Подшипник рулевой колонки камаз

Автомобили

Механизм рулевого управления КАМАЗа снабжен гидроусилителем (ГУРом), который предназначен для уменьшения усилия, которое водителю приходится прилагать для вращения рулевого колеса. ГУР также играет роль демпфера, который смягчает вибрацию и ударное воздействие от различных объектов на плохой дороге (булыжников, ям, неровностей и т. п.) и предохраняет всю систему рулевого управления КАМАЗа от преждевременного износа и разрушения. А также ГУР позволяет контролировать движение машины, в том числе груженой, при внезапном разрыве одной из передних покрышек.

Составляющие системы рулевого управления

В состав системы рулевого управления КАМАЗа модификаций 5320 и 4310, а также некоторых однотипных моделей, входят следующие узлы и механизмы:

  • Рулевое колесо.
  • Рулевая колонка.
  • Карданный вал (кардан).
  • Радиатор системы охлаждения.
  • Клапан управления ГУРом.
  • Угловой редуктор.
  • ГУР, сопряженный с рулевым механизмом.
  • Продольная тяга.
  • Сошка.
  • Трубопровод низкого и трубопровод высокого давления.
  • Насос ГУРа.
  • Емкость для хранения жидкости.

При выходе из строя гидроусилителя возможность управлять КАМАЗом и продолжать движение сохраняется благодаря наличию обратного клапана, который обеспечит соединение линий высокого и низкого давления. При этом скорость износа деталей увеличивается многократно, пропорционально ей растет вероятность их выхода из строя.

В случае поломки ГУРа продолжать эксплуатацию машины недопустимо. Обратный клапан предназначен только для того, чтобы доехать до сервисного центра или ремонтной базы.

Устройство рулевой колонки КАМАЗа моделей 5320, 4310, 55111

Рулевая колонка КАМАЗов данных модификаций является довольно сложным комплексным устройством. Она включает в себя следующие узлы:

  • рулевой вал;
  • стопорное и разжимное кольцо;
  • два шарикоподшипника;
  • труба, играющая роль корпуса;
  • стопорная шайба;
  • гайка для регулировки подшипников.

Колонка имеет две точки крепления: в верхней части — к кронштейну, спрятанному под приборной панелью кабины, в нижней части — к фланцу на полу кабины. Она соединяется с остальными узлами системы управления при помощи кардана и углового редуктора. Ведущая шестерня редуктора является неотъемлемой частью карданного вала, в корпусе крепится на подшипниках.

Передаточное число механизма равно 20.

Устройство кардана рулевого вала

Кардан КАМАЗов 5320, 4310 и схожих модификаций держится на шарнирах, закрепленных на игольчатых подшипниках. Данные подшипники являются необслуживаемыми, необходимое количество смазки специального типа в них закладывается на заводе. В замене смазки подшипники не нуждаются на протяжении всего срока работы.

Характер соединения — скользящего типа — обеспечивает возможность откидывания водительской кабины для доступа к скрытым под ней механизмам.

Кроме подшипников, карданный вал КАМАЗа состоит из:

  • вилки;
  • упорного и уплотнительного колец;
  • обоймы уплотнительного кольца;
  • крестовины;
  • второй вилки со шлицевым стержнем;
  • третьей вилки со шлицевой втулкой.

Шлицы покрываются слоем специальной смазки, которая закладывается также во втулку.

К угловому редуктору (его ведущей шестерне) вилки кардана прикрепляются с помощью системы клиньев. Клинья удерживаются шплинтованными гайками.

Конструкция углового редуктора

Угловой редуктор — технически сложный узел, который передает вращение вала (в свою очередь, вращаемого «баранкой») на винт рулевого механизма КАМАЗа. Он состоит из таких элементов:

  • корпуса с крышкой;
  • ведущей и ведомой шестерни;
  • вала ведущей шестерни, сопряженного с карданом;
  • шарикоподшипников с гайкой крепления;
  • уплотнительных колец;
  • упорного кольца, шайбы и упорной крышки;
  • регулировочных прокладок;
  • манжеты;
  • защитной крышки.

Шариковые подшипники удерживаются на валу ведущей шестерни за счет напрессования. Во избежание случайного смещения они закреплены гайкой, буртик которой запрессован в паз на валу. Для удержания подшипников также служат стопорное кольцо и упорная крышка.

