Схема установки бортового компьютера

Автомобили

Схема установки бортового компьютера

Приветствую всех, кто следит за моим БЖ. Основная тема этой записи — установка Бортового компьютера (далее БК). Но сначала немного предыстории. Собственно, зачем он мне понадобился. Началось все в тот злосчастный день, когда я решил переходить с карба на инжектор. Решение, на мой взгляд, вполне оправданное, потому что потенциал инжектора значительно выше, чем у карба. Например, все современные турбины и компрессоры ставятся только на инжектор. Настроить наш отечественный карбюратор для корректной работы с системой наддува считается задачей практически невыполнимой — не хватает диапазона регулировок.
В процессе закупания деталей для перехода на инжектор был приобретен в том числе и контроллер Январь 5.1.1 2111-1411020-71 (это который без датчика кислорода в выхлопе) вместе со всей проводкой. Брал все на авторынке на Фучика (кто живет в Питере, тот знает это злачное место). Обошлось все недорого, около 10 килорублей за все. Все детали новые, внешний вид вполне товарный.
Процесс переделки на инжектор занял некоторое время. Кто делал, тот знает, что занятие это довольно муторное. После подключения всех разъемов и закручивания всех гаек, машина запустилась на удивление сразу после поворота ключа зажигания. Вместе с инжектором был сразу же установлен компрессор Дилижанс с максимальным избытком давления 0.3 бар. Вот он, красавец.

Схема установки бортового компьютера

Но радовался я не долго. Спустя примерно 10 минут нормальной работы (видимо, когда прогрев закончился, и обороты упали) загорелся Чек и мотор начал троить. Хотя ехала машина уже вполне неплохо по сравнению с карбюратором. Мощность возросла. По началу был даже страшновато. Но горящий Чек и троение на холостых не давали мне покоя.
Сначала думал, что инжектор некорректно работает с наддувом. Для проверки отсоединил воздушный патрубок компрессора и запустил мотор. Ситуация не изменилась — опять загорелся Чек и снова начало троить. Кстати говоря, забавно было попытаться заткнуть рукой патрубок, откуда дует воздух из компрессора. Поток воздуха настолько сильный, что руку прислонить не удается. И это на холостых с достаточно слабым дилижансовским компрессором. Представляю, как дует турба в 1.5 бара избытка. Руки там лучше держать подальше — оторвет.
Следующим делом проверил свечи. Со свечами все в порядке — новые недавно поставил. Теперь стало понятно, что дело скорее всего где-то в проводке или в датчиках, или в мозге. Чтобы локализовать проблему, необходимо ставит БК, который умеет считывать коды ошибок, а лучше — еще их и расшифровывать. Валялся у меня один такой — ШТАТ 115х42М. Но теперь проблема — надо его куда-то поставить. Ведь я не предусмотрел в центральной консоли места для установки БК.

Схема установки бортового компьютера

Куда же его воткнуть? Долго думал и примерял в разных местах в салоне. В конце концов рассудил так. БК — вещь хоть и чрезвычайно полезная, но не жизненно необходимая. В том смысле, что постоянной смотреть на него необходимости нет. Нужен он, в основном, для диагностики (считывания ошибок) и контроля различных вспомогательных параметров, таких как средний расход топлива за поездку, процент открытия дроссельной заслонки и т.д. и т.п. Все самый основные параметры движения всегда находятся перед глазами на основной приборной панели. Вот и решил поставить БК у себя за спиной в потолке.
Для установки необходим подиум. Не вопрос. Изготовил подиум все из того же стеклопластика. Про технологию изготовления стеклопластиковых изделий уже рассказывал в одной из предыдущих записей. В этом случае все совершенно аналогично. Нужен шаблон, который дальше можно будет обтягивать стеклотканью и поливать эпоксидкой. В качестве шаблона использовал сам БК, обмотанный полиэтиленовой пленкой и зафиксированный в нужном положении на ровной горизонтальной поверхности, + несколько кусков картона и малярного скотча.
Три слоя стеклоткани с эпоксидкой дают деталь железобетонной прочности. После пропиливания всех необходимых отверстий под индикатор, кнопки и лампочки, обливки несколькими слоями черной грунтовки (чтобы цвет был матовый)получается вот такой результат.

