Притирочная паста для клапанов

Автомобили

Притирочная паста для клапановЗачем притирать клапана?

Притирка представляет собой разновидность полировки, когда абразивные частицы, попадая между деталями разной твёрдости, внедряются в более мягкий материал. В результате чистота поверхности более твёрдого изделия в паре трения возрастает. Притирочные составы широко используются в практике авторемонта для получения правильного сопряжения угловых размеров клапана и седла. У правильно притёртых клапанов площадь поверхности контакта увеличивается примерно вдвое.

Качественная притирка клапанов решает, таким образом, две задачи:

  • Создаёт лучшее уплотнение между клапаном и головкой, что предотвратит выход газов во время такта сжатия.
  • Предотвращает подгорание клапанов, поскольку увеличенная площадь контакта обеспечивает лучший отвод тепла от клапанов к головке.

Притирка реализуется нанесением специального состава – притирочной пасты для клапанов — на края клапанов с последующим их вращением по головке.

Притирочная паста для клапанов

Состав притирочной пасты

Основными компонентами паст для притирки клапанов являются:

  1. Масло, повышающее теплоёмкость и уменьшающее температуру на притираемых поверхностях. Некоторые пасты, с целью снижения вязкости, производят на водной основе.
  2. Мелкодисперсный абразив, производящий полировку.
  3. Антиокислительные вещества, снижающие механохимический износ.
  4. Ингибиторы коррозии, положительно влияющие на долговечность клапана.
  5. Осветляющие составы.

Эффективность любой притирочной пасты для клапанов определяется видом абразива. Используются карборунд, алмазная крошка, диоксид кремния, стекло, окись алюминия, а также карбиды кремния и бора.

Притирочная паста для клапанов

Притирочная паста для клапанов классифицируется от грубо- до мелкозернистой. В грубозернистой пасте абразивные частицы достаточно крупные, поэтому она используется для грубой притирки. Чем выше показатель зернистости притирочной пасты, тем более тонкую притирку можно ею выполнить.

Масло и шлифовальная паста имеют противоположные функции: в то время как абразив увеличивает трение, масло стремится уменьшить его, ограничивая одновременно режущее воздействие. Масло (или вода) являются также основой, в которой происходит перемещение абразивных частиц при притирке.

Некоторые пользователи самовольно снижают исходную вязкость пасты, что недопустимо: в результате уменьшается нагружающее усилие и режущее воздействие абразивных частиц на притираемые поверхности. Сами же частицы быстрее вымываются, что приводит к росту расхода притирочного состава.

Притирочная паста для клапанов

Особенности притирки

Независимо от марки пасты для притирки клапанов стоит придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Перед началом работ необходимо как можно более равномерно прижать притираемую деталь к слою притирочной пасты.
  2. Притираемый элемент следует в процессе притирки постоянно прижимать, до появления излишков состава в зазоре между деталями.
  3. Вращение притира должно производиться до тех пор, пока усилие перемещения сопрягаемых частей не уменьшится: это свидетельствует о том, что абразивные частицы выдавлены из зоны обработки, и там находится только масляная или водная связка.
  4. Если притирку необходимо продолжить, то старую пасту удаляют, и наносят свежую.

Притирочная паста для клапанов

Контроль качества притирки клапанов в домашних условиях можно выполнить двумя методами – «на карандаш» и «на керосин». В первом случае на поверхность, используя мягкий карандаш, наносят до шести рисок, которые должны располагаться в радиальном направлении. Притёртые детали накладывают, и выполняют 2…3 оборота. Если риски остались, притирку необходимо продолжить. Для проверки «на керосин» сопрягаемые детали насухо вытирают и размещают на листе чистой белой бумаги, после чего в зазор вливают немного керосина. Если через 6…7 часов на противоположной стороне следов керосина нет, притирка может считаться завершённой.

Паста” для притирки клапанов. Какая лучше?