Регулировочные прокладки предназначены для регулирования зацепления между собой ведущей и ведомой шестерен. Зуб шестерен — спиральный.

Любая сила может быть практически бесполезной, а подчас и весьма вредной, если ее не направить туда, куда нужно. Вот и какой бы ни была мощность и грузоподъемность камского автомобиля она ничего не значит без нормального управления. Все рулевое управление КамАЗ можно разделить на основных блока-узла:

— рулевое колесо;
— колонка рулевая;
— рулевой механизм;
— тяги.

В действии это выглядит примерно следующим образом. Водитель поворачивает руль, закрепленный с одной стороны на валу, проходящем внутри основной трубы колонки. С другой стороны рулевая колонка КамАЗ заканчивается карданным шарниром, что позволяет передать вращение на следующий вал, несоосный с валом колонки. В роли «следующего вала» чаще всего выступает винт – деталь рулевого механизма, которая вращаясь заставляет смещаться поршень рейку.

Следует отметить, что практически на всех моделях камских авто именно рулевой механизм КамАЗ, а не тяга, совмещается с системой гидроусиления, той самой, что позволяет уменьшить прикладываемые водителем усилия, и частично нивелирует обратные удары (при наезде на препятствия или при проколе колеса). О ГУР КамАЗ более подробно вы можете узнать из других разделов на нашем сайте.

Смещение рейки заставляет смещаться сошку, после чего начинает движение соответствующая рулевая тяга КамАЗ, воздействуя на поворотные цапфы и заставляя тем самым поворачиваться колеса.

Естественно, что приведенное описание, это очень упрощенная версия процессов, происходящих во время передачи команды с рулевого колеса на колеса ходовые. Тем более что рулевой механизм может иметь некоторые отличия в зависимости от модели. Но, по крайней мере, это описание даст вам представление о том, как работает управление рулевое КамАЗ и «намекнет» о том, что выход из строя любой детали может повлечь за собой полный отказ этого самого управления.

Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей 8-916-161-01-97 Сергей Николаевич

Чтобы подобного не случилось, обязательно выполняйте все предусмотренные производителем правила эксплуатации и обслуживания, а при поломках деталей для замены используйте только качественные комплектующие. Такие, как предлагает наша компания «СпецМаш».

Вся наша продукция производится согласно технологии основного производителя, а перед поступлением в продажу проходит проверку в соответствующих структурах, включая МАДИ. Сделать заказ на необходимые комплектующие для рулевого управления КамАЗ, резину КамАЗ, можно по электронной почте, телефону или прямо на сайте. Наличный расчет приветствуется, впрочем, безналичные формы оплаты нас тоже устраивают. Адресная доставка по Москве оговаривается предварительно, в регионы товар отправляем через официальных перевозчиков.