Схема установки бортового компьютера

Схема установки бортового компьютера

Схема установки бортового компьютера

На лицевую панель добавил два тумблера: в цепь зажигания и в цепь основного питания. На всякий случай. Параллельно с установкой БК, выполнил тщательную шумовиброизоляцию потолка — наклеил слой StP Bimast Bomb + слой пористого материала на клеевой основе (названия не помню).
И еще перетянул обивку потолка черным карпетом. Кстати говоря, при перетяжке лучше отдирать от обивки старую ткань. Это для тех, кто собирается проделать нечто подобное. У меня она (ткань обивки потолка) была такая грязная, что прямо песок сыпался. Вынимается обивка из салона достаточно просто — надо ее согнуть пополам вдоль (ничего страшного, она не ломается, а место сгиба потом легко распрямляется), и она легко вытаскивается через переднюю дверь.
Вообще, черный цвет в салоне авто выглядит очень уместно. Другое дело, что согласно исследованиям ведущих автопроизводителей, черный цвет салона авто приводит к повышенной утомляемости водителя при дальних поездках. Поэтому, во всех современных автомобилях салон обычно делают бодряще разноцветный.
Далее, еще заклеил солнцезащитные козырьки тоже черным карпетом. Но это мелочи. В целом все получилось довольно неплохо.
Пришлось немало повозиться с подключением проводов. Нарыл в инете схему проводки контроллера 2111-1411020-71. Вот она. Может, кому пригодится.

Схема установки бортового компьютера

1. — форсунки;
2. — свечи зажигания;
3. — модуль зажигания;
4. — колодка диагностики;
5. — контроллер;
6. — колодка, присоединяемая к жгуту панели приборов;
7. — главное реле;
8. — предохранитель главного реле;
9. — реле электровентилятора;
10. — предохранитель цепи питания контроллера;
11. — реле электробензонасоса;
12. — предохранитель цепи питания бензонасоса;
13. — датчик массового расхода воздуха;
14. — датчик положения дроссельной заслонки;
15. — датчик температуры охлаждающей жидкости;
16. — регулятор холостого хода;
17. — датчик детонации;
18. — датчик положения коленчатого вала;
19. — блок управления АПС;
20. — индикатор состояния АПС;
21. — датчик скорости;
22. — электробензонасос с датчиком уровня топлива;
23. — колодка, присоединяемая к жгуту системы зажигания;
24. — комбинация приборов;
25. — реле зажигания;
26. — выключатель зажигания;
27. — монтажный блок;
28. — электровентилятор системы охлаждения;
А — к клемме "В+" генератора; В — колодка, присоединяемая к колодке К жгута системы зажигания; С — колодка, присоединяемая к колодке L жгута системы зажигания; D — провод, присоединяемый к выключателю плафона освещения салона; Е — провод, присоединяемый к бело-чёрным проводам, отсоединённым от выключателя плафона освещения салона; F — к клемме "+" аккумуляторной батареи; G1,G2 — точки заземления; К — колодка, присоединяемая к колодке В жгута переднего; L — колодка, присоединяемая к колодке С жгута переднего;

Читайте также:  Рычаг регулировочный маз 5440

Вот еще на всякий случай схема основной приборной панели ВАЗ 2109.

Схема установки бортового компьютера

1 Тахометр
2 Лампа освещения комбинации приборов
3 Указатель температуры
4 Блок управления БСК(боротовой системы контроля)
5 Указатель уровня топлива
6 Контрольная лампа "CHECK ENGINE" для системы снижения токсичности
7 Контрольная лампа дальнего света фар
8 Контрольная лампа габаритного света
9 Резервная контрольная лампа
10 Контрольная лампа незастёгнытых ремней безопасности
11 Контрольная лампа левых указателей поворота
12 Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи
13 Контрольная лампа правых указателей поворота
14 Контрольная лампа аварийного давления масла
15 Контрольная лампа резерва топлива
16 Контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора
17 Контрольная лампа "CHECK ENGINE" для системы впрыска топлива
18 Контрольная лампа стояночного тормоза.
R1 — резистор 91 кОм ; R2 — резистор 50 Ом, 5 Вт

Распиновка разъема БК приведена в инструкции. Тут ничего сложного.

