Схема проводки стартера ваз 2114

Автомобили

Автомобильный стартер – это устройство, предназначенное для запуска двигателя путем вращения его коленчатого вала. В основе его конструкции лежит обычный электрический двигатель постоянного тока, управление которым осуществляется водителем из салона машины.

Стартер не имеет постоянного соединения с коленчатым валом силового агрегата. Они взаимодействуют всего несколько секунд при запуске благодаря специальному реле. О нем-то мы и поговорим в этой статье на примере «Самары» четырнадцатой модели. Мы попытаемся разобраться, что представляет собой реле стартера ВАЗ-2114, где находится это устройство, как оно работает. Также мы рассмотрим его основные неисправности и порядок работ по его замене.

Схема проводки стартера ваз 2114

Где реле стартера на ВАЗ-2114

Начнем с расположения устройства. На «четырнадцатой» оно размещено сверху на корпусе пускового устройства. По сути, эти два узла объединены в один, хотя являются абсолютно разными устройствами. Спереди они закрыты общей крышкой, под которой находится соединяющий их механизм.

Некоторые водители склонны думать, что на ВАЗ-2114 реле стартера – это отдельный элемент, который служит для защиты электрической цепи пускового устройства. На самом деле все не так. Действительно, отдельные хозяева автомобилей, в т.ч. и «четырнадцатых», устанавливают дополнительный размыкатель в цепи стартера. Но к рассматриваемому нами устройству он никакого отношения не имеет.

Конструкция реле стартера

У ВАЗ-2114 реле стартера состоит из:

  • корпуса;
  • якоря;
  • двух обмоток (втягивающей и удерживающей);
  • возвратной пружины;
  • контактов («пятаков»).

Схема проводки стартера ваз 2114

На разных модификациях ВАЗ-2114 могут быть установлены разные размыкатели цепи стартера. Одни из них разборные, другие – нет. Первые, в случае их неисправности, можно попытаться отремонтировать, а последние – только заменить.

Почему «втягивающее»

Реле пускового устройства нередко называют втягивающим. Это связано с принципом его работы. Как и на других автомобилях, на ВАЗ-2114 реле стартера выполняет функцию подключения пускового устройства к электрической цепи и соединения его якоря с коленчатым валом. Происходит это следующим образом. Когда ток не подается на обмотки устройства, его якорь под действием возвратной пружины пребывает в выдвинутом вперед положении. Эта же пружина через специальную вилку удерживает шестерню бендикса, не давая ей входить в зацепление с венцом маховика коленвала.

Поворачивая ключ в замке зажигания, мы подаем ток на обмотку устройства. Под воздействием электромагнитного поля якорь подается назад (втягивается в корпус), замыкая контакты питания стартера. Сдвигается и шестерня бендикса, входя в зацепление с маховиком. В этот же момент втягивающая обмотка отключается, и в дело вступает удерживающая. Усилие от вала стартера передается через шестерню на маховик, заставляя коленчатый вал вращаться до того момента, пока мы не перестанем удерживать ключ в замке зажигания в положении запуска.

Схема проводки стартера ваз 2114

Признаки неисправности втягивающего реле

Понять, что на ВАЗ-2114 реле стартера вышло из строя, можно по таким признакам:

  • при повороте ключа в замке зажигания не слышно характерного щелчка;
  • щелчок есть, но стартер не крутит;
  • при возвращении ключа в нейтральное положение стартер не отключается.

Почему реле стартера выходит из строя

Втягивающее устройство может утратить свою работоспособность по причине:

  • нарушения целостности проводки;
  • обрыва (перегорания) обмоток;
  • пригорания (окисления) контактов;
  • ослабления возвратной пружины.
Читайте также:  Подача воздуха в салон автомобиля

Проверяем втягивающее реле самостоятельно

Прежде чем судить о неисправности реле стартера, его необходимо проверить. Начинать рекомендуется с проводки. Для проверки нам потребуется мультиметр, включенный в режиме вольтметра, и помощник. Положительный щуп прибора подсоединяем к плюсовому выводу размыкающего устройства, отрицательный – к массе. Далее просим помощника включить зажигание и запустить стартер. Снимаем показания вольтметра. Если прибор показывает напряжение 12 В и более – с аккумулятором и проводкой все в порядке. Если оно ниже, возможно, АКБ разряжена.

