Принцип работы клапана вентиляции картерных газов

Автомобили

Неисправность системы вентилирования картерных газов может привести к повышенному расходу масла и даже необходимости капитального ремонта двигателя. Поэтому важно не только понимать, как работает вентиляция картера, но и знать признаки поломки. Рассмотрим принцип работы, устройство клапана PCV, а также способы проверки и диагностики системы.

Предназначение системы отвода картерных газов

При сгорании топливовоздушной смеси в цилиндре создается огромное давление. Поэтому через поршневые кольца даже на исправном двигателе часть отработавших газов неминуемо прорывается в картер. Также из камеры сгорания через кольца на такте сжатия и при неполном сгорании ТПВС в поддон попадает дизельное топливо, пары бензина.

При работе смесь из паров масла, бензина, отработанных газов и водяного пара создает повышенное давление в картерном пространстве. Если не отводить это гремучую смесь, давление не только будет мешать съему масла со стенок цилиндров, но и выдавит сальники коленвала, распределительного вала.

Согласно экологическим нормам, все современные автомобили должны оборудоваться системой вентиляции картера закрытого типа. Это значит, что смесь паров и выхлопных газов подается обратно во впускной коллектор.

Устройство системы

Особенности устройства и принципа работы системы зависит от конкретной модели двигателя, но типичная конструкция предполагает наличие клапана вентиляции картера, патрубков и маслоотделителя.Принцип работы клапана вентиляции картерных газов

Принцип работы

Выхлопные газы, смешавшиеся с парами бензина, из-за образовывающегося давления протекают к маслоотделителю. В корпусе маслоуловителя мелкодисперсные частички масла собираются на стенках фильтрующего элемента. Образовавшиеся капли под воздействием силы притяжения стекают в маслосборник, а отфильтрованные газы через клапан вентиляции картера попадают во впускной коллектор.

Устройство представленной выше системы предполагает наличие интеркулера, который служит для охлаждения воздушного потока. Необходимость в снижении температуры обусловлена не столько работой вентиляции картера, сколько особенностями системы турбонаддува, которой оборудован представленный на схеме двигатель TDI.

Масляные частицы, оседающие на стенках впускного тракта, приводят к уменьшению ресурса ДМРВ, ДАД, ДТВ, способствуют загрязнению дроссельного узла, РХХ. Для впускных коллекторов с выхревыми заслонками опасность еще и в том, что масляная пленка собирает на себе частички пыли и сажи, которые выступают абразивом для привода заслонок. Поэтому большинство современных систем вентиляции картерных газов оборудуются маслоуловителем.

Разделение потоков

Стандартная система вентиляции картера имеет два патрубка подвода газов во впускной тракт. Связанно это с разницей давления перед дросселем и в задроссельном пространстве. В режиме минимальной нагрузки, когда дроссельная заслонка едва открыта, проходное сечение минимально, поэтому наибольшее разрежение как раз в задроссельном пространстве. В режимах большой и полной нагрузки открытая дроссельная заслонка не создает значимого сопротивления протекающему потоку воздуха, поэтому разряжение во впускном тракте минимально. Разделение точек входа позволяет гибко дозировать порцию картерных газов.Принцип работы клапана вентиляции картерных газов

Маслоуловитель

Наибольшее распространение получил циклический и лабиринтный способ фильтрации. В наиболее современных системах вентиляции картера применяются оба способа отделения масла.

Лабиринтный метод выступает в качестве стадии грубой фильтрации и служит для отделения крупных частиц масла. Принцип работы уловителя заключается в прохождении потока картерных газов через канал с маслоотражательными пластинами. Соприкасаясь с пластинами, крупные частицы оседают на стенках, после чего стекают в обратную масляную магистраль.Принцип работы клапана вентиляции картерных газов

На стадии тонкой очистки картерные газы проходят через циклический (центробежный) маслоотделитель. Принцип работы основан на прохождении газов по окружности корпуса отделителя. Под воздействием центробежных сил капли масла, масса которых больше массы выхлопных газов, смещаются наружу и оседают на стенке. После отделения мельчайшие частички масла стекают в обратную магистраль.Принцип работы клапана вентиляции картерных газов

Для уменьшения вредного влияния турбулентности газовых потоков на входе в воздушный тракт устройство системы такого типа предполагает наличие выходной успокоительной камеры. Благодаря ей после прохождения центробежного маслоотделителя снижается кинетическая энергия газа. Кроме того, на стенках камеры также оседают мелкодисперсные частицы моторного масла.

