Разрешена ли тонировка в белоруссии

Автомобили

Разрешена ли тонировка в белоруссии

Разрешена ли тонировка в белоруссии

БЕЛАРУСЬ: Законодательство о тонировке с 2015 года

С 1 января 2015 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Сам документ был подписан белорусской стороной еще в 2010 году и вскоре ратифицирован белорусским парламентом. Что будет с 1 января 2015 года, рассказывает начальник производственно-технического отдела УП «Белтехосмотр» Василий Аверков.

Техрегламент — что это такое?

— Для начала я отмечу принципиально важные моменты, касающиеся самого документа. Технический регламент – это высший технический нормативный правовой акт в своде законодательства Республики Беларусь. Под требования Технического регламента должна быть перестроена вся нормативная база государства в области требований безопасности к колесным транспортным средствам.

Требования Технического регламента являются обязательными и не могут корректироваться национальным законодательством, так как:

Технический регламент является документом, устанавливающим обязательные для применения и исполнения на территории Таможенного союза требования к транспортным средствам. Технический регламент имеет прямое действие на территории Таможенного союза;

Технический регламент содержит требования к транспортным средствам, которые не могут дополняться или ужесточаться национальным законодательством.

ТЕХРЕГЛАМЕНТ о ТОНИРОВКЕ задних стекол автомобиля

— Задние стекла легковых автомобилей: согласно Техническому регламенту тонировка не запрещена.

Думаю, что это очень злободневный вопрос для всех автовладельцев легковых автомобилей.

Здесь необходимо отметить следующее: Техрегламент четко предъявляет требования к светопропусканию только ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя (то есть передних стекол), – их светопропускание должно составлять не менее 70%. Вместе с тем данное требование не применяется к задним стеклам (к стеклам обеспечивающим обзор для водителя сзади) категории М1 (легковых) при условии, что транспортное средство оборудовано наружными зеркалами заднего вида.

Если проанализировать требование к задним стеклам с точки зрения Правил ЕЭК ООН № 43(01) пересмотр 3, то сразу видна одна неувязка. Согласно Правилам, все именно так, но в этом случае стекло обязано иметь специальную маркировку, о которой в Техрегламенте почему-то умолчали.

Формально, умолчав о маркировке, Техрегламент открыл путь к тонированию задних стекол транспортных средств категории М1. Правда, сделал две оговорки, которые могут быть использованы противниками отмены данной нормы:

первая – «не допускается наличие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя (за исключением зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств);

вторая– не разрешается применять стекла, покрытие которых создает зеркальный эффект.

Вместе с тем и первая, и вторая оговорки не препятствуют тонировке стекол. Вторая оговорка пояснений не требует.

По первой необходимо сказать следующее: с точки зрения Техрегламента обзорность — это свойство конструкции транспортного средства, характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления транспортным средством.

Ограничить обзорность – значит расположить на пути взгляда водителя непрозрачные элементы, которые создают так называемые непросматриваемые зоны. Пленка таких зон не создает и формально под требования первой оговорки не попадает.

БЕЛАРУСЬ: Законодательство о тонировке с 2015 года

С 1 января 2015 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Сам документ был подписан белорусской стороной еще в 2010 году и вскоре ратифицирован белорусским парламентом. Что будет с 1 января 2015 года, рассказывает начальник производственно-технического отдела УП «Белтехосмотр» Василий Аверков.

Техрегламент — что это такое?

— Для начала я отмечу принципиально важные моменты, касающиеся самого документа. Технический регламент – это высший технический нормативный правовой акт в своде законодательства Республики Беларусь. Под требования Технического регламента должна быть перестроена вся нормативная база государства в области требований безопасности к колесным транспортным средствам.

Требования Технического регламента являются обязательными и не могут корректироваться национальным законодательством, так как:

Технический регламент является документом, устанавливающим обязательные для применения и исполнения на территории Таможенного союза требования к транспортным средствам. Технический регламент имеет прямое действие на территории Таможенного союза;

Технический регламент содержит требования к транспортным средствам, которые не могут дополняться или ужесточаться национальным законодательством.

ТЕХРЕГЛАМЕНТ о ТОНИРОВКЕ задних стекол автомобиля

— Задние стекла легковых автомобилей: согласно Техническому регламенту тонировка не запрещена.

Думаю, что это очень злободневный вопрос для всех автовладельцев легковых автомобилей.