Схема проводки стартера ваз 2114

Теперь проверим состояние контактных «пятаков». Отсоединяем от реле провод, идущий от замка зажигания. При помощи большой отвертки замыкаем вывод устройства, соединенный с АКБ, и клемму, соединяющую его со стартером. Таким образом мы подаем напряжение напрямую на стартер. Пусковое устройство заработало – проблема точно в реле. Осталось определиться, ремонтировать его или менять.

Ремонт или замена

Как уже упоминалось, реле на «четырнадцатых» могут быть неразборные и разборные. В первом случае гадать нечего – нужно покупать новое устройство. Если же оно разборное, его можно попытаться отремонтировать. Однако собственноручный ремонт может быть оправдан только в случае подгорания или окисления контактных «пятаков». Самому перематывать обмотки или менять внутренние детали устройства нецелесообразно.

Втягивающее реле стартера ВАЗ-2114: цена

Во сколько же обойдется покупка нового реле? Поверьте, дешевле, нежели его ремонт. Стоимость стандартного устройства отечественного производства составляет порядка 700 рублей. Можно купить и импортное втягивающее реле стартера ВАЗ-2114. Цена на заграничные аналоги начинается с 800 рублей.

Схема проводки стартера ваз 2114

Менять самому или обратиться в автосервис?

Что касается выполнения ремонтных работ, то тут выбирать придется вам. При наличии достаточного опыта обращения с ручным инструментом и пары часов свободного времени вполне можно управиться и самому. Если же вам неохота возиться с этим, обращайтесь в автосервис. Там вам максимум за час без проблем установят новое реле стартера ВАЗ-2114. Цена на такую работу составляет порядка 800 рублей. Дорого? Тогда засучивайте рукава!

Инструменты и средства

Замена втягивающего реле стартера ВАЗ-2114 подразумевает использование следующих инструментов:

  • ключ на 8;
  • ключ на 10;
  • ключ на 13;
  • крестовая отвертка;
  • шлицевая отвертка.

Схема проводки стартера ваз 2114

Меняем втягивающее реле

Замена реле стартера ВАЗ-2114 производится в таком порядке:

  1. Первым делом демонтируем стартер. Для этого при помощи ключа на 10 откручиваем зажим минусовой клеммы аккумулятора и снимаем ее. Стартер можно снять двумя способами: снизу авто (из смотровой ямы) и из моторного отсека. Каждый из способов по-своему хорош. Рассмотрим второй. Он не требует снятия защиты двигателя и наличия смотровой ямы.
  2. Используя крестовую отвертку, демонтируем корпус воздушного фильтра и воздуховод.
  3. Ключом на 13 откручиваем гайки на клеммах реле. Отсоединяем от них провода. Отключаем от реле красный провод (пластиковый разъем).
  4. Этим же инструментом откручиваем гайки крепления стартера к картеру КПП. Их, в зависимости от модификации автомобиля, может быть две или три.
  5. Аккуратно снимаем стартер со шпилек крепления и извлекаем его из моторного отсека.
  6. Отсоединяем провод, идущий от реле к стартеру.
  7. При помощи шлицевой отвертки откручиваем два винта на передней крышке стартера. Вместо винтов в роли крепления могут выступать два болта на 8. В этом случае для их откручивания используем соответствующий ключ.
  8. Когда винты (болты) будут откручены, извлекаем реле из крышки стартера. При этом его якорь с возвратной пружиной могут остаться в крышке в состоянии зацепления с вилкой стартера. Двигаем якорь из стороны в сторону, выводим его из зацепления и снимаем.
  9. Устанавливаем на место сломанного реле новое устройство. Проверяем состояние зацепления с вилкой.
  10. Подключаем провод стартера к реле.
  11. Вкручиваем два винта (болта) крепления реле к стартеру.
  12. Устанавливаем стартер на место в обратном порядке.
  13. Подключаем к нему и реле проводку.
  14. Проверяем работоспособность пускового устройства.
Читайте также:  Присадки в двигатель самая хорошая отзывы форум