Нижеприводимый рейтинг паст составлен преимущественно на основе отзывов самих автолюбителей:

  1. «Классическая» (производитель ВМПАвто, Россия). Подходит для всех типов двигателей, отличается двухкомпонентным составом, что позволяет последовательно выполнять грубую и тонкую притирку. Крупность зёрен – от 0,53 до 0,9 мкм, причём они вступают в работу постепенно, по мере изменения шероховатости обрабатываемых поверхностей. Цена вопроса – от 600 руб. за 400 г продукта. Отметим, что ВМПАвто выпускает под той же маркой узкоспециализированные пасты – алмазную и профессиональную, которые подходят соответственно только дизельным и бензиновым двигателям. Цена таких паст выше: например, для алмазной – от 220 руб. за упаковку 100 г.
  2. ABRO Grinding Paste GP-201 от торговой марки ABRO (США). Также содержит крупно-и мелкозернистые компоненты, которые располагаются в отдельных частях ёмкости. Экономна в расходе, хорошо удерживается на притираемой поверхности. Цена упаковки массой 100 г – от 150 руб.
Читайте также:  Лада калина ремонт трапеции дворников

Притирочная паста для клапанов

  1. Эффект (производится в Санкт-Петербурге). Упаковка включает два флакона с крупно- и мелкозернистой пастой, а также дозатор для облегчения процесса притирки. Цена – от 160 руб. за 90 г продукта.
  2. Permatex (производитель — США). Относится к группе компаундных водорастворимых паст, при помощи которых можно выполнять не только притирку клапанов, но и очистку хромированных поверхностей автомобиля. Цена – от 550 руб. за упаковку.

Следует отметить, что разделение притирочных паст на профессиональные и любительские достаточно условно, и выражается лишь в объёмах разовой упаковки продукта.

Притирочная паста для клапанов

В процессе работы двигателя как дизельного, так и бензинового, на клапанах впускного и выпускного вала образуется нагар. Это происходит вследствие неправильной работы топливной системы, турбонаддува, вентиляции картера, а так же систем экологии EGR.

Притирочная паста для клапанов

В результате происходит частичная разгерметизация камеры сгорания. Если выпускной клапан плотно не закрывается, то топливная смесь не только теряет воздух, который поступил в цилиндр, но еще и всасывает обратно выхлопные газы. Это вызывает скорое прогорание клапанов, износ направляющей втулки клапана, разбитие седла клапана, износ рабочей фаски клапана.

Поэтому при ремонтных работах, связанных со снятием головки блока цилиндров (далее по тексту ГБЦ) и заменой клапанов, осуществляется процесс притирки очищенных или новых клапанов в седла при помощи притирочной пасты.

Сегодня мы разберем, как правильно делать притирку клапанов.

1. Притирочная паста.

Притирочная паста для клапанов

Специально разработанный состав для притирки клапанов в двигателях.
Одним из компонентов является Карбору́нд — техническое название синтетического материала Син: карбид кремния

Притирка клапанов к седлам ГБЦ. Также используется для полировки никелированных и хромированных деталей.

КРУПНОЗЕРНИСТАЯ (Зернистость 80 гранулквадратный дюйм)

Удаляет последствия прогара клапана, износ направляющей втулки клапана, просадка, и разбитие седла клапана, износ рабочей фаски клапана.

МЕЛКОЗЕРНИСТАЯ (Зернистость 220 гранулквадратный дюйм)

Окончательная посадка клапана в седло, восстановление герметичности.

— Возможность достигать любого уровня зернистости пасты, добавляя в состав масло.
— Обеспечивает получение оптимальной шероховатости обрабатываемой поверхности и повышение производительности работ.


2. Рассухариватель клапанов – универсальный инструмент для снятия «сухарей клапана».

Притирочная паста для клапанов

3. Шуруповерт, шпилька, 2 кусочка шланга, небольшая пружинка.

Притирочная паста для клапанов

4. Набор инструментов.

Процесс притирки клапанов мы покажем на примере двигателей H5 и Н2 автомобиля Great Wall HOVER.

