Предпусковой подогреватель зил 131

Автомобили

На этом автомобиле установлен жидкостной подогреватель произ­водительностью 17,4 кДж/с и работающий на бензине. Подогреватель состоит из топливного бачка 1 (рис.65) котла 15 , электродвигателя с вентилятором 15, электромагнитного клапана 23 с регулировочной иглой 4 и топливным фильтром, пульта управления 18.

Предпусковой подогреватель зил 131

Рис. 65. Предпусковой подогреватель двигателя ЗИЛ-131: 1 – топливный бачок; 2 – пробка бачка; 3 – наливная воронка; 4 -регулировочная игла; 5 -электродвигатель с вентилятором; 6 – ручка управления краном; 7. 14 – сливные краны; 8 -соединитель проводов; 9 – конденсатор; 10 – шланг подвода воздуха; 11 – свеча; 12 – отводящая трубка от двигателя к котлу; 13 – лоток; 15 – котел; 16 – трубка от электромагнитного клапана; 17 – подводящая трубка от котла к двигателю; 18 – пульт управления; 19 – контрольная спираль; 20 – выключатель свечи; 21 – переключатель; 22 – трубка топливного бочка; 23 -электромагнитный клапан; 24 – кран; 25 -спираль подогрева электромагнитного клапана.

Котел соединен трубопроводами с системой охлаждения двигателя. На нем установлена свеча накаливания 11 и имеется сливной кран 14. Топливо в камеру сгорания котла подается из бачка самотеком, вода заправляется через воронку 3, воздух подается от вентилятора по шлангу 10. Подача необходимо количество топлива обеспечивается электромагнитным клапаном 23 и регулировочной иглой 4. Для подогрева электромагнитного клапана в его корпусе установлена спираль, соединенная последовательно со свечой 11.

Пульт управления расположен на щите двигателя. На пульте разме­щены выключатель 20 свечи, контрольная спираль 19, переключатель ре­жимов работы подогревателя 21.

Ручка выключателя 20 может зажимать три положения: 0 – все выключено (ручка нажата до отказа); 1 – включен электродвигатель вентилятора (ручка вытянута наполовину); II – включен электродвигатель вентилятора и электромагнитный клапан (ручка вытянута до отказа). Для пуска двигателя готовят 32. 35 л воды, закрывают жалюзи, открывают капот, в котел заливают 1,5 воды и открывают кран топливного бачка. Затем перемещают ручку переключателя 2 в положение II на 45с, при этом топливо и воздух поступают в камеру сгорания котла. Затем ручку переводят в положение «О» и включают выключателем 20 свечу накаливания 11. При нагреве контрольной спирали 19 до светло-красного цвета происходит вспышка смеси в котле и раздается хлопок. После начала горения смеси выключатель 21 устанавливают в П положение. Как только горение смеси станет устойчивым, свечу выключают, дальнейшее воспламенение топлива происходит от горящей смеси.

Через 1. 2 минуты после пуска подогревателя в котел дополнительно заливают 6. 8л воды и закрывают пробку воронки. Когда двигатель прогреется, из открытой заливной горловины радиатора пойдет пар. После этого пусковой рукояткой проворачивают коленчатый вал несколько раз для подачи масла к подшипникам. Свободное вращение коленчатого вала свидетельствует о готовности двигателя к пуску.

Устанавливают ручку 21 в положение 1 и закрывают топливный кран. После продувки котла через 1-2 минуты ручку переключателя переводят в положении «О», запускают двигатель и заполняют систему охлаждения водой через заливную воронку подогревателя и горловину радиатора.

Пусковой подогреватель двигателя предназначен для прогрева двигателя перед его пуском при низкой окружающей температуре воздуха. Подогреватель работает на топливе, применяемом для двигателя

Подогреватель может прогревать двигатель, система охлаждения которого заполнена водой или антифризом.

Подогреватель установлен на двигателе с правой стороны (рис. 1). Подогреватель представляет собой неразборный котел 15, состоящий из камеры сгорания, жаровой трубы, газохода и двух соединенных между собой жидкостных рубашек (теплообменника). Котел постоянно включен в систему охлаждения двигателя.

Предпусковой подогреватель зил 131

В камеру сгорания котла топливо подается из бачка 1 самотеком. Для управления подачей топлива установлен электромагнитный клапан 23 с регулировочной иглой 4 и топливным фильтром.