Механизм рулевого управления КамАЗ


1 1/60434/21 Болт М8-6gх20
2 1/05166/77 Шайба 8 пружинная
3 5320-3401079-01 Шайба передняя
4 864201 Кольцо уплотнительное
4 864201 Кольцо уплотнительное
5 853512 Гайка М25х1,5-6Н
6 5320-3401373 Шайба пружинная
7 1/21647/21 Гайка М10х1,25-6Н
8 1/05168/73 Шайба 10 пружинная
9 (819705К1) Подшипник
9 (819705К1) Подшипник
9 5320-3401120 Подшипник
10 53212-3400020 Механизм рулевого управления в сборе
11 5320-3401710 Редуктор угловой в сборе
12 5320-3401090 Сошка
13 853021 Болт М14х1,5-6gх90
14 251648 Гайка М14х1,5-6Н ОСТ 37.001.197-75
15 1/07964/01 Шплинт разводной 3х20
16 1/13069/21 Болт М10х1,25-6gх30
17 1/05168/73 Шайба 10 пружинная
18 251648 Гайка М14х1,5-6Н ОСТ 37.001.197-75
19 5320-3401082 Крышка боковая
20 864227 Кольцо уплотнительное
21 864204 Кольцо уплотнительное
22 862803 Кольцо упорное
23 5320-3401140 Шайба регулировочная
24 5320-3401163 Винт регулировочный
25 5320-3401176 Шайба упорная
26 5320-3401065 Вал сошки
27 5320-3401015-10 Картер
28 864223 Кольцо уплотнительное
29 5320-3401371 Клапан перепускной
30 5320-3401377 Колпачок клапана
31 5320-3401529-10 Крышка нижняя
32 5320-3401076 Втулка картера
33 864141 Манжета
34 862812 Кольцо упорное втулки
35 862509 Шайба упорная
36 864145 Манжета наружная сальника
37 5320-3401033 Кольцо упорное сальника
38 2101-2401046 Пробка магнитная в сборе
39 5320-3401417 Винт установочный
40 5320-3401411 Рейка-поршень
41 5320-3401038 Гайка шариковая
42 864707 Шарик-заглушка
43 5320-3401179 Желоб шариковой гайки
44 5320-3401415 Кольцо уплотнительное рейки -поршия
45 864201 Кольцо уплотнительное
46 1/35466/21 Шпилька М10х1,25х20х35
47 1/21647/21 Гайка М10х1,25-6Н
48 864207 Кольцо уплотнительное рулевого механизма
49 5320-3401391 Кольцо распорное
50 5320-3401361 Кольцо уплотнительное винта рулевого управления
51 5320-3401403 Втулка плавающая
52 5320-3401359 Винт
53 1/13438/31 Болт М10х1,25-6gх50
54 379432 Пломба
55 258226 Шплинт
56 4310-3401780 Колпачок регулировочного винта предохранительного клапана
57 853034 Болт М10х1,5-6gх65

Читайте также:  Снять ручку стеклоподъемника шевроле круз

Редуктор рулевого управления КамАЗ


1 853310 Шпилька М10х1,5х20х35
2 864203 Кольцо уплотнительное редуктора руля
3 5320-3401791 Втулка
4 5320-3401717 Корпус редуктора
5 4310-3401751 Шестерня ведомая
6 5320-3401753 Прокладка регулировочная
7 53212-3401737 Шестерня ведущая
8 6-205К Подшипник
8 6-205К Подшипник
8 864709 Подшипник шариковый
9 864213 Кольцо уплотнительное
10 4310-3401745 Корпус ведущей шестерни
11 853512 Гайка М25х1,5-6Н
12 4310-3401741 Крышка защитная
13 5320-3401740 Кольцо уплотнительное
14 862804 Манжета в сборе
15 853635 Шайба плоская 27х34х1
16 5320-3401746 Манжета в сборе
17 864113 Манжета 22х34,5 в сборе
18 853354 Болт М8-6gх30
19 1/05166/73 Шайба 8 пружинная
20 5310-3401721 Крышка корпуса
21 864245 Кольцо уплотнительное
22 5320-3401719 Крышка упорная
23 864201 Кольцо уплотнительное
24 862801 Кольцо упорное
25 50110 Подшипник
25 864705 Подшипник
26 5320-3401743 Втулка распорная
27 110 Подшипник
27 864706 Подшипник