Схема установки бортового компьютера

В итоге, потолок обновлен, БК установлен. Запускаем мотор. БК успешно отрабатывает включение зажигания. Загорается Чек на приборной панели. Заходим в диагностические настройки БК. И видим две ошибки контроллера:
1. Ошибка Р0327 — низкий уровень сигнала датчика детонации
2. Ошибка P0325 — обрыв цепи датчика детонации.
Ну теперь хоть более-менее понятно, где искать проблему. Про датчики детонации российского производства в инете ходит много разных страшных историй. Пишут, что очень часто в продаже в качестве датчика детонации попадаются пустышки, то есть просто пластиковые болванки без пьезоэлемента внутри. Внешне это проверить никак невозможно. Поэтому, я решил подстраховаться и купил сразу фирменный датчик Bosch, который ставится на Волги. Вот он, красавец.

Схема установки бортового компьютера

Каталожный номер датчика — BOSCH 0261231046. Полностью подходит вместо штатного датчика ВАЗ 2109.
Но, к сожалению, проблема не ушла. Чек продолжает гореть, двигатель, троит, а ошибки P0325 и P0327 по-прежнему светятся.
Следующим шагом бала проверка проводки датчика детонации. Проводку полностью перетянул и прозвонил тестером. Все в полном порядке. Но и это не помогло. Короче, теперь ясно. Проблема в контроллере. Потому что больше искать уже негде. Стал изучать инфу в интернете. И вот что там пишут по этому поводу. Обычно, в штатном контроллере Январь 5.1.1 2111-1411020-71 за обработку сигнала датчика детонации отвечает микросхема HIP9010. Но, начиная с определенного момента, эту микросхему сняли с производства. Примерно с 2004 года в контроллер начали паять новую микруху HIP9011. С точки зрения встроенной прошивки обе микросхемы несовместимы. То есть, прошивку, которая работала с HIP9010, нельзя использовать с HIP9011. И наоборот. Но у нас, как всегда. Новое железо выпустила, а новую прошивку не успели. Поэтому, в течение нескольких месяцев с конвейера сходили контроллеры новой аппаратной версии, но со старой прошивкой, которая не умеет обрабатывать сигнал датчика детонации. Судя по информации вот здесь www.chiptuner.ru/content/ser_j5 , старая прошивка маркируется как J5V13L05 (канал детонации на микросхеме HIP9010), а новая — A5V13L05 (канал детонации на микросхеме HIP9011). Смотрим, что у меня.

Схема установки бортового компьютера

Судя по мульке, у меня прошивка A5V13L05. Да и год выпуска, совсем не 2004. Разве могли в 2010 году заливать старую прошивку J5V13L05 в новую аппаратную реализацию? Видимо, могли. Не поленился, развинтил корпус контроллера. Нашел микросхему HIP9011. Плата контроллера выглядит очень аккуратно, никаких следов кустарного вмешательства. Все залито ровным слоем защитного лака. Короче говоря, внешний вид порадовал.
Попытки перепрограммировать контроллер самостоятельно успехом не увенчались. пользовался рекомендациями вот от сюда www.drive2.ru/c/518631/
Проделал все в точности. Но контроллер не обнаруживается диагностической программой вообще. Наверное, поставлена какая-то защита от перепрограммирования. Слышал, что такое бывает.
Короче, последний аргумент — покупка нового контроллера. После долгих поисков нашел подходящий контроллер в питерском Би-Би. Был последний. Продавец снял его прямо с витрины. Внешний вид контроллера точно такой же, только цвет серебристый и дата изготовления более свежая — 2011 год. Но, что сильно напрягло, на корпусе контроллера явно присутствовали следы активной эксплуатации в виде характерных царапин. Да и отсутствие упаковки настораживало. Голографическая пломба была разрезана именно таким образом, чтобы у покупателя возникли мысли о недавнем вскрытии корпуса. Но продавец клятвенно заверил, что в случае чего, деньги мне вернут по чеку без проблем.
По приходу домой, я развинтил корпус, чтобы посмотреть, что внутри. внешний вид платы напряг еще больше. Явных следов перепайки не было. Но защитный лак в некоторых местах облез и висел лохмотьями. Все это заставило меня понервничать. Трясущимися руками ставил я этот контроллер на машину. Поворот ключа… И, о чудо, мотор запустился и заработал ровно и плавно. Холостые держатся идеально ровно. Чек больше не загорался.
Вот так решилась моя проблема. Тупо — замена мозга.

