Салон газ 13 чайка фото

Автомобили

Не будь снобом. Сделай репост!

Экскурс в историю автомобиля: Газ 13 «Чайка».

В середине 50-х годов 20 века возникла необходимость создать автомобиль представительского класса, соответствующий модным тенденциям, преобладающим в автомобилестроении. Реализовать идею взялись конструкторские бюро ГАЗ и ЗиСЗиЛ — разработчики главного конкурента газ 13 – ЗиЛ 111. Их предшественник — газ м-12 на тот момент уже морально устарел.

Результат совместного труда сотрудников КБ ГАЗ — автомобиль газ 13 «Чайка» впервые был представлен в 1956 году, а серийно начал производиться спустя 2 года, с 16 января 1959 года.

Салон газ 13 чайка фото

На протяжении 22 лет создали всего 3189 автомашин. Автором легендарного образа "Чайки" является известный дизайнер автомобилей ГАЗ – Лев Еремеев. Очевидно, что на дизайнера оказали свое влияние два автомобиля Паккард, приобретенных НАМИ в конце 1955 года, поэтому в экстерьере "Чайки" прослеживаются черты американского автопрома середины века. Определенности в названии модели не было, рассматривали два варианта «Чайка» и «Стрела». Газ 13 по своему классу превосходил "Волгу", выпускаемую тем же заводом. А взлететь над Волгой сможет только Чайка.

Не сразу автомобиль «Чайка» газ 13 приобрел свои узнаваемые формы. По оставшимся в сохранности фото, предполагают, что тандем скульптора Лебедева Б.Б. и конструктора Дуарте Л.Э. создали, основываясь на сохранившихся фотографиях, два кузова. Они отличались от серийного формой задних фонарей, передних подфарников, рамкой лобового стекла и молдингами колесных арок.
Для закрытой выставки НАМИ 1957 года изготовили опытные образцы автомобиля газ 13.

Их оснастили мотором объемом 4,9 литра, вместо серийного 5,5 литрового. После выставки приступили к мелкосерийному производству. Для тестовых испытаний на дорогах СССР собрали 9 автомашин, которые различались только окраской. Под маркой Э-2 «Чайка» участвовала на ЭКСПО 58 в Брюсселе.

Салон газ 13 чайка фото

Применение автомобиля ГАЗ 13 в СССР.

Серийно автомобиль «Чайка» газ 13 выпускался в четырех модификациях:

  • Четырехдверный семиместный седан
  • Пятидверный универсал;
  • Шестиместный кабриолет (Фаэтон ГАЗ 13 Б);
  • Лимузин (ГАЗ 13 А ) отличие от седана заключается в наличие перегородки отделяющей водителя от пассажиров. Произвели ограниченное количество машин в такой модификации.

В широкой продаже автомобили газ 13 не участвовали и использовались в различных государственных структурах. «Универсалам» нашлось применение в качестве карет «Скорой помощи», а седаны и кабриолеты перевозили высших деятелей государства, военных чинов, высокопоставленных иностранных гостей, советских звезд кино и театра.

Салон газ 13 чайка фото

Технические особенности автомобиля.

В «Чайке» реализовали весь потенциал нашего автомобилестроения. Дизайн салона поражал своей ультра-современностью и высоко-технологичностью. Помимо кожи, используемой при отделке и стекол с затемнением, автомобиль оборудовался радиоприемником, колонки которого располагались как спереди, так и сзади, электрическим стеклоподъемником, электро прикуривателем и отличной системой отопления. Был установлен гидроусилитель руля и усилитель тормоза, противотуманные фары и омыватель лобового стекла. Советские машины никогда не комплектовались подобным оборудованием.

Видео обзор двигатель ЗМЗ V8 – Газ 13 чайка

Очень впечатляют технические характеристики ГАЗ 13 «Чайка»:.

  • Впервые вместо рядной «шестерки» применили верхнеклапанный карбюраторный V8 ЗМЗ-13(Д) из алюминиевого сплава с объемом – 5 526 см куб;
  • Мощность – 195 лошадиных сил. Иногда устанавливался двигатель ЗМЗ-13Д, мощностью 215 лошадей;
  • Расход топлива: 20 литров на 100 км, это результат повышенной мощности;
  • Новый двигатель «Чайки» был способен разогнать двухтонную машину до скорости 100 км/ч за 20 секунд.
  • Новинкой была установленная гидромеханическая КПП с кнопочным переключением скоростей.
  • Дорожный просвет – 18 см.