В некоторых системах вентиляции картера используется синтетический фильтрующий элемент. При прохождении через него картерных газов частички масла оседают на волокнах, собираются в крупные капли и стекают в магистраль обратного слива.

Клапан PCV

Клапан системы вентиляции картерных газов необходим для ограничения разряжения. Высокое разряжение, как и избыточное давление, может привести к повреждению сальников. Поэтому клапан PCV открывает доступ картерным газам по мере падения разрежения во впускном коллекторе.

Читайте также:  Крепление боковых кофров на мотоцикл

В нормальном состоянии клапан возвратной пружиной удерживается в открытом положении. При работе двигателя на холостых оборотах разряжение преодолевает усилие пружины и перекрывает канал, соединяющий картер двигателя и впускной коллектор. Соответственно, по мере открытия дроссельной заслонки и снижения разряжения возвратная пружина приоткрывает канал для доступа газов.

На многих автомобилях VAG с двухступенчатой системой фильтрации работа клапана PCV заключается в прерывании потока от ступени грубой очистки к ступени тонкой очистки.Принцип работы клапана вентиляции картерных газов

Симптомы неисправности

Признаки неправильной работы вентиляции картера:

Принцип работы клапана вентиляции картерных газов

  • повышенный расход масла;
  • обильные запотевания в местах установки сальников, прокладки ГБЦ, БЦ, поддона. По мере износа цилиндропоршневой группы двигателя количество прорывающихся в картер газов увеличивается, поэтому нагрузка на систему возрастает. Но симптомы повышенного давления в картере могут проявить себя и на исправном автомобиле. В морозное время года в патрубках системы скапливается конденсат, который при замерзании полностью блокирует вентиляцию картера. От повреждения сальников часто в таком случае спасает щуп, который выдавливает из посадочного места;
  • двигатель троит, плавают обороты. Причина – негерметичность клапана либо магистрали от клапана к впускному коллектору, из-за которой происходит подсос неучтенного воздуха;
  • моторное масло в воздушном фильтре, патрубке впускного тракта. Причина в забитом фильтрующем элементе;
  • при стоянке и движении на небольшой скорости система кондиционирования засасывает в салон выхлопные газы. На автомобиле негерметичны патрубки от картера до клапана PCV, из-за чего подкапотное пространство насыщается выхлопными газами.Принцип работы клапана вентиляции картерных газов

Принцип работы системы вентиляции картерных газов

Система вентиляции картерных газов, является неотъемлемой частью двигателя внутреннего сгорания. Работа системы незаметна, но ее исправность очень важная составляющая правильной и качественной работы двигателя.

Для чего необходима такая система? Система рециркуляции позволяет дожигать в камере сгорания примеси моторного масла и вредные вещества, которые в противном случае попали бы в атмосферу. То есть, это одно из решений по снижению вредных выбросов в атмосферу

Принцип работы клапана вентиляции картерных газов двигателя (КВКР)

Принципиальная схема работы клапана вентиляции картерных газов не имеет особых отличий вне зависимости от конструкции и особенностей двигателя. Главная задача клапана обеспечить регулировку давления поступающих во впускной коллектор картерных газов. При незначительном разряжении клапан открыт. При значительном разряжении во впускном канале клапан закрывается.

Принцип работы клапана вентиляции картерных газов

Схема работы системы вентиляции картерных газов

Принцип работы клапана вентиляции картерных газов

Источник фото: 4vezde.com/index.php/11-sistema-snizheniya-toksichnosti-og/19-sistema-ventilyatsii-kartera-pcv

На более современных двигателях применяются усовершенствованные системы, оснащенные дополнительными датчиками и блоками. Они позволяют еще больше оптимизировать работу системы рециркуляции картерных газов.