Схема проводки стартера ваз 2114

Несколько полезных советов

Для того чтобы втягивающее реле служило как можно дольше, прислушайтесь к этим советам:

  1. Если аккумуляторная батарея разряжена, стартер крутит медленно и его оборотов не хватает для запуска двигателя, оставьте попытки завести автомобиль. Так вы не только приведете АКБ в состояние глубокой разрядки, но и выведете из строя реле стартера.
  2. Запуская двигатель, не включайте стартер дольше, чем на 15 секунд. Это приведет к перегрузке в его цепи, из-за которой возможно подгорание контактов реле, перегорание его обмоток и обмоток стартера.
  3. Выбирая втягивающее реле для замены, не покупайте дешевые изделия. Лучше отдать предпочтение деталям известных производителей, а покупать их только в специализированных магазинах.

Электрический стартер — крайне важный элемент любой современной машины, обеспечивающий ее механизированный запуск. Если он выйдет из строя, то завести авто кроме как «с толкача» попросту не удастся. В сегодняшней статье мы разберем — как устроена схема стартера ваз 2114 инжектор, по какому принципу он работает, а также что делать, если это устройство вышло из строя.

Схема проводки стартера ваз 2114Стартер ваз 2114

Конструкция и принцип работы

Стартер представляет собой электрическое устройство, служащее для раскручивания коленвала мотора и тем самым — инициации запуска самого двигателя.

Конструктивно он представляет собой электромотор, включающий в себя такие элементы, как:

  • корпус;
  • статор (неподвижная обмотка);
  • ротор, вращающийся на трех втулках — промежуточной и передней, которые расположены в корпусе стартера, и задней, размещенной внутри картера трансмиссии;
  • бендикс, представляющий собой шестеренку, установленную на задней части вала ротора. Он служит для зацепления с маховиком мотора и передачи ему вращательного движения;
  • щеточный узел, включающий в себя 4 графитовые щетки, создающие магнитное поле, приводящее ротор стартера во вращение;
  • втягивающее реле. Кроме типичной для реле функции замыкания/размыкания электрической цепи, выполняет еще одну — передвигает вперед шестерню бендикса и вводит ее в зацепление с маховиком.

При включении зажигания электрический ток поступает через замок на обмотки реле, в результате чего оно срабатывает и, продвигая бендикс вперед, инициирует передачу вращения с него на маховик коленвала, который, раскручиваясь, вызывает запуск ДВС. После того, как контакты реле замкнутся, его питающие обмотки окажутся обесточенными и бендикс под действие возвратной пружины вернется в исходное положение.

Подробная схема стартера ваз 2114, наглядно рассказывающая о его подключении к бортовой сети и принципе действия представлена ниже.

Схема проводки стартера ваз 2114

Признаки неисправности стартера

Узнать о том, что стартер автомашины вышел из строя, можно по следующему ряду косвенных признаков:

  • при повороте ключа стартер не срабатывает — полностью разряжена АКБ, разорвана цепь питания либо сгорела одна из главных обмоток;
  • после запуска стартер крутится, но не приводит во вращение маховик — сломано втягивающее реле либо вышел из строя бендикс;
  • во время пуска стартер вращается медленно, иногда может самопроизвольно останавливаться — либо замкнута одна из обмоток либо пропадает контакт с массой;
  • при попытке запуска раздается хруст и скрежет — стерлись или сломаны зубья бендикса либо самого маховика коленвала.