Салон газ 13 чайка фото

Не будет полной характеристика газ 13 без упоминания о раме Х-образной формы, к которой кузов крепился с помощью резиновых подушек. Боковые лонжероны отсутствовали. Передняя подвеска была пружинной независимой, а заднюю – сделали рессорной. 1977 год характерен выпуском новой модели – ГАЗ 14, но серийно газ 13 выпускался до 1981 года.

Я помню эту машину с детства. Была у меня игрушечная, красная. Да и по телевизору показывали правительственные. Да и в реале один раз видел. Это был фурор. На фоне квадратных коробок "Чайка" это была типа Ламборджини настоящего времени по крутости.

В 1959 году на свет появилась “Чайка” – наследница знаменитого ГАЗ-12 ЗиМ. Автомобиль, созданный словно в другой, параллельной реальности, ярко выбивался из однообразного транспортного потока тех лет, состоявшего из Волг и Москвичей. Автомобиль заставлял сворачивать головы, словно длинноногая красотка, а если где-то останавливался – тут же привлекал внимание десятков зевак. Привлекал, потому что не мог не привлечь. Ведь не случайно “Чайку” называют самой красивой машиной Советского Союза.

1. Решение о создании “Чайки” назрело в середине пятидесятых годов, когда стало понятно, что ЗиМ, стартовавший в производстве сразу после войны – уже безнадежно устарел. Тяжелый, высокий автомобиль на фоне своих стремительных и приземистых американских собратьев смотрелся уже откровенным анахронизмом. Меж тем, поначалу конструкторы планировали лишь модернизировать ЗиМ – так появился автомобиль ГАЗ-12В “Чайка”.

Несмотря на модную двухцветную окраску и фейслифтинг, ЗиМ не убавил в весе и не стал современнее – возможности для модернизации были исчерпаны. Тогда к созданию нового образа подключился знаменитый художник Лев Еремеев (автор стайлинга ГАЗ-21), который оказался так же и “крестным отцом” ЗиЛа-111 и, что объясняет схожесть двух моделей.

Читайте также:  Крепление для багажника на крышу авто

2.Попытка осовременить ЗиМ. ГАЗ-12В, 1955 г.

Однако после многочисленных опытов коллектив приходит к выводу, что сделать ЗиМ современнее уже не удастся. Начиная с середины пятидесятых годов на заводе начинаются работы по темам “Чайка” и “Стрела”, однако нельзя сказать, что образ будущего автомобиля складывался легко и быстро. В это же время на ЗиЛе начинается работа по аналогичному проекту. Тогда они ещё значительно отличались друг от друга. Первые наброски проекта под названием “Москва” являли собой весьма тяжеловесный и консервативный облик, ничем не похожий на привычный нам стремительный силуэт последующего “стоодиннадцатого” ЗиЛа

3.Проект автомобиля ЗиЛ “Москва”.

В 1956 году НАМИ закупает для всестороннего исследования несколько образцов американских автомобилей Паккард и Империал. В их числе Packard Caribbean и Packard Patrician, оба 1956 модельного года. Существует легенда о проведении в НАМИ закрытой выставки только для членов коммунистической партии (безпартийный советский житель мог “не выдержать” культурного шока от столкновения с заокеанским авто), после которой часть автомобилей была передана на ГАЗ, а часть – на ЗИЛ для всестороннего исследования. Так или иначе, Паккарды попадают на Горьковский Завод.

4.Packard Caribbean

5.Packard Patrician

Именно Паккарду “Чайки” обязаны характерными утопленными под козырьки фарами, повторителями повторов и “зубастой” решеткой радиатора. Эмблемы на этих решетках, впрочем, несут разный смысл: у Чайки это стилизованное изображение птицы, у американского автомобиля – буква V, аллегория к мототору V8. Вместе с тем, говорить о том, что Чайка являлась полной
копией Паккарда, было бы не верно. При очевидных стилистических заимствованиях у “изучаемых” образцов, она обладала иным по типу кузовом, совершенно другой схемой остекления, формой боковин и задка.

