходной области в районе соединений с токовыводами батареи, проводниками бортовой сети. Поэтому при изготовлении применяют материалы, обладающие высокой электропроводностью: свинец, медь, медные сплавы — бронзу, латунь (последние — реже).

Другие требования к аккумуляторным клеммам включают:

  • Значительную массу, что позволяет, за счет инерционности, не нарушать соединение при вибрациях во время движения автомобиля;
  • Механическую прочность, достаточную, чтобы выдержать без разрушения множество операций затягивания и ослабления болта на губках ;
  • Устойчивость к износу;
  • Незначительный уровень остаточных деформаций (после стягивания губок должна оставаться возможность для повторения в дальнейшем);
  • Простота и быстрота установки соединения и снятия со штырей аккумулятора.

Но даже качественные контактные детали при выполнении правил эксплуатации и исправном электрооборудовании автомобиля могут греться.

Почему греются клеммы?

В электрической сети выделение тепла элементами (нагрев) определяется соотношением:

Читайте также:  Плохая масса на стартере

Q = I*I*R*t.

  • Q – количество выделяемого тепла (определяет скорость нагрева и максимальную температуру);
  • I — протекающий в цепях ток;
  • R – сопротивление элемента (участка) цепи;
  • t – время протекания тока.

В автомобиле в штатном режиме (пуск пока не рассматривается) при работающем генераторе заряд аккумулятора (в зависимости от емкости батареи, степени разряда, мощности подключенных потребителей) может превышать 10 А. При низком сопротивлении контактов выделяющейся на них мощности (к примеру, при 0.01 Ом – 1 Вт) недостаточно для заметного нагрева. Однако ухудшение контакта ведет к росту сопротивления и, соответственно, разогреву деталей.

При неработающем генераторе всю токовую нагрузку принимает АКБ (в среднем она может составлять порядка 80-100 А), что вызовет увеличение интенсивности нагрева, рост температуры клеммного соединения.

Наиболее тяжелым режимом является пуск двигателя. Во время запуска нагрузкой стартера является массивный вал холодного двигателя, с увеличенным (подача смазки неработающей пока системой не производится) сопротивлением (трением). В результате возрастает нагрузка электрической машины, растет пусковой ток, который достигает 300-350 А (в зимнее время не предел 600 А). При этом аккумулятор остается единственным источником, токовую нагрузку принимают токовыводы АКБ.

По приведенному выше соотношению не составляет труда подсчитать, что даже при сопротивлении в 1 мОм, при протекании тока в 300 А на контактах выделиться 90 Вт мощности, за 10 с запуска количество теплоты ставит 900 Дж (такой энергии достаточно, чтобы вскипятить стакан воды).

Примеры явно указывают основную причину разогрева в местах электрических соединений – увеличенное сопротивление. Среди других причин:

  • Разогрев токоведущих проводников из-за неправильного выбора сечения (например, при замене в процессе ремонта).
  • Нагрев других точек контакта. К примеру, повышение температуры «минусовой» клеммы может вызваться окислением проводников и контактной площадки в месте соединения с кузовом. В результате разогревается контакт, поскольку проводник короткий, а теплопроводность достаточно высока – дополнительно прогревается клеммное соединение на АКБ.
  • Превышение токами потребителей допустимых значений. Так, подклинивание стартера вполне способно вызвать перегрев контактов на АБ, хотя при исправном узле проблем не наблюдается. Другой вариант – неполадки генератора, в результате чего АКБ работает в длительном режиме при высоких значениях среднего тока.

Опасность разогрева клемм АКБ.

Перегрев контактов – явление, представляющее опасность для аккумуляторной батареи:

  • При повышении температуры клемм и токовыводов, за счет высокой теплопроводности возможен локальный перегрев электродов в банках. В результате повышается интенсивность испарения электролита, наблюдается пересыхание и осыпание активной массы. Аккумулятор теряет емкость.
  • Чередование нагрева/остывания приводит к тепловому расширению/сжатию прилегающих конструкций (корпуса АКБ), вызывает появление микротрещин.
  • Рост температуры выше допустимых значение чреват расплавлением пластика корпуса, тепловой деформацией тоководов (температура плавления сплавов свинца, применяемых при изготовлении, составляет 300 градусов).

Как бороться с нагревом клемм?

Чтобы устранить нагрев в местах соединений владельцу автомобиля следует, прежде всего, позаботиться об исправности электрооборудования. Необходимо проверить допустимые токовые нагрузки для проводников (замена узлов электрооборудования, установка новых элементов могут привести к росту потребления). При необходимости – произвести замену проводящих жгутов, увеличив общее сечение проводников.

Наряду с этим решают проблему обеспечения надежного соединения с выводами аккумулятора. Нарушение контакта происходит вследствие:

  • Выбор аккумуляторов с отличающимися от рекомендованного в документации типами токовыводов. К примеру, установка АКБ с штырями «Тип В» вместо европейских потребует замены контактных групп на проводниках или использования переходников.
  • Неплотного прилегания токоведущих частей. В оконцевателях наблюдается смещение проводников вследствие вибраций. На хомутах клемм причинами могут стать остаточная деформация деталей или трещины, неполное обжатие губок.