Читайте также:  Через сколько выводится водка из организма

Здесь необходимо отметить следующее: Техрегламент четко предъявляет требования к светопропусканию только ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя (то есть передних стекол), – их светопропускание должно составлять не менее 70%. Вместе с тем данное требование не применяется к задним стеклам (к стеклам обеспечивающим обзор для водителя сзади) категории М1 (легковых) при условии, что транспортное средство оборудовано наружными зеркалами заднего вида.

Если проанализировать требование к задним стеклам с точки зрения Правил ЕЭК ООН № 43(01) пересмотр 3, то сразу видна одна неувязка. Согласно Правилам, все именно так, но в этом случае стекло обязано иметь специальную маркировку, о которой в Техрегламенте почему-то умолчали.

Формально, умолчав о маркировке, Техрегламент открыл путь к тонированию задних стекол транспортных средств категории М1. Правда, сделал две оговорки, которые могут быть использованы противниками отмены данной нормы:

первая – «не допускается наличие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя (за исключением зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств);

вторая– не разрешается применять стекла, покрытие которых создает зеркальный эффект.

Вместе с тем и первая, и вторая оговорки не препятствуют тонировке стекол. Вторая оговорка пояснений не требует.

По первой необходимо сказать следующее: с точки зрения Техрегламента обзорность — это свойство конструкции транспортного средства, характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления транспортным средством.

Ограничить обзорность – значит расположить на пути взгляда водителя непрозрачные элементы, которые создают так называемые непросматриваемые зоны. Пленка таких зон не создает и формально под требования первой оговорки не попадает.

Недавняя история спора между водителем и сотрудниками ГАИ по поводу тонировки заставила вновь вспомнить о конфликте между двумя законами: Техрегламентом, общим для стран-участниц Таможенного союза, и национальными ПДД РБ. Грубо говоря, применительно к изучаемому вопросу первый не запрещает тонировку на задних стеклах, второй категорично не допускает ее применение. Так чем же все-таки руководствоваться? Этот вопрос мы направили в РУП «Белтехосмотр», чтобы выяснить, какой из документов применяется на станциях.

В заметке о споре с лидскими инспекторами мы процитировали конфликтующие статьи документов. Вышло, что ПДД запрещает применение тонировки. А в техрегламенте о требованиях к тонировке на задних стеклах нет ни слова, то есть никаких ограничений. По заверению МИД РБ, техрегламент является международным обязательством, а следовательно, более важным документом. При этом в нем указано, что национальные регламенты не применяются с момента введения в действие ТР ТС (с 1 января 2015 года).

Но, как известно, в наших странах законотворчество не всегда совпадает с правоприменением. Основным, если можно так выразиться, «потребителем» техрегламентов в нашей стране можно назвать РУП «Белтехосмотр», через филиалы которого проходят миллионы белорусских автомобилей, которое проводит гостехосмотр и, по сути, исходя из техсостояния машины, выдает разрешение на допуск для передвижения по дорогам. Приведем ответы (находятся в общем доступе) представителей предприятия, данные на рубеже эпох «до техрегламента» и «после ТР ТС».

Незадолго до начала 2015 года у «Белтехосмотра» спрашивают, приведут ли старый ТКП 309-2011, запрещающий тонировку, в соответствие с нормами ТР ТС, разрешающими тонировку. Ответ: в начале года нет, но после, до конца 2015-го, нормативная база будет совершенствоваться для соответствия требованиям ТР ТС.

Разрешена ли тонировка в белоруссии

Подобный вопрос задали «Белтехосмотру» спустя 4 месяца. Ответом послужила констатация факта: все так же применяется ТКП 309-2011, а введение ТКП 309-2014 (соответствующего ТР ТС) не рассматривается и отложено на неопределенный срок.

Разрешена ли тонировка в белоруссии

Сегодня, спустя три с половиной года после того, как должен действовать техрегламент Таможенного союза (а следовательно, должна быть разрешена тонировка на задних стеклах авто с не более чем восьмью местами для сидения), мы позвонили в РУП «Белтехосмотр» уточнить, какой все же техрегламент применяется во время гостехосмотра. Там констатировали: работают по документу 2011 года. То есть ТР ТС на госпредприятии, созданном по приказу Министерства транспорта, не применяется. В ГАИ также донесли свою позицию: «Не допускается наличие дополнительных покрытий». Правда, в аргументации инспекторы ссылались (помимо ПДД) на Техрегламент ТС, который, как мы выяснили в РУП, не применяется во время прохождения гостехосмотра.