Оригинальными являлись и так называемые “сложенные крылья”, образованные хромированной накладкой и вытянутой формой заднего крыла. Чайку можно считать квинтэссенцией “аэро” стиля в советском автомобилестроении, первым и ярчайшим его представителем.

6.Специалист КБ завода за созданием макета будущей Чайки.
Обратите внимание на задний план. Через десятилетие эти макеты
превратятся в “двадцать-четвертую” Волгу.

Наталья Колесникова (директор музея истории Горьковского Автозавода)
рассказывала, что как-то на одной из экскурсий спросили Лебедева
(дизайнер ГАЗа Б.Б.Лебедев – прим. автора):

— А почему автомобиль назвали “Чайка”?

на что Лебедев ответил:

— Решение так назвать автомобиль родилось очень быстро, будущий
автомобиль должен был стать классом выше до сих пор выпускавшихся на
заводе, поэтому, если есть Волга, то над ней должна парить Чайка.

Однако, в официальной Автоэкспортовской брошюре опубликовали более
красивую версию: “Горьковчане — жители города, стоящего на Волге, —
часто любуются красивым, стремительным полетом чаек над гладью великой
реки, И когда встал вопрос о том, как назвать новую легковую машину
высшего класса ГАЗ-13, горьковчане автомобилестроители выбрали ей имя
«Чайка».”

Первые опытные образцы автомобиля несколько отличались от
последующих. В частности, на фотографиях заметен необычный
стилистический элемент – накапотная фигурка чайки. На серийные
автомобилях от неё отказались, видимо, из соображений безопасности для
пешеходов, как это было со второй серией “двадцать-первой Волги”.

7.Опытный “ГАЗ-13″. Обращает на себя внимание накапотная фигура, иные
указатели поворотов, отсутствие “противотуманок” под основными фарами.

8. Цветная фотография, позволяющая судить о колористической схеме опытного экземпляра

В 1957 году опытная партия из 9 “Чаек” (различные источники называют
разные цифры) отправилась в пробег протяженностью 21 000 км. Все
автомобили имели модную в ту пору двухцветную окраску (бежевый с красным
или бежевый с салатовым)

10.По иронии судьбы для рекламных проспектов привлекали красивых
молодых девушек. Однако ни одна из них даже гипотетически не могла
приобрести данный автомобиль, т.к. он так и не поступил в свободную
продажу до развала СССР.

1958 год становится звездным часом для Чайки. Она участвует в
экспозиции советского стенда на первой послевоенной всемирной Выставке в
Брюсселе. Советский стенд тогда произвел фурор и был признан лучшим, а
всего за время выставки его посетило 30 миллионов человек. Конечно, это
не означает, что горьковские автомобили автоматически были признаны
лучшими в мире. Хотя бы потому, что выставка была не профильной, да и
американцы свои авто не привезли. Однако, Диплом был безусловным
признанием достижений советской конструкторской школы.

11.Диплом Гран-При ЭКСПО`58. Автомобильную часть экспозиции
Советского Союза представляли: ГАЗ-13, ГАЗ-21, ГАЗ-52, ЗиЛ-110,
Москвич-402.

12. После выставки в Брюсселе опытный образец украшал собой павильон “Машиностроение” на ВДНХ,

В 1959 году уже другой экземпляр в качестве “нашего ответа Чемберлену”
экспонировался на советской выставке в Нью-Йорке вместе с ГАЗ-21
“Волга”. Надо сказать, что советские автомобили вызвали не меньший
интерес у американцев, чем штатовские автомобили на аналогичной выставке
в Москве.

13.Американцы изучают “Чайку”. Фото пользователя samsebeskazal

14.“Чайка” в качестве “шоу-стоппера” на одной из европейских
выставок. (После Брюсселя машина посетила Брно, Будапешт, Женеву,
Нью-Йорк, Лейпциг и Мехико) Судя по всему, на фото именно Женева.

