Реле подогрева свечей накала
Содержание:
Последнее, что необходимо сделать, когда снимаешь панель приборов — это привести в чувства электропроводку.
Как говорится электрика — это наука о контактах.
Максимально очищаем все разъёмные соединения, лишние колхозные детали просто выкидываем и удивляемся тому, что что-то начинает работать.
Хорошо очищаем коронки с минусовыми проводами. Провода собираем в жгуты кабельными стяжками.
Но всё это затевалось только для одного — убрать все кэлхокнопки. Больше всего раздражала кнопка для включения свечей накаливания. Так как бус когда-то был бензиновым, то при установке дизеля, естественно никто не планировал поставить нормальное реле свечей — лучше порезать панель и вкорячить кэлхокнопку, так ведь надёжней: нажал и свечи греются, отпустил свечи не греются.
Но как же объяснить людям, что всё не так просто: свечи не просто выключаются, а греют ещё в течении какого-то времени после пуска авто, в реле есть таймер, который в зависимости от температуры двигателя четко определяет, сколько надо греть свечи, а это всё сильно продлевает ресурс свечей накаливания. Да, в конце концов это просто удобно: повернул ключ лампочка потухла — заводи, никаких лишних действий.
Но о чём это я? Ах, да ставим реле свечей накаливания. Идём в моторный отсек открываем распределительную коробочку и, для того чтобы что-то заработало, удаляем весь колхоз.
Для установки реле потребуется:
— PATRON Реле свечей накаливания P270003 — цена 9р. 18коп. (
5$)
— MTA Держатель предохранителя артикул 30036010 — цена 2р. 80коп. (
1,5$)
— MTA Предохранители MIDIVAL 50A артикул 0602050MD50— цена 2р. 32коп. (
1,2$)
— Резистор 470 Ом
— Жёлтый светодиод 5мм
— Провода сечением 6 мм2, гофры, различные термотрубки, наконечники, резисторы, светодиод и др. — 40р (
Для работы реле необходимо 7 проводов, по стечению обстоятельств они либо уже есть в распределительной коробке или их надо туда завести. Я использовал следующие провода:
— два новых красных провода сечением 6мм2, один плюс от акб через предохранитель, второй — на свечи;
— в распределительной коробке чёрный провод — это +12В от зажигания, он также идёт на клапан подачи топлива, подключаем его к клемме 86 реле;
— т.к. двигатель свапнутый, то на нём не было второго датчика температуры охлаждающей жидкости, я взял сигнал от одного единственного датчика — это желто-красный провод заводим его на клемму Т реле;
— на клемму 50 заводим сигнал от клеммы 50 стартера о запуске двигателя, в распределительной коробке это красно-чёрный провод;
— на клемму 85 реле заводим минус — это провод коричневого цвета, я вёл его с болта на кузове возле воздушного фильтра;
— остался сигнал на контрольную лампу, чтобы не вести новый провод к панели приборов я использовал зелёный провод от тахометра, ведь его нет и не будет :). Будьте внимательны управление сигнальной осуществляется по минусу.
Реле свечей накаливания представляет собой очень важную деталь, которая является частью любого дизельного двигателя. Если настоящая часть транспортного средства выйдет из строя, то завести двигатель будет довольно проблематично. Особенно если на улице морозно и влажность повышена. Связано это с тем, что элементы накаливания в этом случае тоже перестают работать, они не подогревают камеры сгорания дизельного двигателя и его запуск становится невозможен.
Этот сигнал говорит о поломке системы накаливания
Рассмотрим подробнее, какую роль выполняет устройство, принцип его работы и как проверить исправность детали.
Принцип работы реле
Принцип работы реле свечей накаливания заключается в осуществлении контроля над напряжением, поданным на продукты накаливания, и в способности его регулировки. Также устройство контролирует длительность нагрева и температуру. Работоспособность детали напрямую зависит от показаний датчиков оборотов коленвала и температуры ОЖ.
Современные дизельные устройства выполнены таким образом, что разогрев осуществляется не только перед запуском, но и уже после начала работы мотора. Это позволяет снизить шум при работе двигателя и существенно уменьшить вредные выбросы в атмосферу.
Как происходит зажигание в дизельном моторе
Зачем проверять работоспособность свечей накала и реле?
Свечи накаливания находятся непосредственно в камере сгорания. Они обеспечивают подогрев топлива, для того чтобы воспламенение было максимально плавным и чётким. Можно сказать, что они являются предпусковым устройством двигателя. Особенно важна их работоспособность в зимний период. Из-за неполадок в блоке управления калильными деталями водитель просто не сможет завести двигатель.
Производят их из разных материалов. Они могут иметь закрытый или открытый нагревательный элемент. Схема их управления учитывает температуру топлива, прогрев воздуха, изменение сопротивления. Когда не заводится двигатель, многие водители изначально проверяют именно эту систему.
Существует много причин, из-за которых свечи могут выйти из строя. Это срок годности элемента, погодные условия региона, в котором используется автомобиль. Причина неполадок может крыться в электрических проводах или в других компонентах системы.
Проверяем исправность детали
Многие водители знают, как проверить реле свечей накала. Для этого необходимо иметь специальное устройство — тестер. Проверка начинается с его отсоединения. Уточнить, где находится реле свечей накаливания, каждый водитель может в мануале собственного автомобиля. Хотя найти его среди иных элементов довольно просто: существенно крупнее и мощнее других деталей. Затем тестер присоединяется к одной клемме держателя. Необходимо также подсоединение массы. В случае если напряжение отсутствует, следует проверить, идёт ли оно от батареи.