Клапан работает следующим образом: когда переключатель 21 пульта управления выключен, сердечник под действием пружины перекрывает топливопровод; при включении переключателя ток поступает в катушку, сердечник оттягивается, и топливо беспрепятственно попадает в камеру сгорания подогревателя.

Воздух в камеру сгорания подается вентилятором, установленным под капотом двигателя.

Первоначально воспламенение смеси производится свечой накаливания 11. После того как в камере установится устойчивое горение, свеча выключается, и дальнейшее горение топлива происходит от ранее зажженного пламени.

В цепь свечи последовательно включено дополнительное контрольное сопротивление, установленное на пульте управления подогревателем. По накалу спирали сопротивления судят о работе свечи.

После воспламенения топлива от свечи подогревателя, образующиеся горячие газы закрученным потоком проходят по жаровой трубе и отдают тепло подогреваемой жидкости, залитой в котел.

Газы, проходящие через выпускной патрубок, лотком 13 направляются под картер двигателя, где используются для обогрева масла в картере.

Жидкостная полость котла подогревателя посредством трубок 12 и 17 соединена с системой охлаждения двигателя.

На щите двигателя установлен в отдельном кожухе пульт 18 управления подогревателем, на котором установлены выключатель 20 свечи, контрольная спираль 19 и переключатель 21.

Переключатель имеет три положения:

Читайте также:  Fiat doblo cargo технические характеристики

– положение 0 — все выключено (ручка переключателя нажата до отказа);

– положение 1 — включен электродвигатель вентилятора (ручка вытянута на половину хода);

– положение II — включены электродвигатель вентилятора и магнитный клапан (ручка вытянута до отказа).

Электрическая схема пульта управления подогревателем показана на рис. 2.

Предпусковой подогреватель зил 131

Порядок пуска двигателя при применении пускового подогревателя

Порядок пуска двигателя при применении воды в качестве охлаждающей жидкости. Прогрев и пуск двигателя нужно производить в следующем порядке:

1. Подготовить воду для заполнения всей системы охлаждения.

2. Закрыть жалюзи радиатора, открыть капот двигателя, при сильном ветре принять меры к тому, чтобы открытый капот не был поврежден. Отключить масляный радиатор и надеть утеплительный чехол на облицовку радиатора.

3. Открыть пробки радиатора и заливной воронки подогревателя, закрыть кран котла подогревателя и кран трубопровода подогревателя.

Если краны замерзли, то следует закрыть их при прогреве двигателя, после того как из кранов пойдет вода.

Сливной кран радиатора оставить открытым.

4. Если топливо в бачке отсутствует или его недостаточно, наполнить бачок. При наполнении бачка надо следить, чтобы он не был переполнен и чтобы не проливалось топливо. Емкость бачка 2 л.

5. Залить 1,5 л воды в котел подогревателя через воронку 3 (см. рис. 1).

6. Открыть кран 24.

7. Переместить ручку 21 переключателя в положение II на 15—20 сек; при этом включается электродвигатель вентилятора, открывается электромагнитный клапан и асбестовая футеровка камеры сгорания смачивается бензином.

При очень низкой температуре это время надо увеличить до 60 сек.

Поставить переключатель в положение 0 и включить выключатель 20 свечи, оставляя его нажатым.

Как только контрольная спираль накалится до светло-красного цвета, происходит воспламенение бензина в камере сгорания; при этом будет слышен хлопок.

После хлопка пустить подогреватель, переместив ручку переключателя 21 в положение II.

При достижении устойчивой работы подогревателя выключить свечу, отпустив выключатель 20.

8. Если подогреватель по каким-либо причинам не начал работать, повторить его пуск.

В случае замерзания воды в трубках 12 и 17 (проверяется на ощупь) оттаивание ее нужно производить периодическим включением подогревателя на 1—2 мин с интервалами 2—4 мин и подачей вентилятором воздуха в котел подогревателя между включениями.

Нельзя допускать продолжительную работу подогревателя при замерзших трубках (более 2 мин).

9. По истечении 1—2 мин после пуска подогревателя нужно дополнительно залить через воронку котла 6—8 л воды в двигатель, закрыть пробку воронки и продолжать прогрев двигателя. На время прогрева двигателя капот следует закрыть.

Если подогреватель при закрытом капоте глохнет, капот нужно оставить приоткрытым, подложив под него какой-либо предмет. Воду необходимо заливать аккуратно, не проливая ее на агрегаты электрооборудования.