В 1959 году Чайка выходит на “серийное производство”. Машина
считается автомобилем первого класса, высшего в то время – ЗИЛ -111. До
сих пор точно не известно количество выпущенных Чаек. Называется цифра
от 1000 до 3000 экземпляров. Связано такое расхождение с любопытным
способом капремонта, имевшем место на заводе. На старое шасси
устанавливали абсолютно новый, с иголочки, кузов и снова запускали “в
плаванье”. Зачастую, в ходе такого ремонта от старого автомобиля
оставались лишь мосты, однако по документам она проходила
“отремонтированной”…

Читайте также:  Задний бампер ниссан х трейл

Не трудно представить, что сразу после официального представления
населению, в высших эшелонах власти за “Чайку” разразилась настоящая
война. Ведь объем производства предшественника ГАЗ-12 составлял
несколько десятков тысяч и ЗиМ был весьма распространенным
номенклатурным и “общественным” автомобилем. Про ГАЗ-13 этого сказать
было нельзя, и подобная ситуация сразу образовала целый пласт
“обиженных” чиновников. Однако, военные нашли свой выход из положения:
на одном из оборонных заводов к кузову Чайки приваривалась передняя и
задняя часть от ЗиМа. На практике получался закамуфлированный
автомобиль высокого уровня комфортности, прозванный в народе “Ослобык”.
Остается только восхищаться уровнем мастерства неизвестных героев,
соединявших воедино автомобили разных характеристик и эпох.

16.“Ослобык”

17.Стандартный ГАЗ-12 ЗиМ

Как уже отмечалось выше, “Чайка” со своими скромными объемами
производства и распределительной системой никогда не попадала на
розничный рынок. После двух капремонтов автомобиль вообще полагалось
утилизировать. Лишь в семидесятых годах Брежнев разрешил зарабатывать
на ГАЗ-13 деньги – машины передавались в ЗАГСы, где любой желающий за 50
рублей мог взять представительский автомобиль на прокат через систему
“Трансагенства”. “Волга” при этом стоила 25 рублей. Так что сдача
лимузинов в аренду – изобретение сорокалетней давности.

18.“Двойняшки” “чайка” и ЗиЛ возле ЗАГСа.

Помимо ЗАГСов, “Чайки” обслуживали Интурист, диппредставительства
зарубежных стран, министров, военные парады, советских послов за рубежом
и звезд, посещающих СССР. автомобиль даже имелся в распоряжении
Спасо-Хаус в Москве (посольство США)

20.Софи Лорен на Васильевском спуске. Позади автомобиля – мечты стандартный автопарк “обычных” граждан – Москвичи.

В разное время Чайки были подарены Валентине Терешковой, Фиделю Кастро,
Георигию Жукову, Михаилу Шолохову, Галине Улановой. Автомобиль,
Терешковой, кстати, был единственной машиной, окрашенной в белый цвет.
Все Чайки покидали ворота завода исключительно черными. Сказать что либо
про Фиделя Кастро сложно, однако утверждение, что “Чайки” принадлежали
нашим именитым соотечественникам – неверно. “Чайки” просто были
прикреплены к ним и обслуживались, например, Московской автобазой №12
(позже Первый Автокомбинат). Автомобиль же Жукова являлся, по сути,
заменой устаревшему ЗиСа-110.

Поэтому в привычном нам понимании, “Чайка” никогда ни кому ни
принадлежала, только обслуживала. Причины, побудившие руководство страны
запретить продажу машины, называются разными. Коллекционер Дмитрий
Долматовский, в частности, считает, что это было банальным разделением
на “начальников” и “дураков”. Есть и другое объяснение: розничная цена
“Чайки” составила бы 17 500 рублей, что при цене на Волгу в 5 500
рублей, было просто астрономической суммой. Заботясь о так называемом
“социальном равенстве”, руководство решило машину в розницу вообще не
пускать. Впрочем, реальную цену, “Чайка” все-так обрела. В зависимости
от целостности экземпляра, называются суммы от 15 до 60 тысяч долларов.

Вопреки ещё одному расхожему мифу, львиная доля выпущенных “Чаек”
была седанами, а не лимузинами. Кузов не имел стеклянной перегородки,
зато оснащался двумя откидывающимися сидениями. Лимузин с индексом
ГАЗ-13А выпускался в исчезающе-малых объемах. Ещё одной модификацией был
ГАЗ-13Б – фаэтон. Он часто использовался для парадов и приемов именитых
гостей.

23.Кроме того, латвийскй завод РАФ штучно выпускал эмбюленсы скорой
помощи на базе “Чаек”. Они были лишены цветографических схем и мигалок,
однако оснащены оборудованным салоном со всем необходимым. Так как
автомобили выпускались индивидуально, они не имели какой-либо маркировки
и отличались друг от друга внешне.