Схема проводки стартера ваз 2114Поломка стартера ваз 2114

Как можно видеть, далеко не во всех случаях в неполадках стартера виноват сам стартер, тем более с учетом того, что он является крайне надежным устройством. Именно поэтому, при его неправильной работе следует сначала исследовать его электрическую цепь (схема проводки стартера ваз 2114 была приведена выше), проверить состояние АКБ и наличие контакта устройства с массой, и только потом выполнять демонтаж самого стартера

Как заменить стартер на новый

Перед тем, как приступить к замене стартера, следует проверить еще один важный элемент его цепи, довольно часто выходящий из строя — главное реле (оно же — реле стартера, не стоит путать его со втягивающим реле). На большинстве автомобилей ВАЗ оно установлено либо под рулевой колонкой либо под капотом ближе к лобовому стеклу (а в некоторых случаях, например — при ремонте электрики в автосервисе, вообще может быть перенесено в произвольное место).

Читайте также:  Диски nissan x trail t31

Спрашивается, как же тогда найти это устройство, если место его нахождения точно неизвестно? Здесь опять поможет схема включения стартера ваз 2114. Как можно на ней видеть, главное реле ставится в цепи питания втягивающего реле и служит для защиты стартера от возможных перегрузок.

В свою очередь, на втягивающее реле идут всего два провода — от аккумуляторной батареи и от замка зажигания. Следуя за последним проводом как раз и можно прийти к месту установки реле стартера. В случае, если оно окажется неисправным — достаточно просто заменить его на аналогичное.

Схема проводки стартера ваз 2114Проверка стартера ваз 2114

Проверить работоспособность этого реле достаточно просто — если оно исправно, то при повороте ключа в замке зажигания оно должно громко щелкнуть. Если же щелчка нет, то реле вышло из строя.

Если в ходе проверки всей электрической цепи стартера и установленных на ней дополнительных приборов вы пришли к выводу, что неисправно все-таки само устройство, то следует выполнить его демонтаж и частичную разборку, выполняется которая следующим образом:

  1. Снять минусовую клемму с АКБ.
  2. Вывинтить два крепежных винта, крепящих стартер к картеру.
  3. Сдвинуть устройство немного вперед и отсоединить проводок, идущий на втягивающее реле, открутив его крепежную гайку.
  4. Выкрутить два винта в крышке стартера.
  5. Снять гайку, соединяющую втягивающее реле с обмоткой стартера.
  6. Вынуть шайбу-скобу.
  7. Выкрутить два болта-стяжки и оценить состояние опорных втулок.
  8. Легкими ударами неметаллического (лучше — резинового) молотка разделить корпус на две части и осмотреть графитовые щетки.
  9. При помощи плоской отвертки демонтировать стопорные кольца, извлечь бендикс и оценить его состояние.

Схема проводки стартера ваз 2114Замена стартера ваз 2114

В случае обнаружения неисправных элементов (щеток или бендикса) их следует заменить, после чего собрать стартера в точной такой же последовательности, но в обратном порядке, и установить его на место.

Полезное видео

Дополнительную интересную информацию вы можете получить из видео ниже:



В данной системе управления двигателем питание на обмотку втягивающего реле стартера поступает через контакты дополнительного реле (рис. 1, 2).

Контроллер включает реле стартера при включении зажигания, если получен "правильный" пароль от АПС, и выключает после запуска двигателя (частота вращения коленчатого вала двигателя достигла 500 об/мин) или через 7-20 секунд (в зависимости от температуры охлаждающей жидкости) после начала прокрутки стартера. Контроллер запрещает включение дополнительного реле стартера при работающем двигателе.

Схема проводки стартера ваз 2114

Рис. 1 – Схема включения стартера на автомобилях семейства LADA SAMARA

Схема проводки стартера ваз 2114

Рис. 2 – Схема включения стартера на автомобилях семейства LADA KALINA

Добавить комментарий

13 − 11 =