Читайте также:  Краник печки чери фора

В то же время можно рассуждать, что требования Техрегламента ТС — главного, по заверению МИДа, документа в этой сфере — распространяются не только на «Белтехосмотр», но и на всех автовладельцев. Очевидно, что конфликтов, подобных лидскому, не избежать.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Разрешена ли тонировка в белоруссии

Этот вопрос уже не один месяц терзает умы, а иногда и кошельки автолюбителей нашей страны. Сказано и написано по поводу было немало. Да вот хотя бы здесь: "ГАИ еще раз высказалась о тонировке" и "Пленки" не будет. Госстандарт рассказал о тонировке". Даже в Госавтоинспекции, услышав, что вопрос будет касаться тонировки, сказали: "Да что все с этой тонировкой. Уже все ведь ясно. Столько раз мы про нее уже отвечали". Отвечали, не спорим, да только воз и ныне там.

Например, постоянный читатель нашего сайта Игорь остался недоволен правовым обоснованием запрета на тонировку со стороны государственных органов. Чтобы разобраться в ситуации, он письменно обратился во всевозможные инстанции, которые, по его мнению, могли дать квалифицированное объяснение запрета. Что из этого вышло, Игорь решил рассказать abw.by:

– Причиной, по которой я начал изучение данного вопроса, стали комментарии представителей ГАИ и Госстандарта.

Как отмечает наш читатель, многие тезисы из указанных материалов представляются весьма спорными:

– Например, в своем комментарии представители МВД говорят: "В соответствии с ТР ТС 018/2011 порядок проведения проверки и объем предъявляемых требований определяются национальным законодательством стран – членов Таможенного союза". Исходя из этого представители МВД делают вывод о том, что в национальном законодательстве Беларуси можно устанавливать собственные требования. Вместе с тем текст технического регламента имеет иное содержание и совершенно иной смысл.

Пункт 73 ТР ТС 018/2011 указывает: "Порядок и объем проведения проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, определяется национальным законодательством стран – членов Таможенного союза".

Таким образом, национальное законодательство не может определять свой "объем предъявляемых требований". Требования к транспортным средствам установлены техническим регламентом, а национальное законодательство лишь устанавливает, в каком порядке (какими органами) и в каком объеме (все требования или некоторые) можно эти требования проверять.

Еще одно несоответствие в комментариях МВД: "В Правилах дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 года №551, требования к коэффициенту светопропускания для стекол соответствуют требованиям Правила ЕЭК ООН №43 и не противоречат требованиям ТР ТС 018/2011". Требования к коэффициенту светопропускания действительно соответствуют тем, что указаны в техрегламенте, – 70 процентов. Но вот противоречия между ПДД и техрегламентом все же есть. Техрегламент устанавливает, что требования о светопропускании стекол не применяются к задним стеклам легковых автомобилей при условии, что они оборудованы наружными зеркалами заднего вида. При этом требования к обзорности в ТР ТС установлены так, чтобы с их помощью обеспечивалась безопасность ("обзорность" – свойство конструкции транспортного средства, характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления транспортным средством).

Таким образом, исходя из буквального понимания ТР ТС, тонировка задних стекол не только не запрещена – напротив, в ТР ТС прямо разрешено не применять к задним стеклам правила/требования ТР ТС.

Это "разрешение" очевидным образом вступает в прямое противоречие с нормами отечественного законодательства, в том числе с Правилами ЕЭК ООН, которые устанавливают запрет на уменьшение светопропускания заднего стекла.

Обнаружив очевидные противоречия, я решил обратиться во все органы, в которых мне могли бы дать компетентный ответ. Вопросы были достаточно простые:

  1. Имею ли я право нанести тонировку на задние стекла своего автомобиля? В каком порядке, в соответствии с каким правовым актом мне следует действовать?
  2. Могут ли меня привлечь к ответственности на основании ПДД и Правил ЕЭК ООН, если я уменьшу светопропускаемость задних стекол, сделав их непрозрачными, на основании Технического регламента ТС?
  3. Является ли технический регламент окончательным "закрытым перечнем требований", которые не могут толковаться расширительно/ограничительно в национальном праве? Может ли национальное законодательство устанавливать дополнительные требования, не соответствующие техническому регламенту, противоречащие его положениям?
  4. Каким актом должны руководствоваться уполномоченные лица при техническом осмотре автомобиля и при осуществлении государственного контроля (надзора) за безопасностью дорожного движения при решении вопроса о степени разрешенной светопропускаемости задних стекол?
Читайте также:  Радар детектор против кордона

Вот что из этого вышло.

Национальное собрание считает, что решение этих вопросов лежит в компетенции МВД.