Диагностика системы начинается с “прозвонки” тестером
Далее, нужно подсоединить тестер ко второй клемме и массе. При отсутствии напряжения важно также проверить, идёт ли оно от батареи.
В том случае, когда напряжение есть, необходимо проверить исправность провода высокого напряжения. Такой провод подключён к деталям накаливания. Если он в рабочем состоянии, то, значит, не работает реле свечей накаливания и его необходимо заменить.
Имея омметр, можно также довольно просто и быстро проверить работоспособность элемента. Подобного рода проверка реле свечей накала заключается в проверке сопротивления. Измеряется оно между клеммами 87 и 30. При подаче напряжения на клеммы 86 и 85, контакты 30 и 87 должны замкнуться, издав отчётливый щелчок.
Если после выполнения всех описанных выше действий сопротивление между клеммами 87 и 30 равно 0, а устройство не срабатывает (нет щелчка), значит, проблема заключается именно в нём.
Некоторые модели дизельных иномарок с системой двухступенчатого накала оснащены двумя реле. Первое срабатывает на 1-й ступени накаливания, а другое на второй. Проверка работоспособности осуществляется также с помощью тестера или омметра. Если неслышно щелчков, характерных для срабатывания, то необходимо заменить элемент новой деталью.
Замена элемента
Когда проверка показала, что устройство не функционирует, то его нужно заменить. Сделать это сможет даже не слишком опытный автолюбитель. Для этого придётся отсоединить от детали все клеммы и достать её наружу. Потом важно прочистить место, откуда устройство было извлечено. Затем аккуратно необходимо выкрутить все свечи. Далее, осуществить весь процесс в обратном порядке, только уже с новым блоком: вкрутить калильные детали в новый блок, установить его на предварительно очищенное место.
Расположение свечей показано красными стрелками
После этого следует попробовать завести двигатель. Если не получилось, то нужно проверить, все ли клеммы подключены. Если всё установлено правильно, а мотор всё равно не заводится, то, вероятно, проблема была не в калильных элементах.
Владельцам автомобилей, работающих на дизельном топливе, следует заблаговременно готовиться к холодному сезону и проверять работоспособность реле. Также стоит держать под контролем и сами свечи. Особенно важна проверка работоспособности перед дальней дорогой. В противном случае поездка может быть сорвана и отложена до устранения проблемы.
Схема делалась типа временно, из того что было под рукой, но время эксплуатации показало что ничего другого и не нужно, про замену свечей накала давно забыл. Переделывался только сам блок, также из него удалены клеммы которые не используются. Блок взаимозаменяем с заводским. (никаких изменений в схему электрооборудования автомобиля не вносилось)
Вначале думал делать без реле, (поэтому на схеме стоит мощный транзистор КТ837Ф) но потом подстраховался – для коммутации нагрузки решил поставить реле чтобы было надежнее.
При повороте ключа в замке зажигания в положение “включено” подается +12в на клемму 86 блока. Конденсатор C1 разряжен, напряжение на аноде стабилитрона ниже напряжения стабилизации(6,8в), стабилитрон закрыт и закрыт транзистор VT1. На базу транзистора VT2 через R6 подается отрицательный потенциал и транзистор VT2 открывается. Срабатывает реле и контакты реле коммутируют обмотку реле свечей накала и сигнальную лампу предпускового подогрева с минусом (масса) автомобиля. Реле свечей накала (на схеме не показано) включает свечи накала двигателя.
Датчик температуры двигателя при холодном двигателе (20град.С) имеет сопротивление около 1,2ком. при 60град.С сопротивление около 280Ом. Чем выше температура двигателя, тем меньше сопртивление датчика температуры и наоборот, чем холоднее двигатель, тем больше сопротивление датчика. Датчик температуры (на схеме не показан) подсоединен параллельно резистору R3. От сопротивления датчика зависит время заряда конденсатора С1. Конденсатор заряжается по цепи +12в, R4, параллельно R3/датчик температуры, -12в. Постепенно конденсатор заряжается, когда напряжение на отрицательной обкладке достигнет напряжения пробоя стабилитрона VD2 транзистор VT1 откроется, а VT2 закроется. Реле отпустит контакты, свечи накала и сигнальная лампа отключатся.
Теперь ключ замка зажигания можно повернуть в положение при котором включается стартер двигателя. При включении стартера через замок зажигания плюс соединяется с клеммой50. Конденсатор С1 начинает разряжаться через замок зажигания, диод VD1, R1. Напряжение на конденсаторе падает, стабилитрон VD2 и транзистор VT1 закрываются а транзистор VT2 открывается. Срабатывает реле, включаются свечи накала и сигнальная лампа. Когда двигатель запустился и ключ замка зажигания переведен обратно в предыдущее положение, клемма 50 обесточивается, конденсатор постепенно заряжается и через небольшую задержку по времени, транзистор VT1 откроется а VT2 закроется, реле отпустит контакты -отключатся свечи накала и сигнальная лампа предпускового подогрева погаснет.
Резистор R2 служит для разряда конденсатора C1 при выключении питания, когда двигатель не работает. Резистор R3 поддерживает конденсатор в заряженном состоянии при обрыве цепи датчика температуры и предохраняет свечи накала от ложного включения.
Благодаря наличию стабилитрона VD2 реле срабатывает четко, без дребезга контактов.
Схема подойдет для многих автомобилей, единственное условие- исходя от сопротивления датчика температуры и нужного времени разогрева свечей накала нужно пересчитать номиналы резисторов цепи заряд / разряд конденсатора С1 и емкость С1
“>