Разворот на дороге с обочины

Автомобили

Вопрос читателя, касающийся разворота вне перекрестка на дороге, имеющей четыре полосы движения.

Ситуация. Дорога, четыре полосы для движения, по две в каждую сторону. При развороте с левой полосы придется заехать на обочину. Выезд на обочину разрешен только для остановки. Правила разрешают выполнить разворот с правой полосы (обочины), но это мне представляется опасней. Никто на легковых автомобилях с правой полосы не разворачивается в такой ситуации. Можно ли развернуться с левой полосы с заездом на обочину?

Но в ПДД есть прямое указание о заезде на обочину для остановки (пункт 12.1); есть допустимость заезда на обочину, правую в момент начала разворота (пункт 8.8); запрет движение по обочине (пункт 9.9). Гужевые повозки и прочее не рассматриваем.

Если при развороте заехать на обочину, которая с левой стороны по ходу движения в момент начала разворота, тогда не будет ли это трактоваться, как движение по обочине (пункт.9.9)?

Ответ. Теме разворотов вне перекрестка посвящена статья Выполнение разворота. Часть1, и данный ответ можно счесть как дополнение к той статье.

На дороге в четыре полосы встречные потоки разделяются разметкой 1.3 (двойная сплошная), пересекать которую запрещено. Разворот на таких дорогах выполняется на перекрестках и в отведенных для этого местах, обозначенных знаками 6.3.1 «Место для разворота» и 6.3.2 «Зона для разворота» или разметкой 1.11 (сплошная линия вместе с прерывистой).

Поскольку в вопросе не указано наличие разметки на дороге, предположим, что разметка имеется, и разворот осуществляется в разрешенном для этого месте.

Подъезжаете к месту разворота по левой полосе, заблаговременно включаете левый «поворотник» и с соблюдением приоритета (пункт 8.8) начинаете разворот. Если вы при этом не вписались в проезжую часть, а заехали на обочину, то целесообразно остановиться, и только после остановки, пропустив уже теперь попутный транспорт, начать движение с левым указателем поворота от обочины.

Заезд на обочину, остановка на ней (ниже по тексту) и выезд с обочины в процессе разворота не трактуется как «движение по обочине», т.е. нарушением не является, поскольку обочина предназначена для остановки ТС (пункт 12.1), а для этого требуется на нее заехать.

Если, выполняя разворот вне перекрестка, вы упретесь в бордюр (например, вместо обочины будет бордюрный камень либо еще что-то), тогда, чтобы закончить разворот, придется немного сдать назад-вправо (как в упражнении Разворот в три приема). В этом случае, во время движения назад, необходимо включить правый указатель поворота. Движение задним ходом в этой ситуации не запрещено, поскольку действие происходит вне перекрестка и в разрешенном для разворота месте (пункт 8.12). Таким же образом можно развернуться не заезжая на обочину. Но при таком способе разворота нужно понимать следующее:

Когда автомобиль располагается под углом к дороге, то не всегда удается правильно оценить обстановку сзади автомобиля (еще многое зависит от конструкции, типа ТС, у кого-то на машине затемненные задние стекла, грязь на них и пр.), а движущийся задним ходом автомобиль в случае ЧП находится в более проигрышной ситуации по отношению к другим ТС (пункт 8.12).

Читайте также:  Гранта спорт диски р16

Для чего следует сделать остановку на обочине, если дуга разворота не вписалась в проезжую часть? Важность остановки после заезда на обочину при выполнении разворота объясняется двумя причинами:

1 – это запрет на движение по обочине (пункт 9.9);

2 – чтобы убедиться в безопасности начала движения с обочины (пропустить вперед попутный транспорт, т.е. уступить ему дорогу).

Как еще можно обеспечить себе дополнительное пространство для разворота?

Понятие «крайнее левое положение» предполагает, что нужно сместить автомобиль на проезжей части влево в пределах левой полосы. Т.е. необходимо «прижаться» к сплошной линии, разделяющей встречные потоки, левым бортом автомобиля, и это будет крайнее положение.

Если предположить, что дорога относительно свободна и ничто не мешает маневру (встречных машин нет и справа никто не теснит), то начать разворот можно не из крайнего левого положения (т.е. не прижимаясь к двойной сплошной), а из середины или от правого края левой полосы вашего направления.