Разрешена ли тонировка в белоруссии

Комитет государственного контроля относит эти вопросы к компетенции МВД и Госстандарта.

Разрешена ли тонировка в белоруссии

Совет Министров возлагает решение вопросов на МВД, Госстандарт и Минтранс.

Разрешена ли тонировка в белоруссии

Администрация Президента РБ также считает, что ответ должно дать МВД.

Разрешена ли тонировка в белоруссии

Зато в самом МВД не считают, что это вопросы их компетенции, и полагают, что за ответом следует обращаться в Госстандарт и Минтранс.

– Почему же тогда МВД публично дает комментарии по поводу тонировки, да еще и без четкой правовой аргументации? То же самое хочется спросить и у Госстандарта, – возмущается Игорь.

Разрешена ли тонировка в белоруссии

Разрешена ли тонировка в белоруссии

Разрешена ли тонировка в белоруссии

А из Минтранса нашего читателя также решили отправить за ответом в МВД.

Разрешена ли тонировка в белоруссии

Только один государственный орган – Министерство иностранных дел – дал нашему читателю понятный, полный ответ со ссылками на нормативную базу, что же такое техрегламент, как он должен применяться.

Разрешена ли тонировка в белоруссии

Разрешена ли тонировка в белоруссии

Вообще, получается какой-то замкнутый круг. Правда, не станем лукавить, этого следовало ожидать. Вопросы, сформулированные в обращении, действительно относятся к компетенции различных органов. Например, о том, станут ли штрафовать за тонировку, явно стоит спрашивать у ГАИ; о применение норм техрегламента нужно узнавать в МИДе и т.д и т.п. Таким образом, недостаточно четко сформулированное обращение, по сути, и породило этот замкнутый круг.

Однако на основные вопросы ответы все же не были получены ни в одном из органов.

– И вот еще что, – продолжает Игорь. – В своем комментарии представители МВД указывают, что "требованиями ТР ТС 018/2011 установлено, что стекла транспортных средств, в том числе и задние, должны соответствовать нормам Правил ЕЭК ООН №43." Хотелось бы, чтобы представители власти обосновали данное высказывание со ссылкой на соответствующие статьи техрегламента.

В завершение хотелось бы отметить, что в праве существует такое понятие, как иерархия правовых актов, которая строится на их юридической силе. Акты меньшей юридической силы не могут противоречить актам более высокой юридической силы: Правила ЕЭК ООН, утвержденные постановлением Госстандарта, должны соответствовать Правилам дорожного движения (ПДД), утвержденным Указом Президента Республики Беларусь. В свою очередь, и Правила ЕЭК ООН, и ПДД должны соответствовать в полной мере и без каких-либо изъятий императивным требованиям Технического регламента ТС 018/2011, который является международным обязательством Республики Беларусь, о чем говорится и в письме МИДа.

– Как следствие, поскольку техрегламент прямо разрешает эксплуатацию транспортных средств с любым коэффициентом светопропускания задних стекол, требования ПДД и Правил ЕЭК ООН, устанавливающие пределы светопропускания, применяться не должны, даже если в эти акты не внесены требуемые изменения, в силу прямого действия техрегламента, – резюмирует Игорь. – При этом в своем комментарии представители МВД отмечают, что "в соответствии с ТР ТС 018/2011 порядок проведения проверки и объем предъявляемых требований определяются национальным законодательством стран – членов Таможенного союза". В то же время никто из них не ссылается на конкретные положения ТР ТС 018/2011, в которых регламентировано право Республики Беларусь вводить дополнительные требования, противоречащие данному техрегламенту.

Послесловие

Напомним, что проблема запрета тонировки известна белорусским автолюбителями уже не один год. И вроде как все успели смириться с необходимостью пользоваться "прозрачными стеклами". Масла в огонь подлило подписание Республикой Беларусь Технического регламента Таможенного союза, который разрешает тонировку задних стекол. Однако позиция МВД остается неизменной с 2006 года, когда запрет на тонировку был введен по основаниям безопасности дорожного движения: якобы ухудшение обзорности приводит к повышенной аварийности. Хотелось бы отметить, что каких-либо данных, подтверждающих взаимосвязь тонировки и количества аварий, нигде не приводится. Но, как говорится, это уже совсем другая история.

Вопрос противоречия национального и международного законодательства по поводу тонировки необходимо решать здесь и сейчас. Что и пытаются сделать простые люди, но никак не госорганы.

Добавить комментарий

пятнадцать − двенадцать =