10. Когда вода в двигателе нагреется и появится пар из наливной горловины радиатора, провернуть несколько раз коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой.

Вал готового к пуску двигателя легко проворачивается, причем на пусковой рукоятке отчетливо ощущается сопротивление компрессии.

11. Выключить подогреватель, переведя ручку переключателя 21 в положение I (на продувку котла), и закрыть кран 24.

Примерно через 50—60 сек после прекращения гудения пламени в котле подогревателя выключить вентилятор, переместив ручку переключателя в положение 0. Из-за несоблюдения указанного порядка выключения подогревателя могут произойти выброс пламени и подгорание воздухоподводящего шланга 10.

12. Пустить двигатель, и закрыть сливной кран патрубка радиатора. Если он замерз, закрыть его после оттаивания при заливке воды.

13. Прогревая двигатель на средних оборотах, налить дополнительно воды в двигатель через наливную воронку до полного ее заполнения и закрыть пробку воронки. Затем налить воду в радиатор до заполнения объема системы охлаждения и закрыть пробку радиатора. При наличии расширительного бачка налить в него 2 л воды.

14. После прогрева воды в системе охлаждения двигателя до температуры 60—70° С (по указателю температуры охлаждающей жидкости на щитке приборов) можно начинать движение автомобиля.

15. Слив воды из системы охлаждения нужно производить через кран радиатора, кран 14 котла и кран 7 трубопровода подогревателя, повернув ручку 6 управления краном; при этом необходимо открывать пробку радиатора или расширительного бачка.

При наличии расширительного бачка надо сливать воду также через кран, расположенный в днище расширительного бачка.

Порядок пуска двигателя при использовании для охлаждения двигателя антифриза. При применении в качестве охлаждающей жидкости антифриза подготовку к пуску двигателя следует вести, как было указано выше, за исключением пп. 1,3, 5, 9 и 13.

Перед пуском двигателя следует проверить наличие охлаждающей жидкости в системе охлаждения и уровень масла в картере двигателя.

Исправный двигатель легко пускается стартером. Для пуска прогретого двигателя необходимо:

1. Включить зажигание поворотом ключа по часовой стрелке, дальнейшим его поворотом до упора включить стартер.

2. Если двигатель не пустился с первой или второй попытки, вытянуть ручку управления воздушной заслонки карбюратора примерно на 1/4 хода и вновь включить стартер.

Читайте также:  Land rover defender 110 тюнинг

3. Как только двигатель начал работать, отключить стартер и немедленно нажать на ручку воздушной заслонки карбюратора до отказа, одновременно нажимая на педаль управления дроссельными заслонками (примерно на 1/2 хода).

При устойчивой работе двигателя на режиме холостого хода и при температуре охлаждающей жидкости не ниже 60 °С можно увеличить нагрузку на двигатель.

Наблюдающееся иногда после выключения зажигания самовоспламенение смеси (двигатель продолжает работать при выключенном зажигании) обычно после большой перегрузки двигателя не является признаком какого-либо дефекта и вызывается большей частью наличием в камере сгорания раскаленных частиц нагара.

Не следует пытаться устранить самовоспламенение смеси установкой более холодных свечей, так как самовоспламенение не зависит от тепловой характеристики свечей.

Для постепенного и равномерного охлаждения двигателя необходимо перед тем как остановить двигатель дать ему поработать 1 . 2 мин с малой частотой вращения коленчатого вала, после чего выключить зажигание.

1. При пользовании подогревателем необходимо постоянно помнить, что невнимательное обращение с ним, а также его неисправность могут явиться причинами пожара.

2. К пользованию подогревателем допускаются лица, хорошо изучившие настоящие правила.

3. Необходимо, чтобы водитель присутствовал при прогреве двигателя, следил за горением топлива в котле до выключения подогревателя и имел огнетушитель на случай пожара.

4. Запрещается прогревать подогревателем двигатель в закрытых помещениях во избежание отравления угарным газом.

5. Необходимо содержать в чистоте и исправности не только пусковой подогреватель, но и двигатель, так как замасленность двигателя (особенно его картера) и подтекание топлива могут явиться причинами возникновения пожара.

6. Пуск подогревателя без воды в котле запрещается.

7. Кран 24 (см. рис. 34) питания подогревателя надо открывать только на время работы подогревателя. В остальное время его следует держать плотно закрытым.