Итак, мы уже демонтировали ГБЦ, проверили на плоскость, выяснили, что отклонений нет, следов пробоя тоже нет.

Притирочная паста для клапанов

Снимаем оси с коромыслами. Они держатся за счет пяти болтов на впуске и восьми на выпуске.
Откручивается все довольно просто ключом на 12.

Притирочная паста для клапанов

При съеме коромысел нужно быть внимательным с осью: на двигателях у Н5 и Н2 могут выскочить гидрокомпенсаторы.

Притирочная паста для клапанов

В нашем случае гидрокомпенсаторы сильно изношены, поэтому был установлен комплект новых.

Важно! Если у вас гидрокомпенсаторы в хорошем состоянии, то лучше их не вынимать и не сжимать, чтобы не ушло масло.

Притирочная паста для клапанов

Что такое сухари?

«Сухари клапанов» — вспомогательные детали, предназначенные для соединения тарелки пружины клапана с клапаном таким образом, чтобы пружина клапана постоянно поддерживала его в требуемом положении.

Вкручиваем болт в одно из отверстий под осью и устанавливаем рассухариватель.

Притирочная паста для клапанов

Берем в одну руку инструмент, в другую — магнит или пинцет для извлечения сухарей.

Притирочная паста для клапанов

Пружины и клапаны ставим по порядку, как были в ГБЦ, чтобы не путать местами.

Притирочная паста для клапанов

У одного впускного клапана оказалась потертость от тарелки сверху пружины, заменяем на новый.

Притирочная паста для клапанов

Очищаем клапаны от нагара и прочищаем каналы ГБЦ.

Притирочная паста для клапанов

Клапаны были хорошо «подпорчены», поэтому притирать пришлось в два этапа крупнозернистой и мелкозернистой пастами.

Собираем конструкцию как на фотографии.

Притирочная паста для клапанов

Наносим крупнозернистую притирочную пасту по периметру клапана.

Притирочная паста для клапанов

Вставляем конструкцию в седло и надеваем свободную часть трубки на шуруповерт.

Притирочная паста для клапанов

На малых оборотах вращаем клапан в седле сначала по часовой стрелке, потом в обратном направлении, приподнимая иногда клапан (в этом нам помогает пружина).

Двумя трубками и мелкозернистой пастой вручную доводим клапаны до финиша.

Притирочная паста для клапанов

Процесс напоминает добычу огня, но через пару оборотов необходимо поднимать клапан и смещать на 30-40 градусов, чтобы он не шлифовался в одном положении.

Читайте также:  Как понять что аккумулятор машины зарядился

Притирочная паста для клапанов

Наличие раковин и неровностей не допустимо ни на клапане, ни на седле!

Притирочная паста для клапанов

Ставим клапаны на место, идем на улицу проверять работу.

ГБЦ переворачивается пластиной вверх, свечи закручиваются с обратной стороны как на фото, на клапаны наливается керосин. Если керосин не проник в зазор между клапаном и седлом, значит мы все сделали правильно.

Притирочная паста для клапанов

Если где-то уровень ушел, опять разбираем и притираем:)

Вот и все, ГБЦ готова к сборке, осталось обработать прокладку ГБЦ герметиком-спреем медным для прокладок, о котором мы поговорим в следующей записи.

За фотоматериал и помощь в подготовке статьи, благодарим Shustrii

Чтобы притереть клапана, не обязательно ставить свою машину на долгий ремонт в автомастерскую, и надеется, что, мастера сделают всё на «отлично», а не спустя рукава. Эту процедуру можно проделать самостоятельно при наличии желания и необходимого инструмента. Более того, большинство настоящих автолюбителей, предпочитают делать ремонт и настройку механизмов (агрегатов) своими руками. Это гарантирует качество работ и доставляет моральное удовлетворение водителю.

Что такое притирка клапанов и для чего она нужна?

