Подогрев руля лада калина

Автомобили

Подогрев руля лада калина

Всем привет.
В машине много чего сделано но как-то не срасталось освещать в БЖ.
Но по этой теме в своё время(а это года так 3-4 назад, когда я только задумал реализовать подогрев руля) информации было мало, поэтому решил поделиться опытом.
Вынашивал идею подогрева руля больше года – всё не получалось снять свой заводской руль.
Кому не интересно читать всё целиком :
— провод обмоточный медный в эмале диаметром 0.4 мм длиной около 11.5 метров
— получившееся сопротивление около 2.5 Ом(как замеры самого куска провода омметром так и замер тестером силы тока и вычисление затем значения сопротивления при фкисированном напряжении в 12 В компьютерного блока питания)
— ток при бортовом напряжении в 14.1 В около 5.5 Ампер, а значит мощность обогрева около 77 Ватт
— для безопасности в цепь подогрева последовательно включен термостат с нормально замкнутыми контактами на 60 градусов.

Подогрев руля лада калина

После нескольких безуспешных самостоятельных попыток снятия руля(брызгал WD-кой, обстукивал и тянули и толкали с соседом в 4 руки) я обратился на несколько «станций технического обслуживания» с просьбой снятия руля.Везде с меня сначала улыбались и не знаю что думали про себя, когда я уточнял у них про наличие съемника, но когда они принимались за дело ухмылки у всех к кому я обращался проходили довольно таки быстро.Из 5 мест, куда я обращался, сдались перед моим рулём 4,от одних я уехал сам когда дело дошло до того, что по ободу руля лупили кувалдометром – не хотелось мне погунть рули или раздолбить подшипники в ЭУРе.
Вообщем осенило меня, что можно прибегнуть к помощи домкрата : в два отверстия основания руля я завёл концы цепка, гайку открутил не до конца, в неё упёр основание домкрата а другой конец домкрата в цепь.Схематично это выглядело так :

Подогрев руля лада калина

И через некоторое время(цепки просто рвались, пришлось подбирать потолще 🙂 ) руль был снят !
Дальше была эпопея с подбором провода для намотки.Нихром не подходит из-за слишком большого удельного сопротивления – то есть чтобы получить мощность в 100 ватт нихрома небольшой толщины требуется всего несколько сантиметров, а это обогрев только одного пальца на руке 🙂 В моих закромах нашелся провод с диаметром только 0.5 мм. Читал у людей что мотали они провод с шагом около 1 см в районе 10-11 метров, от этого я и отталкивался. Просто размечать с рулеткой руль оказалось как-то затруднительно и непродуктивно, поэтому почесав затылок соорудил из подручных средств(трубку от пылесоса распилил) подобие лекало :

Подогрев руля лада калина

На руль одел, ручкой провёл, сместил в сторону до совпадения начерченной линии с новой меткой и так далее. Шаг получился около 9 мм. Далее по расчерченному ручкой рулю делал куском ножовочного полотна совсем неглубокие пропилы.

Подогрев руля лада калина

Намотал на руль провод диаметром 0.5 мм и подключил к компьютерному блоку питания(12 В):

жарит хорошо но при этом сила тока у меня получилась в 7 ампер . А это значит что сопротивление моей намотки составило 1.7 Ом( R=U/I), а на машине при напряжении бортовой сети в 14.4 В мы получим силу тока в 8.5 Ампер … Многовато как-то…
Вообщем после непродолжительных поисков в своём маленьком городе удалось раздобыть проволоку диаметром только 0.4 мм . Длина намотанного на руль участка составила около 11.5 метров . Вообщем оставил 0.4 мм, но лучше было бы 0.3 или 0.35 мм .
Намотанный руль проволокой и 0.5 и 0.4 оставлял на несколько часов подряд подключенным – ничего не плавится и провод не горит, кстати вот наткнулся на таблицу плавления проволоки в зависимости от значения протекающего тока и диаметра :

Читайте также:  Ford f 150 raptor расход топлива

Подогрев руля лада калина

Поэксперементировал с диаметрами 0.3 и менее(малые куски были) – совпадает с табличкой однако 
Ах да, вопрос с подведением напряжения к самому рулю.
У меня комплектация Норма, поэтому всё банально – через подрулевую улитку, купленную отдельно за 1050 рублей.