8. В летнее время в топливном бачке подогревателя не должно быть топлива.

Предпусковой подогреватель зил 131

Рис. 34. Предпусковой подогреватель:

1 — топливный бачок; 2 — пробка бачка; 3 — заливная воронка; 4 — регулировочная игла; 5 — электродвигатель с вентилятором; 6 — сливной кран трубопровода; 7 — ручка управления краном; 8 — соединитель проводов; 9 — конденсатор; 10 — шланг подвода воздуха; 11 — свеча накаливания; 12 — отводящая трубка от двигателя к котлу; 13 — лоток; 14 — сливной кран котла; 15 — котел подогревателя; 16 — трубка от электромагнитного клапана; 17 — подводящая трубка от котла к двигателю; 18 — переключатель; 19 — контрольная спираль; 20 — пульт управления; 21 — выключатель свечи; 22 — трубка; 23 — электромагнитный клапан; 24 — топливный кран; 25 — спираль подогрева электромагнитного клапана

1. Подготовить 32 . 35 л воды для системы охлаждения.

2. Закрыть жалюзи радиатора, открыть капот двигателя: при сильном ветре принять меры, чтобы открытый капот не был поврежден. Отключить масляный радиатор и надеть утеплительный чехол на его облицовку.

3. Открыть пробки радиатора и заливной воронки подогревателя, закрыть кран котла и кран трубопровода.

Если краны замерзли, следует закрыть их при прогреве двигателя после того, как из кранов потечет вода. Сливной кран патрубка радиатора оставить открытым.

4. Если топливо в бачке отсутствует или его недостаточно, наполнить бачок. Следите, чтобы он не был переполнен и чтобы не проливалось топливо.

5. Залить 1,5 л воды в котел подогревателя через воронку 3 (см. рис. 34).

6. Открыть кран 24.

7. На 45 с установить ручку переключателя 18 в положение II; при этом включается электродвигатель вентилятора, открывается электромагнитный клапан, и асбестовая футеровка камеры сгорания смачивается бензином. При очень низкой температуре это время надо увеличить до 100 с.

Поставить переключатель в положение «О» и включить выключатель 21 свечи, оставляя его нажатым; при этом одновременно ток подается не только на свечу 11, но и на спираль 25 подогрева электромагнитного клапана, установленную в корпусе клапана. Как только контрольная спираль 19 накалится до светло-красного цвета, произойдет воспламенение топлива в камере сгорания; при этом будет слышен «хлопок». После хлопка включить подогреватель, переместив ручку переключателя 18 в положение II. При достижении устойчивой работы подогревателя выключить свечу, отпустив выключатель 21.

8. Если подогреватель по каким-либо причинам не начал работать, повторить его включение. В случае замерзания воды в трубке 12 длительная работа подогревателя не допускается. Для оттаивания воды в трубке нужно периодически включать подогреватель на 1 . 2 мин с интервалами 2 . 4 мин, причем в промежутках между включениями подогревателя в его котел надо подавать воздух с помощью вентилятора. Оттаявшая трубка должна быть теплой (проверяется на ощупь).

9. По истечении 1 . 2 мин после пуска подогревателя дополнительно залить через воронку котла 6 . 8 л воды в систему охлаждения двигателя, закрыть пробку воронки и продолжать прогрев двигателя. На время прогрева двигателя капот следует закрыть. Если подогреватель при закрытом капоте перестанет работать, капот нужно оставить приоткрытым, положив под него какой-либо предмет.

Читайте также:  Как разобрать передний бампер хендай солярис

Воду следует заливать аккуратно, не проливая ее.

10. Когда вода в двигателе нагреется и появится пар из заливной горловины радиатора, провернуть несколько раз коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой.

11. Выключить подогреватель, переведя ручку переключателя 18 в положение I (на продувку котла), и закрыть кран 24. Примерно через 56 . 60 с после прекращения гудения пламени в котле подогревателя выключить вентилятор, переместив ручку переключателя в положение «0».

Из-за несоблюдения указанного порядка выключения подогревателя возможны выбрасывание пламени и подгорание воздухоподводящего шланга 10.

12. Пустить двигатель, как указано в разд. «Пуск и останов двигателя», закрыть сливной кран патрубка радиатора. Если он замерз, закрыть его после оттаивания при заливке воды.