Рулевая колонка КамАЗ


1 5320-3422027 Вилка
2 704902К6УС10 Подшипник роликовый игольчатый с одним наружным кольцом ТУ 37-006-065-74
2 704902К6УС10 Подшипник роликовый игольчатый с одним наружным кольцом ТУ 37-006-065-74
2 864710 Подшипник игольчатый
3 862806 Кольцо Б 62 ГОСТ 13943-68
3 862806 Кольцо Б 62 ГОСТ 13943-68
4 864202 Кольцо уплотнительное крестовины руля
4 864202 Кольцо уплотнительное крестовины руля
5 5320-3422039 Крестовина карданного вала
5 5320-3422039 Крестовина карданного вала
6 5320-3422038 Вилка со шлицевым стержнем
7 5320-3422051 Обойма уплотнительного кольца
8 5320-3422047 Кольцо уплотнительное
9 5320-3422049 Кольцо упорное
10 5320-3422034 Вилка со шлицевой втулкой в сборе
11 5320-3403066 Фланец крепления колонки
12 5320-3402015-01 Колесо рулевое в сборе
13 5320-3402060-10 Крышка рулевого колеса верхняя
14 1/07268/11 Гайка М22х1,5-6Н
15 862805 Кольцо упорное
16 5320-3444049 Кольцо разжимное подшипника шарикового
17 636906С17 Подшипник
17 636906С17 Подшипник
17 864731 Подшипник шариковый колонки руля в сборе
18 5320-3444032 Вал колонки в сборе
19 5320-3444022 Труба колонки в сборе
20 5320-3444044 Обойма уплотнительного кольца колонки руля в сборе
21 853649 Шайба стопорная 27,5
22 853520 Гайка М27х1,5-6Н
23 1/05166/73 Шайба 8 пружинная
23 1/05166/73 Шайба 8 пружинная
24 1/60434/21 Болт М8-6gх20
25 5320-3444010 Колонка рулевого управления в сборе
26 1/05168/73 Шайба 10 пружинная
26 1/05168/73 Шайба 10 пружинная
26 1/05168/73 Шайба 10 пружинная
27 1/59705/21 Болт М10х1,25-6gх20
27 1/59705/21 Болт М10х1,25-6gх20
28 1/03892/01 Винт М5-6gх8
29 5320-3402064 Крышка рулевого колеса нижняя
30 1/32718/01 Винт М4-6gх8
31 1/11953/73 Шайба 4 пружинная
32 5320-3403068 Крышка фланца
33 5320-3403071 Прокладка крышки фланца
34 1/59707/31 Болт М10х1,25-6gх25
35 5320-3422023 Клин
36 5320-3422010 Вал карданный в сборе
37 1/61008/11 Гайка М8х1,25-6Н
38 1/60432/21 Болт М8-6gх16
39 5320-3403009 Кронштейн крепления колонки в сборе
40 1/05196/01 Шайба плоская 8х17
41 1/05166/77 Шайба 8 пружинная
42 1/07342/01 Шплинт разводной 2х15

Российские автомобили марки Камаз — простые, надежные рабочие «лошадки» отечественного автопрома. Поэтому внутреннее устройство данного вида тягачей такое же простое, как внешний лаконичный дизайн кузова. Именно благодаря простоте строения, доступному обслуживанию Камазы остаются самыми популярными тягачами на российских дорогах. За долгие годы разработок были выпущены качественно новые модели, не уступающие зарубежным аналогам, напичканным электроникой, однако некоторые простые механические узлы остаются неизменными, например, управление осуществляется наличием рулевой колонки.

Все актуальные модели камского автопрома имеют примерно одинаковое строение системы управления автомобилем, включающее несколько основных элементов:

  • Привод имеет традиционное строение для всех колесных автомобилей, устанавливается на передней оси вместе с ведущими колесами. Привод является несложной системой одной продольной тяги, соединенной с сошкой механизма, рычагом поворотного кулака, поперечной тяги. Некоторые Камазы усиливаются второй осью, имеющей абсолютно симметричное строение. Вторая ось необходима, если машина осуществляет перевозку негабаритных грузов, либо берет груз, превышающий допустимые нормы грузоподъемности. Вторая ось является полноценной, не просто дублирующей, поэтому нагрузка перераспределяется равномерно. Если оставить только одну ось, она может просто провалиться.
  • Механизм рулевого управления имеет строение двух рабочих пар. Первая пара — это винт плюс гайка, являющаяся одновременно рейкой, плюс циркулирующие шарики вместе преобразуют крутящий момент руля как поступательное движение рейки. Вторая пара — рейка плюс сектор — преобразуют поступательное движение во вращательное движение сектора. Наиболее распространены популярные типы колонок моделей Камаза 4310, 6540, именно их рейки служат прототипами всех современных реновированных моделей, изменяется только передаточное число. Некоторые механизмы имеют гидравлические ограничители поворота, предотвращающие излом рулевых тяг, однако данные нововведения используются на новых моделях.
  • Гидроусилитель руля объединяется рулевым механизмом, имеет в своем составе насос, радиатор охлаждения рабочей жидкости (необходим при сильных нагрузках), перепускной клапан, золотник, клапан управления, расширительный бачок, трубки, патрубки. На некоторых модификациях Камазов устанавливается дополнительный гидроцилиндр ГУР, облегчающий систему управления колесами второй оси.
  • Угловой редуктор имеет простое строение: две конические шестерни изменяют направление потока крутящего момента. Ведомая шестерня полая, поэтому через нее продевается вал от золотника гидроусилителя руля к винту рулевого колеса.
  • Карданная передача передает крутящий момент от рулевого вала угловому редуктору. Имеет составное строение из трубчатого вала, вилки, шлицов, что позволяет валу регулировать свою длину при движении по плохой дороге. Вилка крестовинами соединяется с ответными вилками колонки, вал ведущей шестерни углового редуктора, образуя два карданных шарнира.
Читайте также:  Залоговое авто 501 502 503

Словом, рулевая система состоит из несложных компонентов, имеющих, в свою очередь, также несложное строение. Какой функционал выполняет именно рулевая колонка?