Подогрев руля лада калина

Там всё просто снимается и заменяется на вновь купленное. В приобретённой улитке было 6 дорожек, 2 использовал под сигнал и оставшиеся 4 для обогрева

Подогрев руля лада калина

Где –то читал что ограничение на каждую дорожку 2 ампера, то есть получается что для обогрева мы безопасно можем подвести 4 ампера, но проведённые часовые тесты с силой токой в 5.5 ампер лишь еле заметно подогрели шлейф(рукой ощущается если сначала к холодному прилодить, то есть темепература около 30-40 градусов) поэтому так и оставил.

Подогрев руля лада калина

Сначала хотел включение и выключение подогрева руля сделать через реле с использованием кнопки справа от кнопки аварийной сигнализации, но вспомнил как кто-то ставил выключатель непосредственно в сам руль и мне эта идея очень понравилась.
Кстати я решил обезопасить руль от перегрева и последовательно в цепь внедрил термостат на 60 градусов(на 40 не удалось оперативно найти, но они есть и на 40 и на 50).
Это такое устройство, которое при нагреве до определённой температуры размыкает цепь, а затем после того как остынет опять восстанавливает цепь.
Я применил нечто похожее на B1009N, в его характеристиках(lib.chipdip.ru/076/DOC000076323.pdf) сказано про 10 000 срабатываний при токе в 4 А, ну значит при моём повышенном токе мне достанется меньшая продолжительность его жизни 🙂
Учитывая это(вдруг термостат выйдет из строя и я останусь в самый нужный момент без тепла ?!) решил поставить переключатель на 3 положения :

Подогрев руля лада калина

1) Среднее положение = подогрев выключен
2) Положение | = подогрев включен через термостат
3) Положение || = подогрев включен напрямую без термостат
И вот тут мне в голову залезла ещё одна лишняя мысль о том, что неплохо бы было ещё светодиодами разного свечения обозначать текущий режим работы…
Лучше бы эта мысль меня миновала, потому что в нашем городе не оказалось двухцветных или RGB светодиодов, а когда раздобыл уже светодиоды пришлось мудрить ещё с его подключением, так как переключатель простой(нет лишних групп контактов в нём) и при любом положении у меня присутствовало напряжение на обоих выводах светодиодов . Путём переборов быстрых вариантов пришлось выйти из положения применив попавшееся под руку реле 🙂

Итого это схема подключения без использования светодида :

Подогрев руля лада калина

А это уже схема с индикацией работы RGB светодиодом :

Подогрев руля лада калина

Далее была куплена оплетка руля с сайта кожа-рулит.рф

Подогрев руля лада калина

(куплена непосредственно в магазине реализующим их товар в Ростове-на-дону так как был проездом там) и моей горячо любимой супругой руль был обтянут(за пару часов-шов елочкой), за что ей огромное спасибо 🙂

P.S. термостат был применён ksd-9700 , вот его фото

Подогрев руля лада калина

в блок предохранителей на пустующее место №23 был установлен отдельный предохранитель на 7.5 А

Подогрев руля лада калина

все соединения выполнены с обжатием и последующей пропайкой, провода изолированы в гофре, вообщем всё как положено – ведь делал для себя 🙂

В гофре проложен «+» до предохранителя №23 и подключен минусовой провод.

Подогрев руля лада калина

А это уже готово и установлено.
Подогрев через термостат:

Подогрев руля лада калина

Подогрев напрямую без термостата:

Подогрев руля лада калина

Цена вопроса(что не забыл пока 🙂 :
-провод кусок 50р
-термостат 50р
-выключатель на 3 положения 75р
-RGB светодиод 5 мм 40р
-реле автомобильное 100р
-подрулевой шлейф "улитка" 1050р
-разъемы DELPHI в блок предохранителей 20р
-оплетка руля 1500р
-время и нервы бесценно )

Читайте также:  Как поднять прицеп в гараже

Подогрев руля лада калина

Много уже написано про обогрев руля и про кожаную оплетку, я лишь добавлю в эту книгу свою скромную историю.