13. Прогревая двигатель на средней частоте вращения, залить дополнительно воду в двигатель через заливную воронку до полного ее заполнения и закрыть пробку воронки. Затем налить воду в радиатор до заполнения всего объема системы охлаждения и закрыть пробку радиатора.

14. После прогрева воды в системе охлаждения двигателя до температуры 60 . 70 °С (по указателю температуры охлаждающей жидкости на щитке приборов) можно начинать движение.

15. Сливать воду из системы охлаждения нужно через кран радиатора, кран 14 котла и кран 6 трубопровода подогревателя, повернув ручку 7 управления краном; при этом необходимо открыть пробку радиатора.

При использовании в качестве охлаждающей жидкости антифриза подготовку к пуску двигателя следует вести, как было указано выше, исключив операции, предусмотренные пп. 1, 3, 5, 8, 9 и 13.

Предпусковой подогреватель зил 131

Рис. 34. Предпусковой подогреватель:

1 — топливный бачок; 2 — пробка бачка; 3 — заливная воронка; 4 — регулировочная игла; 5 — электродвигатель с вентилятором; 6 — сливной кран трубопровода; 7 — ручка управления краном; 8 — соединитель проводов; 9 — конденсатор; 10 — шланг подвода воздуха; 11 — свеча накаливания; 12 — отводящая трубка от двигателя к котлу; 13 — лоток; 14 — сливной кран котла; 15 — котел подогревателя; 16 — трубка от электромагнитного клапана; 17 — подводящая трубка от котла к двигателю; 18 — переключатель; 19 — контрольная спираль; 20 — пульт управления; 21 — выключатель свечи; 22 — трубка; 23 — электромагнитный клапан; 24 — топливный кран; 25 — спираль подогрева электромагнитного клапана

Перед пуском двигателя следует проверить наличие охлаждающей жидкости в системе охлаждения и уровень масла в картере двигателя.

Пуск двигателя проводить в такой последовательности:

1. Подкачать топливо ручным рычагом топливного насоса в карбюратор для возмещения возможных потерь топлива вследствие испарения или подтекания.

2. Вытянуть ручку воздушной заслонки карбюратора.

3. Включить зажигание.

4. Включить стартер. Держать стартер включенным следует не более 10 с; интервалы между включениями стартера должны быть не менее 60 с.

Если при помощи стартера коленчатый вал двигателя проворачивается тяжело (недостаточен заряд аккумуляторной батареи), следует пользоваться не стартером, а пусковой рукояткой. Нельзя включать стартер более 3 раз подряд.

5. Как только двигатель начал работать, надо немедленно утопить ручку управления воздушной заслонкой карбюратора на 1/4 . 1/2 ее хода (до положения, обеспечивающего устойчивую работу двигателя), нажать одновременно на педаль управления дроссельными заслонками и, не давая двигателю работать с большой частотой вращения коленчатого вала, прогреть его, постепенно утапливая до отказа ручку управления воздушной заслонкой.

6. Прогреть двигатель, не превышая среднюю частоту вращения коленчатого вала, до температуры охлаждающей жидкости не ниже 60 °С.

7. После прогрева двигателя при устойчивой его работе на режиме холостого хода остановить двигатель, выключить зажигание. Дать стечь маслу в картер в течение нескольких минут. Проверить уровень масла.

Проверить, нет ли подтекания масла, воды и топлива, а также проверить, нет ли утечки воздуха в соединениях трубопроводов и соединительных шлангов.

8. Пустить вновь двигатель, как указано в разделе «Пуск двигателя». При исправной работе двигателя можно увеличить на него нагрузку.

Запрещается повышать частоту вращения коленчатого вала для ускорения прогрева холодного двигателя.

Отключить масляный радиатор и повернуть пусковой рукояткой коленчатый вал на 3 . 5 оборотов.

В дальнейшем порядок пуска и прогрева двигателя должен соответствовать указаниям по пуску двигателя при температуре выше 0 °С. После полного прогрева двигателя надо снова включить масляный радиатор.

Для обеспечения пуска двигателя при этих температурах, а также для уменьшения износа деталей, возникающего при пуске холодного двигателя, надо применять предпусковой подогреватель.

После прогрева двигателя подогревателем двигатель пускается так же, как указано выше (см. подраздел «Пуск холодного двигателя при температуре не ниже минус 15 °С»).

Добавить комментарий

один + три =