Когда из-за крупных габаритов не хватает места для разворота вне перекрестка, то Правила не запрещают, т.е. допускают, осуществить сей маневр от правого края проезжей части (с правой обочины) (пункт 8.8). Но в таком случае разворот, естественно, не должен противоречить пункту 8.11 ПДД, и следует уступить дорогу не только встречным машинам, а еще и попутному транспорту. В случае ДТП виновным будет признан разворачивающийся автомобиль – нарушение правил маневрирования.

Бывают ситуации, когда нет уверенности, что маневр не будет противоречить ПДД. Это может быть любой маневр, а не только разворот. Тогда остается два варианта: первое – все-таки рискнуть и второе – воздержаться от маневра или поискать для него другое место. Многое, в общем, зависит от ситуации, но целесообразно использовать второй вариант.

Автор: Сергей Довженко
Последнее обновление: 12.08.2019

Разворот на дороге с обочины

Разворот на дороге с обочины

В предыдущей теме развернулась серьёзная и нервная дискуссия по поводу ДТП с участием авто движущегося по обочине. Прочитайте по ссылке, всё копировать сюда не буду.
www.drive2.ru/c/482502536981381331/

Кто-то пишет, что виноват обочечник, кто-то, что автор темы. Я же привёл ссылку на решение Верховного суда признавшего виноватым в похожей ситуации обочечника. Вот она.
"ВС РФ разрешил не уступать дорогу движущимся по обочине машинам"
rg.ru/2016/03/13/vs-rf-ra…po-obochine-mashinam.html

Однако, как говорится, дьявол кроется в деталях. В том случае пострадавший поворачивал налево, а в нынешнем разворачивался. Это важно. Вот специально нашёл картинку из экзамена по ПДД про разворот и пункт 8.8. из правил:
"При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.
Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам".

Так вот, уверен, что в нашем случае даже наш "самый справедливый в мире Верховный суд" признает обоюдную вину — обочечник виноват, что ехал по обочине, а тот кто разворачивался делал это не правильно, а через встречную обочину.

Читайте также:  Чем убрать клей со стекла

Пишу это потому, что вижу, как многие не правильно разворачиваются в таких случаях, когда места для разворота не хватает.

Разворот на дороге с обочины

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будет рассмотрен маневр "разворот", а также пункты правил дорожного движения, относящиеся к развороту. Речь пойдет о том, где можно выполнить разворот, а где данный маневр запрещен.

Кроме того, будет рассмотрено несколько нестандартных вариантов, позволяющих выполнить разворот на дороге с интенсивным движением.

Правила выполнения разворота

Разворот можно выполнить в любом месте, где это не запрещено правилами, дорожными знаками или разметкой. Условия, при которых разворот запрещен, будут рассмотрены ниже.

Тем не менее при выполнении разворота нужно очень внимательно относиться к выбору места для маневра. В общем случае возможны 2 варианта:

  • разворот на перекрестке;
  • разворот вне перекрестка.

Разворот на перекрестке

Разворот на дороге с обочины

Правила разворота на перекрестке регулируются пунктом 8.5 ПДД:

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

Таким образом разворот на перекрестке должен выполняться из крайнего левого положения, т.е. от центра проезжей части.

Обратите внимание на этот пункт. Например, выполнить разворот на перекрестке, где пересекаются две неширокие двухполосные дороги, без нарушения правил дорожного движения невозможно. Чтобы не выехать на газон или тротуар водителю придется либо нарушить требования пункта 8.5 (развернуться из крайнего правого положения), либо включить задний ход на перекрестке (нарушить пункт 8.12 ПДД).

Разворот вне перекрестка

Разворот на дороге с обочины

Разворот вне перекрестка подчиняется другим правилам:

8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Вне перекрестка разворот можно выполнить как от центра проезжей части, так и от ее правого края. В том числе можно начать разворот и с правой обочины. Второй вариант, безусловно, является наиболее предпочтительным. Легковой автомобиль, который начал разворот с обочины, даже на двухполосной дороге сможет завершить маневр без включения передачи заднего хода. Если же вписаться не удалось, то вне перекрестка правила не запрещают включить задний ход.

На практике выполнять разворот вне перекрестка обычно удобнее, чем на перекрестке.

Где запрещен разворот?

Рассмотрим ситуации, в которых правила дорожного движения запрещают выполнить разворот:

1. Пешеходные переходы

Пешеходные переходы, обозначенные соответствующими знаками или разметкой.