Проездил на калине я уже две зимы и не скажу, что сильно страдал от отсутствия обогрева, но попробовать хотелось.Тут как раз замечательный вариант: пришла кожаная оплетака руля от известной конторы "Кожа рулит!". Как говорится, нельзя просто так взять и не поставить обогрев с кожей на руль)))

Итак из скомого:
ленты из ткани пропитанной графитом ОР-260 900р+300р доставка
2 клеммы для массы
1 клемма "папа"
5 клемм "мама"
кнопка рециркуляции 100р
двужильный аудиокабель 0,5мм 2м
Кожаная оплетка 1650р

Поехали!
Скидываем клемму с аккумулятора и ждем 15мин, пока разрадятся конденсаторы в системе подушки безопасности.
Снимаем падушку и руль подробнее написано здесь

Подогрев руля лада калина

Подогрев руля лада калина

Руль несем домой
Итак настала очередь обогрева. Я выбрал обогрев из трех лент. Есть варианты его подключения с разной мощностью 8/16/32 Вт. Я выбрал конечно 32Вт) Для этого нужно подключить три ленты параллельно.

Подогрев руля лада калина

Прикинул ленты по длине и решил обматывать вокруг обода, т.к. боялся получить сильные складки на наружной и внутренней поверхности, если клеить вдоль обода. Сделал проточки в руле под ламели и провода.
По схеме подключения у меня получилось: лента обматывается начиная с левой спицы и там же и заканчивается это"+", на правой спице ламель соединяющая три ленты "-".
Ленту приклеивал моментом, чтобы не сползала.

Подогрев руля лада калина

Промежутки между лентой обогрева заклеил матерчатой толстой лентой. Как потом оказалось недостаточно толстой))) Толщина ленты обогрева примерно 0,5-0,6 мм, матерчатая 0,2-0,3 мм.
После того как приклеил ленту, провел провода от ламелей в сторону ступицы.

Подогрев руля лада калина

После долгой скурпулезной обклейки руля лентами пришло время скурпулезного обшивания кожей)))
Замочил кожу на часок в теплой воде, достал и натянул на руль. Потом закрепил стяжками у спиц (по две стжки на спицу) и начал шить. Занятие довольно забавное, но всё равно требует терпения. На шитьё у меня ушло примерно 2 часа. Потом решил оставить руль в покое до утра.

Подогрев руля лада калина

Подогрев руля лада калина

Утром приступил к окончательной фазе подключения проводки.
Интригующий момент был такой: на ступицу руля, через шлейф улитки выведены четыре контакта. Два контакта + и — клаксон и вторые два + и — подушки безопасности. Нашел на драйве интересное решение: лишить минуса клаксона и вместо этого вывести на ступицу плюс для обогрева.Но без минуса клаксон и обогрев не будут есессно работать, поэтому для них я организовал минус на ступице руля, т.к. он всё равно соединяется с общим минусом.
Т.о. я высверлил отверстие под болт M6 и закрепил на него обе массы.
Ещё видел интересную фишку на драйве. При включенном обогреве из-под подушки безопасности виден свет.
Решил сделать такую же фишку, только немного не рассчитал с направлением света, поэтому получилось тускловато. Диодную ленту включил в цепь обогревателя.

Подогрев руля лада калина

Подогрев руля лада калина

Итак собраный руль поставил обратно на машину.

Подогрев руля лада калина

Теперь осталось подключить. Кнопку я взял рециркуляции от приоры. Она с фиксацией. Распиновка такая: 1-плюс от аккумулятора/прикуривателя и.т.д., 2- плюс к обогреву, А- земля, В- плюс от габаритов (подсветка кнопка), D- плюс от аккумулятора (индикация включения). Силовой плюс взял от прикуривателя, габариты взял от соседней кнопки.
Поставил, потанцевал с бубном, заработало)))
Поскольку ставил, считай, летом, всех прелестей не ощутил, но руль через пару минут уже теплый, через полчаса как буд-то под веченним солнцем нагрелся. т.е. горячий, но не огненный.