В большинстве отечественных автомобилей, особенно старого образца, 1970–1991 годов, стоят четырёхцилиндровые, восьми клапанные двигатели. То есть, на каждый цилиндр приходится по два клапана – впускной, впускающий в камеру сгорания горючую смесь, и выпускной, выбрасывающий отработанные выхлопные газы в коллектор.

Клапан автомобиля, похож на гвоздь с широкой шляпкой, которой он и затыкает отверстие в камере сгорания. Шляпка или правильнее – тарелка клапана плотно прилегает своим краем (фаской) к седлу – кромке отверстия, в которое он установлен. Чем чище и ровнее края тарелки и седла, тем лучше клапан закрывает отверстие, а значит мощность двигателя, без потерь, направляется на движение поршней.

Притирочная паста для клапановСо временем, края тарелки и седла покрываются копотью и нагаром, что нарушает герметичность камеры сгорания. Это отрицательно сказывается на мощности и экономичности двигателя, увеличивается расход масла.

Если не чистить регулярно клапана, то раскалённые выхлопные газы, рано или поздно расплавляют саму тарелку, приводя клапана в негодность, а следовательно и весь двигатель.

Так как процедура снятия головки двигателя довольно трудоёмкая, имеет смысл объединять работы, проводимые с её узлами и деталями. Например, при замене прокладки головки двигателя, можно заодно поменять маслосъёмные кольца на поршнях и почистить клапана.

Необходимость чистки определить визуально трудно, но есть простой способ понять насколько это необходимо. Нужно налить в камеры сгорания, прямо на тарелки клапанов, керосин или бензин и оставить их так на 12 часов. Если жидкость за это время вытекла, то это означает что она просочилась между тарелкой и седлом, а значит чистка и притирка необходимы.

В целом же, считается, что клапана нужно чистить и притирать каждые 50000 км пробега. Но и эта цифра неточная, так как играет роль манера использования двигателя, ведь он может работать при сильных, спортивных нагрузках, а может и в щадящем режиме на хорошем, чистом топливе.

Что необходимо для притирки?

Притирать клапана можно несколькими способами, в зависимости от выбранного понадобится и соответствующий инструмент. Это может быть обычная электродрель, специальный пневматический инструмент или ручная фреза. Соответственно понадобится специальная притирочная паста, состав которой аналогичен тому, что применяется ювелирами для шлифовки металлов.

Способы притирки

Существует несколько способов притирки. Каждый имеет свои особенности, которые описаны ниже.

Ручные фрезы

Ручная фреза представляет собой палочку с присоской на конце. Процедура проста, как добывание огня. Резиновая присоска устанавливается на тарелку клапана, фаска тарелки и седло предварительно обрабатываются специальной притирочной пастой и начинается вращение полоски между ладонями – влево, вправо. На нормальный клапан, обычно уходит от 15, до 20 минут.

Притирочная паста для клапановПрименяют такой способ самые настоящие ценители раритетных авто, получая от этого процесса моральное удовольствие. При таком способе притирки невозможно испортить саму тарелку, шток клапана или седло. Визуально, после обработки фаска тарелки становится матовой, как и седло.

Станки

Существуют специальные мобильные станки для притирки клапанов. Применяют их профессиональные автослесари, в своих мастерских. Это устройства типа: VM1150, VM1200, VM1350, VM1500 или VM1600. Отличаются они размерами обрабатываемых тарелок и глубиной погружения. Есть также специальные стенды для притирки клапанов, типа Р-23.74, они способны обрабатывать сразу по 8 клапанов, и рассчитаны на самые разные модели автомобилей – от легковых до большегрузов.

Читайте также:  База гибдд штрафы по водительскому удостоверению

Притирочная паста для клапанов

Верстак и трубка с Т-образной ручкой

Трубка с Т-образной ручкой – ещё одно устройство используемое для бережной притирки клапанов раритетных авто. В данном случае на конце трубки имеется крепление для стержня, а за ручку производится вращение клапана в седле. Способ не терпит спешки и силы. Он снимает минимальный слой с хрупкой и тонкой тарелки клапана. Но времени при таком способе затрачивается довольно много.