Разворот на дороге с обочиныРазворот на дороге с обочины

Разворот на дороге с обочины Разворот на дороге с обочины

2. Тоннели

В тоннелях. Тоннели обозначаются дорожным знаком 1.31:

Разворот на дороге с обочины

3. Мосты, путепроводы, эстакады

На мостах, путепроводах, эстакадах и под ними разворачиваться также нельзя. Данные сооружения не обозначаются специальными дорожными знаками или разметкой. Поэтому на практике нужно быть внимательным, чтобы случайно не развернуться, например, на эстакаде. Дело в том, что насыпь может перейти в эстакаду незаметно для водителя.

4. Железнодорожные переезды

Разворот запрещен на железнодорожных переездах. Границы переездов обозначаются знаками 1.3.1 или 1.3.2, либо местом установки шлагбаума:

Разворот на дороге с обочины Разворот на дороге с обочины

5. Места с небольшой видимостью

В местах с видимостью менее 100 метров. Такие места не обозначаются специальными дорожными знаками, поэтому водитель должен определить их самостоятельно. Тем не менее можно ориентироваться по следующим дорожным знакам:

Читайте также:  Крышка кпп мтз 82

Разворот на дороге с обочиныРазворот на дороге с обочиныРазворот на дороге с обочиныРазворот на дороге с обочиныРазворот на дороге с обочиныРазворот на дороге с обочины

Еще раз отмечу, что перечисленных знаков может и не быть.

Например, видимость может быть ограничена ветвями деревьев и в этом случае выполнять разворот нельзя.

6. Остановки.

Нельзя разворачиваться и на остановках общественного транспорта, обозначенных знаками или разметкой:

Разворот на дороге с обочиныРазворот на дороге с обочины

Разворот на дороге с обочины

7. При наличии знаков

Разворот запрещен при наличии следующих дорожных знаков:

Разворот на дороге с обочиныРазворот на дороге с обочиныРазворот на дороге с обочины Разворот на дороге с обочины

8. При наличии разметки

Также автомобиль нельзя развернуть при наличии сплошной линии разметки на пути следования:

Разворот на дороге с обочины Разворот на дороге с обочины

Как развернуться на дороге с оживленным движением?

Водители, которые хотя бы раз выполняли разворот на практике, могли столкнуться со следующими проблемами:

  • интенсивное движение встречных и попутных автомобилей;
  • недостаточная ширина проезжей части (зачастую ширина ограничена автомобилями, припаркованными у края проезжей части).

Если Вы столкнулись с одной из перечисленных проблем, то выполнить стандартный разворот вряд ли удастся. Поэтому рассмотрим нестандартные схемы:

Разворот с использованием прилегающей территории

В данном случае нужно выбрать прилегающий к дороге двор, парковку, АЗС и т.п. Лучше выбрать прилегающую территорию слева по ходу движения. Связано это с тем, что впоследствии выезжать из двора гораздо проще направо, чем налево.

Уверен, многие водители помнят вариант разворота, предложенный в экзаменационных билетах ГИБДД. ГИБДД предлагает въехать на прилегающую территорию, а затем задним ходом вернуться на основную дорогу. Однако при интенсивном движении такой маневр выполнить довольно сложно. Поэтому просто въезжайте на прилегающую территорию и разворачивайтесь там. Движение на прилегающих территориях практически отсутствует, поэтому можно развернуться даже на самом маленьком "пятачке". Пусть даже для этого придется включить задний ход несколько раз.

Разворот вокруг квартала

В данном случае нужно выполнить разворот, объехав квартал по траектории в форме прямоугольника. Т.е. на первом перекрестке нужно повернуть направо, на следующих двух – также направо, на четвертом – налево. Данный вариант применяется лишь в том случае, когда выбранный район состоит из прямоугольных кварталов. В городах с хаотичной застройкой такой вариант не подойдет.

Штрафы за нарушение правил разворота

Статья 12.14 КоАП:

1. Невыполнение требования Правил дорожного движения подать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

1 1 . Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 12.11 и частью 2 статьи 12.16 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Статья 12.16 КоАП:

2. Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, –

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Таким образом нарушение правил разворота в разных условиях влечет штраф в размере от 500 до 1 500 рублей.

Добавить комментарий

5 × четыре =