25.На базе списанных Чаек создавались и киносъемочные автомобили:
задняя часть крыши срезалась а на её месте устанавливался кронштейн для
камеры. Машина имела отличную плавность хода, динамику и позволяла
качественно снимать “дорожные” сцены.Впрочем, сама “Чайка” тоже побывала
актрисой, в том числе американского кинематографа. В известном фильме
по тематике Холодной Войны “Огненный лис” с Клинтом Иствудом, Чайка
играет роль автомобиля агентов КГБ. Пикантность ситуации придает факт,
что на Чайке за главным героем осуществляется “скрытое наблюдение”. Надо
быть очень далеким от советских реалий человеком, что бы представить,
как выглядела бы такая “слежка” в СССР начала восьмидесятых,
наводненном Жигулями и “двадцать-четвертыми” Волгами.

26.Кадр из фильма “Огненный Лис”, 1982 год.

Побывала “Чайка” и на тесте передачи Top Gear. Несмотря на
безусловный профессионализм Джереми Кларксона, ожидать от убежденного
антикоммуниста положительных оценок советского автомобиля не приходится.
В ходе теста эксцентричный эксперт умудрился сломать коробку передач…

27.Кадр из передачи Top Gear

В 1961 году предпринимается попытка
модернизировать “Чайку”: она получает новый передок, сдвоенные по моде
тех лет фары, иные бампера. Однако в серию машина так и не пошла.
Существуют версия, что тем самым завод “наказали” за попытку
соперничества с ЗиЛом, выпускающим сходный по стайлингу автомобиль более
высокого “номенклатурного” класса. Чайка так и осталась неизменной
внешне до конца производства, а вот ЗиЛ-111 в 1962 году получил
осовремененную мордочку, задние фонари, литеру “Г” в названии и
выпускался до 1966 года.

28.Проект модернизации “Чайки” ГАЗ-13.

Разумеется, с таким примечательным автомобилем связано множество интересных историй. Вот лишь некоторые из них.

Вопреки, регламенту, Начальник пожарной охраны Москвы обладал
собственной “Чайкой” и во время крупных пожаров его ярко-красный
автомобиль, снабженный спецсвязью, можно было заметить поблизости от
места происшествия. Более того, существовали даже железнодорожные
дрезины на базе отслуживших свое машин.

Читайте также:  Подтекает тосол из под головки

В коллекции автомобильного музея Дмитрия Долматовского находится
уникальная , последняя из выпущенных “Чаек”. По легенде, она была
подарена патриарху Пимену после известия о том, что он пересел на
японский автомобиль Ниссан Президент (взамен устаревшего ЗиС-110).
Возмущенный Брежнев отдал приказ немедленно собрать экземпляр для
патриарха. Однако, на этом приключения автомобиля не закончились. В
конце семидесятых Москву посетил знаменитый Пьер Карден, пожелавший
увидеться с Пименом. Личная “Чайка” Патриарха Кардену очень понравилась и
через несколько месяцев в адрес Патриархии пришла посылка с запиской и
выкройками. Кадрен рассудил, что не чета такому представительскому
автомобилю иметь такой “бедный” салон и выслал драп цвета крем-брюле…

В 1977 году на смену именитому автомобилю приходит наследница –
ГАЗ-14. Несмотря на современную конструкцию, ещё больший комфорт для
пассажиров и техническую новизну, этой машине не суждено было занять
место предшественницы в сердцах людей. Строгий, безликий “кирпичный”
образ, являющийся симбиозом американских дредноутов и Мерседеса, сильно
диссонировал с летящим, воздушным и роскошным стайлингом предыдущей
машины.

Вступая в противоречие с “суеверной” цифрой в собственном названии,
Чайка прожила долгую и счастливую “конвейерную” жизнь. Обслуживая
сильных мира сего, украшая собой многочисленные фестивали, выставки , а
порой и незабываемые свадебные мгновения в жизни соотечественников,
“Чайка”, покачиваясь на плавной подвеске, переехала в двадцать-первый
век, где стала уже по-настоящему раритетным и любимым автомобилем.
ГАЗ-13 был сто-процентным отражением эпохи избыточных размеров,
автомобильной роскоши, хрома и аэро-стиля. К ушедшим временам едва ли
стоит относиться с сожалением, однако, глядя на вытянутые хвостовые
“плавники” Чайки становится как-то особенно обидно, что таких
Автомобилей с большой буквы наша страна больше не выпускает…

29.Фото пользователя nkram Выставка автомобильных раритетов в Одессе.