Принцип работы клапана вентиляции картерных газов Принцип работы клапана вентиляции картерных газов Принцип работы клапана вентиляции картерных газов

Признаки неисправности системы и клапана вентиляции картерных газов

Система рециркуляции картерных газов, позволила значительно снизить вредные выбросы. При этом она довольно проста в эксплуатации, практически не требует вмешательства при ремонте двигателя. Однако как и любая система она тоже не идеальна.

Дело в том, что неисправность системы не столь наглядна, как поломка любого другого агрегата двигателя. Но когда система выходит из строя, это может обернуться для автовладельца довольно большими финансовыми потерями. Поломка такой системы не ярко выражена, автовладелец уже замечет непосредственно последствия ее отказа. Признаками поломки обычно являются:

– запотевания шлангов системы

– повышенный расход масла

– течь прокладки клапанной крышки

Наличие масла в патрубках воздушного фильтра. Избыточное давление газов внутри двигателя. И уж совсем, критичный случай это выдавливание сальников коленвала. Согласитесь, бесшумный помощник может обернуться большими проблемами.

Как проверить клапан вентиляции картерных газов

Как и с любым агрегатом автомобиля, необходимо проводить периодический осмотр и устранять неисправность. Дело в том, что клапан рециркуляции работает в довольно грязной среде. Обязательна, необходима его очистка. При малейшем подозрении на его неисправность нужно проверить его работоспособность. В случае если установлен клапан с дополнительными электронными системами, самодиагностика автомобиля может показать ошибку. В более упрощенных версиях необходим навык диагностики.

1. Подсоедините шланг вентиляции к клапану.

2. Запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу.

3. Коснитесь пальцем входного отверстия клапана и убедитесь в наличии вакуума.

В этот момент произойдёт перемещение штока клапана.

4. Если во впускном отверстии клапана разрежение не создаётся, то очистите или замените клапан.

Ремонт системы вентиляции картерных газов

Текст, пункты, картинки, вставки

В случае если система отличается своей простотой, то в большинстве случаев необходимо ее очистить, либо заменить изношенные детали (резинки, уплотнители).

Читайте также:  Как разговаривать с гаишниками

Принцип работы клапана вентиляции картерных газов Принцип работы клапана вентиляции картерных газов Принцип работы клапана вентиляции картерных газов

Принцип работы клапана вентиляции картерных газов

Но не стоит забывать система рециркуляции картерных газов состоит не только из клапана а также, маслоотделителя, патрубков и датчиков. Проводить инспекцию и очистку необходимо всей системы в целом.

Принцип работы клапана вентиляции картерных газов

1 – вытяжной шланг; 2 – шланг отвода газов; 3 – дроссельный патрубок; 4 -указатель уровня масла; 5 – крышка маслоотделителя; 6 – датчик давления масла; 7 – прокладка; 8 – маслоотделитель.

Замена КВКГ (клапана вентиляции картерных газов)

В особо сложных случаях, когда система отказала полностью забита, необходимо клапан заменить. Особенно это касается систем рециркуляции оснащенных сложными электрическими системами.

Отказывает в основном электронная часть, которая ремонту не подлежит.

Стоимость клапана вентиляции картерных газов (КВКГ)

Простые системы с обычными пневматическими клапанами стоят относительно недорого, однако есть нюансы. Некоторые производители устанавливают так называемые интегрированные клапана в клапанную крышку двигателя. И стоимость замены клапана включает в себя стоимость клапанной крышки.

Цены начинаются от 20.000 рублей. В случае с электронными клапанами цены могут варьироваться от 3.500 рублей за неоригинальную деталь до 25.000-30.000 руб за оригинальный клапан. Причем вне зависимости, от производителя срок службы такой системы без вмешательства около 70 000-100 000 км.

Как правильно ухаживать за системой вентиляции картерных газов: профилактика проблем с КВКГ

Увеличить срок службы можно, для этого необходимо следовать нескольким правилам.

1. Использовать исключительно качественное моторное масло, оптимально подходящее к двигателю автомобиля. Например, подобрать лучшее масло для именно вашего автомобиля можно здесь.