Требуется постоянный контроль, при обнаружении проблем проводники в оконцевателях следует дополнительно обжать, жгут желательно пропаять (так снизится влияние вибрации). Поврежденные или не удовлетворяющие требованиям детали необходимо заменить.

  • Износа поверхностей деталей. Он приводящего к образованию воздушной прослойки (воздух является диэлектриком), росту переходного сопротивления. Кроме того, рост сопротивления вызывается сокращением площади контактирующих поверхностей (сопротивление обратно пропорционально площади).

Наиболее вероятные причины износа – ненадежная фиксация на выводах АКБ, частые отключения/подключения аккумулятора. В обязательном прядке следует зажимать соединения на губках до упора (но без излишнего усилия). Желательно при каждом отсоединении проводить контроль поверхности, легкую шлифовку (например, шкуркой-«нулевкой»).

Читайте также:  Как поменять фильтр тонкой очистки на калине

Видео о правильной затяжке клемм.

  • Образования окислов – оксидов металлов контактных групп, сульфатов, других солей. Наличие окислов – наиболее распространенная причина увеличения сопротивления контактов, приводящая к разогреву. Образуются пленки при воздействии кислорода воздуха, влаги (имеет место процесс электролиза при взаимодействии металлов с различными электрохимическими потенциалами), паров электролита. При повышении температуры интенсивность окисления значительно взрастает.

Окислы следует удалять — контакты чистят металлической щеткой (требует аккуратности, чтобы не допустить повреждения изоляции), наждачной бумагой, напильником с мелкой насечкой. Чистые контактные поверхности защищают от воздействия воздуха, влаги, электролита нанесением консистентных смазок, защитных спреев, специальных проводящих паст (подробнее в статье «Чем смазать клеммы аккумулятора»).

Для профилактики следует произвести осмотр всех мест контакта (не только на АКБ), очистить от окислов, продуктов коррозии, подтянуть для обеспечения надежности электрических соединений.

Опыт автовладельцев.

Павел, Suzuki Vitara:

Случайно обнаружил солидный перегрев «+» на батарее. Стал следить внимательно – после каждой поездки проверял, но повторения не было, Очередной раз заметил тоже случайно, в гараже, обратил внимание – сразу после старта мотора. Принялся контролировать каждый запуск – обнаружилось несколько раз, бессистемно. Пришлось консультироваться у мастера. Он посоветовал при нагреве выводов АКБ проверить температуру проводов, оказалось вместе с выводами аккумулятора сильно греется провод к стартеру. Отдал специалисту, разобрали – подшипники поизносились, вал периодически подклинивал, отсюда и огромные токи, и нагрев батареи. После замены не заметил ни разу.

Олег, Opel Astra:

Появилась проблема – после каждой поездки минусовая клемма аккумулятора разогревались так, что плесни воды – зашипит. Что только ни делал – прикручивал намертво чтобы контакт получить (с затянутым болтом было не провернуть), чистил наждачкой, проводящей пасты добавлял – без толку. Товарищ дал совет – он сталкивался с такой же проблемой, помогло обжатие подключенного провода. Мне обжать нечем было, просто взял и на месте заделки с четырех сторон по паре лунок накернил (неудобно, провод короткий, помощник нужен, но справился). Проблема исчезла мгновенно. Похоже, или проводники внутри окислились, или жгут расползся, при кернении получилось соединение восстановить.

Брал машину с рук, все смотрели, состояние показалось нормальным. Купил, через неделю поехал в другой город, на половине пути потянуло горелым пластиком. Остановился, все смотрел – не нашел, открыл капот – пластиковый чехол, который «минус» аккума закрывает, почти потек. Добрался кое-как, но речь о самой проблеме. Оказывается машинка стояла долго без работы, покрылась ржавчиной площадка под шпилькой, где провод к корпусу, шпилька оказалась вся окисленная (нашел это через 2 дня). В результате грелся провод очень, и клемму нагревал. После снятия провода, чистки, установки на место (обязательно затянуть как следует) все прошло, уже почти год не вспоминаю.

Михаил, VW Passat:

А у меня грелись и плюс, и минус, а проблема — в генераторном узле. Лампа контрольная в поездке вела себя как ей заблагорассудиться (мигает, горит, гаснет), батарея постоянно недозаряженная, клеммы горячие. На второй день такой чехарды поехал к спецам искать. Диагноз простой – глючил регулятор, генератор то работал, то нет. Электрик сказал — ток почти 100 А от АКБ периодически протекал, отсюда и нагрев.

Почему греется минусовой провод на аккумуляторе автомобиля ? Какая причина нагрева ?

Почему греется клемма минусовая на аккумуляторе

С моей точки зрения провод, кабель могут греться по двум причинам:

  1. Провод не рассчитан на нагрузку, которая приходится на него, то есть сечение кабеля не соответствует фактической нагрузке в бортовой сети автомобиля. Возможна коррозия провода, либо его повреждение, вследствие чего локально уменьшилось его поперечное сечение.
  2. Нагрев возможен из-за наличие плохого контакта в электрической цепи. Необходимо проверить все соединения от клеммы аккумулятора до места соединения минусового провода с массой (кузовом) автомобиля. Необходимо зачистить и протянуть все сомнительные места соединения минусового провода.

Добавить комментарий

1 × 4 =