  • Позволяет устанавливать максимально удобные наклон, высоту руля. Регулировка руля — предмет удобства при управлении транспортным средством. Доступно для автомобилей нового образца. Для старого достаточно было просто зафиксировать руль в одном положении, чтобы он оставался недвижим во время движения автомобиля.
  • Фиксирует руль во время движения автомобиля — характерный функционал для абсолютно всех типов Камазов.

Старые колонки менее функциональны, однако благодаря своей надежности они до сих пор используются при проектировании современных грузовиков. Объяснить такую интеграцию просто: конструкция спроектирована очень надежно, выполнена просто, стоит очень недорого. Новый тип позволяет подстраиваться под нужды водителя, определяя глубину посадки, угол наклона, регулировку высоты, однако стоят такие рулевые колонки уже заметно дороже при меньшем сроке эксплуатации.

Устройство любой колонки можно определить как несложное. Основа механизма — полая труба с валом внутри. Верхняя часть вала посредством гаек скреплена с рулевым колесом, обратная сторона закреплена вилкой карданного шарнира. Примерно посередине установлен кронштейн для крепления к панели кабины, на нижней части установлен фланец.

Коронки нового образца имеют более укороченную форму, устанавливаются по оси вместе с карданным валом, что позволяет изменять углы наклона. Благодаря шлицевому соединению половин вала, можно изменять высоту руля относительно пола. Колонка имеет ряд фиксирующих механизмов, обеспечивающих фиксацию уровня наклона, регулировку высоты руля.

Рулевая колонка является местом монтажа органов управления стеклоочистителями, световыми приборами. Комбинированные переключатели монтируются под рулем, позволяя удобно включать дворники, стеклоомыватели, поворотники, управлять светом фар.

Технические особенности

Рулевые механизмы Камаза очень надежны, поэтому ремонтировать их приходится гораздо реже остальных высоконагруженных механизмов. Однако технический осмотр, диагностика работы и плановые ремонты являются залогом продолжительной службы. Обслуживание, как правило, заключается в визуальном осмотре целостности креплений, выявлении степени изношенности деталей.

Подшипник колонки отвечает за важный технический аспект — отсутствие осевого люфта вала. Если появляется осевой люфт, значит необходимо заменить подшипники, они либо изношены, либо разрушены чрезмерным износом. Иногда люфт является следствием износа шлицевого соединения карданного вала либо карданных шарниров, деформации вала, либо деформации самой колонки, например, вследствие сильного удара. При выявлении данной проблемы необходимо срочно произвести ремонт с заменой изношенных (деформированных) деталей.

Люфт рулевого колеса — важная диагностическая особенность поломки рулевого управления. Обычно при запущенном двигателе, на холостом ходу люфт составляет примерно 25 градусов, поэтому если данный лимит превышен, стоит провести диагностику узла для выявления неработающих компонентов.

Определить неполадки работы подшипника можно исходя из усилий, прикладываемых к повороту руля. Для разных моделей Камаз данное усилие будет неодинаковое. Измерить разность показателей можно специальным прибором, хотя существенная поломка будет ощутима для водителя — гидроусилитель руля станет работать хуже, усилий придется прикладывать гораздо больше.

Устройство самого рулевого механизма несложное, однако ремонт, замена, последующая регулировка требуют профессиональных умений. По сути, рулевая колонка соединяет руль с колесом, поэтому если какая-то часть механизма неисправна, Камаз просто не сможет менять направление движения, что на скорости может привести к возникновению дорожно-транспортного происшествия. Очень важно своевременно подтягивать подшипники, или заменять новыми, если старые непригодны.

Добавить комментарий

один + 17 =