2. Производить замену масла вовремя. Также рекомендуется применять промывку масляных систем. Идеальнее всего очищает клапан вентиляции картерных газов Средство для промывки двигателя Профи Pro-Line Motorspulung

Принцип работы клапана вентиляции картерных газов

3. Проводить периодически осмотр системы на наличие потеков и запотеваний. Двигатель автомобиля на протяжении всего периода эксплуатации должен быть чистым и не иметь, потеков технических жидкостей особенно моторного масла. Пристальное внимание следует уделять местам установки прокладок, сальников и мест стыков крышек. Упростить задачу по выявлению потеков и запотеваний позволяет чистое подкапотное пространство. Облегчить процедуру очистки позволяет Спрей-очиститель двигателя Motorraum-Reiniger.

4. В случае обнаружения недостатков, их необходимо устранить. Помним, что потеки и запотевания являются следствием некорректной работы системы вентиляции. Необходимо разобраться в причинах, и произвести ремонт системы. Кроме того после устранения проблемы необходимо заменить прокладки в местах запотевания.

5. При проведении ТО автомобиля проводить очистку системы от загрязнений каждые 30.000 км. Залогом правильной и безотказной работы системы, является периодическое ее диагностика и обслуживание. Необходимо проводить инспекцию, шлангов на наличие в них загрязнений, устранить загрязнения позволяет Быстрый очиститель Schnell-Reiniger.

Клапан также подлежит инспекции и очистке. Кроме того очистка дроссельной заслонки позволяет значительно снизить риск отказа системы рециркуляции. Очистку дроссельной заслонки можно провести Очиститель дроссельных заслонок Pro-Line Drosselklappen-Reiniger. Применяя очиститель, решается две задачи очистка дроссельной заслонки и попутно очистка системы вентиляции картерных газов.

Вышеприведённые пять пунктов, плюс качественное, оптимально подобранное моторное масло, значительно продлевают срок эксплуатации системы рециркуляции и двигателя автомобиля.

Система рециркуляции картерных газов не преследует только одну цель «борьба за экологичность». Система является неотъемлемой частью подготовки топливовоздушной смеси, она позволяет также поднять экономичность двигателя. Те, кто просто исключают систему из работы, в дальнейшем сталкиваются с дополнительными проблемами, не стоит пренебрегать полезной системой рециркуляции картерных газов. А правильный уход за системой вентиляции картерных газов позволит ей служить сотни тысяч километров.

В процессе работы автомобильного двигателя образуется большое количество побочных продуктов, например, отработанных газов. Они могут распространяться не только внутри блока цилиндров, но и попадать в другие полости. Одной из таких зон служит полость, расположенная в нижней части двигателя, где скапливается моторное масло, – картер. Для эффективного отведения нежелательных паров из данной зоны применяется соответствующая система, основным элементом которой служит клапан вентиляции картерных газов.

Принцип работы системы

Вывод ненужных газов из картера является обязательным условием долгосрочной и качественной работы ДВС. Если этого не осуществлять, то автовладелец столкнется с большим количеством негативных факторов:

  • высокая концентрация выхлопных газов в полости оказывает агрессивное воздействие на металлические элементы ДВС;
  • пары отрицательно влияют химический состав смазки;
  • ухудшается работа системы смазки.

Принцип работы клапана вентиляции картерных газов

Система вентиляции картера обязана работать максимально корректно. В ее состав входят такие компоненты, как маслоотделитель, различные патрубки для отвода воздуха, а также клапан.

Читайте также:  Образец заявления об утере водительских прав

Работает система вентиляции картерных газов по понятному принципу. Газы очищаются от масляных частичек, стекающих потом обратно в поддон. Далее после чистки пары направляются по изолированным каналам в воздушную систему, направляющую потоки в камеру сгорания.

За вывод накопившихся газов в коллектор отвечает специальный клапан. Обязательная очистка не только способствует обеспечению качества моторного масла в течение длительного времени, но и минимизирует образование нагара на сопутствующих металлических поверхностях многих деталей.