Читайте также:  Узкий двухсторонний скотч 3 мм

Теплый руль на автомобиле в холодное время года, довольно редкое явление не только на отечественных ВАЗах, но и на иномарках в том числе. Эту опцию можно встретить только в очень дорогих автомобилях. Однако, чтобы сделать подогрев руля своими руками, вам не понадобится какого либо дорого оборудования, а процесс доработки не совсем сложный. В данном материале речь пойдет именно о том, как сделать, и какие материалы нужны, чтобы подогрев руля был и на вашем автомобиле.

В настоящее время, существует несколько вариантов установки подогрева руля, в данной публикации будет рассмотрена один из них.

Подогрев руля от прикуривателя китайского производства

Смысл данной доработки состоит в следующем. На рынке автомобильных аксессуаров существуют специальные накладки для руля с подогревом китайского производства, правда, качество ее не очень хорошее, соответственно цена такого подогрева руля относительно не высокая. Что касается использования такой накладки, то нагревать руль она может только когда автомобиль стоит, ездить с таким подогревом руля не возможно. Если кратко, то перед поездкой во время прогрева автомобиля, устанавливаем накладку на руль, нагреваем его, снимаем и после этого начинаем движение. Согласитесь, не совсем удобно. Однако, используя этот нагревательный элемент китайского производства можно изготовить вполне полноценный подогрев руля на ваш автомобиль.

Подогрев руля лада калина Подогрев руля лада калина

Вот так выглядит вышеупомянутая накладка, купить такой подогрев руля можно на авторынке. Для начала необходимо аккуратно разделить накладку на слои, из которых она состоит.

Вот что получилось:

  1. Верхний, декоративный слой
  2. Слой с проводниками из нихрома, который и является нагревательным элементом
  3. Терморегулятор
  4. Штепсель в гнездо прикуривателя

Подогрев руля лада калина Подогрев руля лада калина Подогрев руля лада калина Подогрев руля лада калина

Для нормальной адаптации для автомобильного руля из получившегося комплекта нам понадобится только нагревательный слой. Теперь остается по-новому обтянуть руль кожей при этом использовать нагревательный элемент китайского подогрева руля. После выполнения данной операции провода от нагревательного слоя прокладываем через поперечины руля к контактам сигнала.

Подключение китайского подогрева руля

Контакт массы берем с контакта, который идет на сигнал с рулевого вала

В руле к металлическому корпусу подключаем -12В на питание обогрева руля и -12В на питание сигнала (желтый и коричневый провода на фото).

Подогрев руля лада калина Подогрев руля лада калина

Черно-белый провод необходим для подачи -12В с кнопки включения сигнала, а второй будет нужен для подачи +12В к обогреву руля (на фото уже подсоединен в красной термоусадке).

На самой "контактной колодке" оказались очень хитрые разъемы которые днем с огнем в продаже не найдешь.

Подогрев руля лада калина

Проблему решаем подключением проводов прямо контактам. Поскольку один провод теперь плюсовой стал, чтоб не перепутать при подключении на него поставил широкую клемму (штатная клемма от сигнала узкая).

Подогрев руля лада калина Подогрев руля лада калина

Подключаем провод от сигнала с узкой клеммой (белый) , после чего убеждаемся, что сигнал работает. Теперь подключаем питание на подогрев руля. Плюс можно взять от прикуривателя.

Используя кнопку включения подогрева руля, реле включения и предохранитель подводим провод питания к корпусу сигнала на руле.

Использование реле в данном подключении, крайне необходимо, так как после выключения зажигание необходимо чтобы подогрев руля автоматически отключался, в противном случае возможен разряд аккумуляторной батареи

Для наглядности представляем электросхему, на которой видно подключение звукового сигнала, подрулевых переключателей и подогрева руля ВАЗ.

Добавить комментарий

семь + 8 =