30.Рисунок Александра Захарова из книги “Автомобили России и СССР. Том 2″

Как ни иронизируй над сентенцией Никиты Сергеевича, что СССР скоро догонит и перегонит Америку (кстати, Хрущев это не придумал — его спичрайтеры просто взяли кусок из фразы Ленина), но Чайка первого поколения максимально приблизила Страну Советов к вечному заокеанскому конкуренту. Правда, с существенными оговорками.

Ударник коммунистического труда

К 1959 году гонка между США и СССР приобрела широкий общественный характер. Сверхдержавы — соперники в атомной теме и освоении космоса — стали демонстрировать друг другу достижения и в более приближенных к жизни простых граждан сферах. В 1959‑м прошли советская выставка в Нью-Йорке и американская в Москве, в Сокольниках. На обеих среди прочего демонстрировали достижения автомобильной промышленности.

В Нью-Йорке, в частности, представили Чайку ГАЗ‑13 (серийное производство машины начали в январе, а впервые ее показали за рубежом в 1958 году, в Брюсселе). Конечно, на американскую публику советский представительский седан не произвел большого впечатления, тем более что откровенно напоминал Packard 1955 года. Но американское влияние тогда коснулось практически всех производителей. А в Европе автомобилей класса Чайки почти никто и не делал, разве что Rolls-Royce да французская фирма Facel.

Для СССР Чайка, наряду с главным «членовозом» ЗИЛ‑111, была действительно революционной машиной. Она разительно отличалась от ЗИМа, попытки модернизировать который и привели к созданию совершенно нового автомобиля. Правда, «птица» на решетке радиатора впервые появилась еще на опытном образце модернизированного ГАЗ‑12 ЗИМ, но ничего другого ГАЗ‑13 от предшественника не унаследовал. Зато обзавелся двигателем V8 мощностью 195 л.с. (на прототипе стоял 180‑сильный мотор), автоматической коробкой передач с кнопочным переключением, усилителями рулевого управления и тормозов, электростеклоподъемниками. Просторный кузов длиной 5600 мм покоился на Х‑образной раме. Вот только кондиционера, в отличие от американских аналогов, ГАЗ-13 не имел.

Автомобили хорошо иллюстрируют эпоху, в которой родились. А Чайка просто идеально символизирует свое время. Гагарин еще не полетел в космос, но советский спутник уже потряс мир. Как раз в 1959 году советская станция Луна‑3 впервые сделала фотографии загадочной обратной стороны спутника Земли. В СССР начали производство первого собственного транзисторного приемника Атмосфера, а первый секретарь Хрущев полетел в Вашингтон на новейшем ТУ‑114. В стране происходили и иные заметные перемены — началась эпоха массового домостроения. Неказистые панельные дома, которые позднее прозвали хрущёвками, стали для многих спасением от подвалов и бараков‑общежитий. Никто же не предполагал, что они простоят полвека! И ко всему этому — новая советская машина, щедро украшенная хромом, солидная, массивная, но в то же время стремительная.

СЕМЬЯ КРЫЛАТЫХ

Прототипы ГАЗ‑13 появились в 1958 году, серийное производство стартовало в начале 1959‑го. Автомобиль оснащали двигателем V8 (5,53 л, 195 л.с.) и трехступенчатой автоматической коробкой передач. Максимальная скорость — 160 км/ч.

Помимо стандартных седанов в небольших количествах делали лимузины ГАЗ‑13А с внутренней перегородкой, кабриолеты ГАЗ‑13Б, санитарные универсалы для обслуживания высокопоставленных пациентов ГАЗ‑13С, которые изготавливал завод РАФ. Стро­или и кинооператорские автомобили с массивной площадкой перед передним бампером и съемным тентом над задней частью крыши. Такие машины, в частности, производили в Чернигове, на заводе «Кинотехника». Всего до апреля 1981 года ­собрали 3179 автомобилей.

Добавить комментарий

пять × 4 =