Необходимость в клапане

Главная задача, которую выполняет клапан рециркуляции картерных газов, состоит в том, чтобы регулировать процесс вывода накопившихся выхлопных газов. Для лучшего понимания процессов необходимо знать конструкцию узла.

В его состав входят такие элементы:

  • пластиковый корпус;
  • пара штуцеров (выходной и входной);
  • мембранные пластины;
  • две полости;
  • пружинки.

Когда внутри впускного патрубка формируется значительное разряжение, то пружинка обеспечивает закрытие клапана. Таким образом не удается картерным газам проникать в воздуховод. При полном открытии дроссельной заслонки внутри впускного коллектора формируется давление, равное атмосферному или немного превышающее его (для турбированных систем). В результате небольшого разряжения мембрана становится в нейтральную позицию и газ беспрепятственно выводится.

Принцип работы клапана вентиляции картерных газов

В связи с тем, что внутрь камеры сгорания отработанные газы возвращаются из картера, то в некоторых источниках подобную систему называют рециркуляционной. Также и клапан получается рециркуляционным. В англоязычных источниках встречается аббревиатура PCV, которая раскрывается как Positive Crankcase Ventilation или система вентиляции картера.

Способы проверки

Прежде чем проводить замену, необходимо знать, где искать данный клапан. В большинстве автомобилей необходимо обнаружить сначала маслоотделитель. Чаще всего автоинженеры располагают его в верхней части картера.

Предусмотрен симбиоз двух типов конструкции: центробежной и лабиринтной. Газы идут вверх и проходят сквозь две разновидности маслоотделителей. Далее они доходят до клапана, установленного внутри впускного коллектора.

Перед тем как проверить клапан вентиляции картерных газов, автомобилисты должны знать, что эта процедура окажется достаточно простой. Для этого выполняются такие операции:

  • демонтируем шланг, соединяющий картер и рециркуляционный клапан;
  • включаем зажигание ДВС;
  • закрываем герметично рукой открывшийся штуцер клапана.

В том случае, когда ощущается образование вакуума (слегка втягивает внутрь из-за разряжения), клапан можно признать работающим. После открытия нормального штуцера должен послышаться хлопок. При отсутствии формирования разряжения на работающем двигателе можно говорить о том, что PCV не работает должным образом. Во втором случае нужно замена клапана вентиляции картерных газов.

Возможные неисправности

В процессе удаления масляных частиц системе не удается в полной мере справляться с такой задачей. С течением времени это приводит к постепенному загрязнению вентиляционной системы. При большом засорении возникает риск повышения давления внутри картера и выливание масла из-под сальников двигатели либо через отверстие со щупом.

Принцип работы клапана вентиляции картерных газов

Также смазка способна проникать внутрь цилиндров ДВС, что в результате даст копать и гарь на выходе из трубы глушителя. Без принятия экстренных мер для устранения такой ситуации можно спровоцировать возникновение неисправностей цилиндров, поршней и остальных элементов группы.

Важно знать, что возникновение маслянистого налета в области впускного коллектора и на воздушном фильтре является свидетельством выхода из строя маслоуловителя.

Когда клапан выходит из строя или проходные каналы забиты, то двигатель начинает потреблять больше масла. Также «жор» возникает по причине заклинивания мембран в клапанах. Придется провести ее замену или весь узел в сборе. Дополнительным негативным симптомом подобного явления служат частые сбои в работе двигателя и проблемы с системой впрыска.

Способы замены

Провести замену клапана не так сложно, как может показаться автомобилистам-новичкам. Есть определенные особенности в конструкциях разных моделей автомобилей, но принцип используется общий. Рассмотрим замену на примере современных немецких авто.

Клапан стоит искать в передней части двигателя под впускным коллектором. Для того чтобы к нему добраться, потребуется избавиться от регулятора холостого хода и дроссельной заслонки.

В некоторых вариантах работ автомобилисты демонтируют весь впускной коллектор. Однако в таком случае существенно повышается трудоемкость работ. Обязательным мероприятием в таком случае будет смена герметизирующей прокладки.

После открытия доступа к клапану проводим его отсоединение от шланга и последующий демонтаж. Осуществляем установку нового механизма и последующее подключение всех сопутствующих систем.