Притирочная паста для клапанов

Использование дрели

Использование электрической дрели – самый спорный способ в среде профессиональных автомастеров. При этом способе шток клапана зажимается в самом патроне дрели или через гибкий резиновый шланг. Дрель при этом должна быть реверсивной, с возможностью вращать шток в обе стороны на сверхмалых скоростях. Несомненно, данный способ значительно сокращает время на притирку – на один клапан уходит от 1 до 2 минут. Но есть риск поцарапать тарелку или седло, оставить на них глубокие царапины или вообще, сломать шток клапана.

Притирочная паста для клапанов

Важно! Выполнять притирку с помощью электрической дрели могут только профессионалы, на глаз способные определить качество и обладающие твёрдой рукой, привычной к работе с данным инструментом.

Какую притирочную пасту использовать?

На заре автомобилестроения для притирки клапанов использовалась пыль от алмазных кругов, смешанная с машинным маслом. На сегодняшний день данные смеси заменяются разнообразными пастами для притирки. Отличаются они содержанием абразивных элементов, размеров фракций и соответственно ценой.

Выбирается паста в зависимости от степени загрязнения, качества и марки металла клапанов, года выпуска и модели двигателя. Также имеет значение способ притирки – ручной или механический.

Немаловажный фактор выбора пасты – это опыт мастера. К примеру, новичок, используя крупнозернистую пасту, может легко испортить клапан или седло. Поэтому для начинающих мастеров рекомендуется применять мелкозернистую пасту, при этом на притирку таким средством времени уходить будет больше.

В автомобильных магазинах для первичной притирки продается крупнозернистая паста под названиями «Классическая» или «Алмазная». Для финишной притирки используется паста «ФАБО» – финишная антифрикционная безабразивная обработка. Эта паста продаётся в комплекте из двух тюбиков, с крупными фракциями и шлифовочная.

Существуют и многофункциональные пасты типа «ABRO Grinding Paste GP-201». Ей можно не только шлифовать клапана, но и очищать металлические детали от ржавчины и даже использовать для заточки режущих инструментов, например, рубанков. Её цена намного ниже специальной «ФАБО», так что, как говорится, в хозяйстве пригодится.

Притирочная паста для клапановПасты «PERMATEX» или «Done Deal» используются также для полировки хромовых деталей, так как в их составе не технический алмаз, а карбид кремния.

Важно! Перед покупкой пасты, нужно внимательно прочитать её состав и спектр применения.

Если ремонт застал водителя без пасты, а притирку отложить невозможно – двигатель уже разобран, можно смешать с маслом абразив счищенный с обычной, мелкой шкурки, а для финишной полировки использовать пасту Государственного Оптического Института или более известную под названием, паста ГОИ.

Проверка качества притирки

Как уже упоминалось, только профессионал сможет на глаз понять, насколько качественна была проведена притирка клапанов. Но даже они, проверяют притирку тарелки с седлом с помощью керосина, бензина или просто солярки. Для этого головка цилиндров устанавливается строго горизонтально на ровной поверхности, а в цилиндры наливается жидкость. Если через 12 часов в одном из цилиндров уровень керосина значительно уменьшился, придётся повторить притирку обоих клапанов ещё раз. Если клапанов в цилиндре 4, то есть 2 впускных и 2 выпускных, то притирку надо будут повторить на всех 4.

Есть мнение, что притирку клапанов, нужно делать не только после 50000-60000 км пробега, но и на новых автомобилях. Понятно, что процедура не требуется на бюджетных седанах или других обычных машинах. Но она обязательна, на спортивных болидах, так как там, играет роль, каждый кПа компрессии, каждая лошадиная сила. Так что, при подготовке спортивного автомобиля к гонкам, без притирки клапанов не обойтись. И вот тут проверка заключается не только в визуальном или керосиновым тесте, но и на гоночном треке.

>

Добавить комментарий

2 + четырнадцать =