Читайте также:  Вибрация при скорости выше 90

Мораль данной истории такова — у нас в России внешний вид далеко не всегда соответствует содержанию.

PS: радовался ровной работе мотора я недолго. Спустя месяц поставил новую доработанную ГБЦ Формаш 8В, распредвал Нуждин 10.63 и разрезную шестерню. Сейчас Чек не горит, но двигатель на холостых норовит заглохнуть. Надо крутить разрезную шестерню и прошиваться онлайн. Сам этого делать не умею, поэтому скоро поеду к знающим людям.

Жизнь человека лишь недавно столкнулась с компьютером. Еще несколько десятилетий тому назад для жителей России это было что-то из ряда фантастики. И если раньше далеко не каждая семья могла себе позволить компьютер, то сегодня даже автомобили оснащаются различными системами. Установка бортового компьютера не проходит мимо современных автомобилей. К тому же это не только выдача определенных параметров машины, но и верный помощник для водителя. Рассмотрим процесс установки на примере БК «Мультитроникс».

Но, невзирая на нынешние тенденции автомобильного рынка, отечественные авто пока не оснащаются бортовыми компьютерами. Это заставляет автовладельцев задуматься над вопросом: стоит ли своими руками устанавливать бортовой компьютер или оставить все «как есть»?

Бортовой компьютер – основные характеристики

Прежде всего, это доступ к информации о движении транспортного средства, уровня заряда аккумулятора и расходе топлива. Некоторые модели компьютеров имеют дополнительную функцию диагностики электронной системы, управляющей двигателем. Помимо всего прочего вы можете установить БК как на карбюраторные автомобили, так и на инжекторные. Но при установке на двигатель карбюраторного типа нужно соблюдать одно условие – требуется установка дополнительных датчиков, обеспечивающих оптимальную работу компьютера.

Все современные модели бортовых компьютеров делятся на два вида систем:

Система управляется непосредственно из салона автомобиля при помощи специальных кнопок, установленных на передней части панели прибора. Помимо выдачи информации для водителя, отдельные компьютеры способны сопровождать вывод значений на экран специальными звуковыми сигналами.

После того, как вы решитесь установить БК на свой автомобиль, нужно еще определиться с выбором.

Особенности выбора бортового компьютера

Большая часть устройств производилась специально для инжекторных двигателей, меньше – для «дизелей». Но что касаемо карбюраторных агрегатов, то для таких автомобилей подобрать БК довольно трудно. Такую трудность реально преодолеть, приложив немного усилий на поиск. Поэтому к выбору бортового компьютера нужно со всей серьезностью и пониманием важности данного гаджета. Учитывать нужно все индивидуальные особенности вашего транспортного средства:

  • компания-производитель;
  • модель автомобиля;
  • диагностический протокол.

Большинство устройств вполне нормально функционирует с протоколами OBD-2 или EOBD.

При выборе БК во внимание нужно брать также и тип электронного управления (ЭБУ). Для этого вам нужно будет отыскать его и прочитать надпись на наклейке. Также нужно учитывать ваши приоритеты и предпочтения (как же без них). Среди всех производителей стоит отметить одну компанию – Multitronics, продукция которой стремительно заполонила мировой рынок благодаря своим возможностям:

  • индивидуальные настройки;
  • компактность;
  • современность;
  • надежность.

Но вы можете открыть для себя и другого производителя. На вкус и цвет все фломастеры разные, как говорится.

Схема установки бортового компьютера БК Мультитроникс

Поскольку стоимость бортового компьютера может быть разной, начиная с отметки в 1500 рублей, а заканчивая 5000, то вам нужно немного сузить свой поиск. Выберите главные характеристики, которых вы ожидаете от устройства:

  • показатель расхода топлива или полноценный центр диагностики. Вполне возможно, что выбрав многофункциональный БК, вы увидите, что многие функции в нем вам вовсе не нужны;
  • для диагностики поломок вашего автомобиля и чтения кодов ошибок вам хватит обычного недорогого комплекса, имеющего дополнительные функции диагностики;
  • обратите внимание на качество работы БК при сильных перепадах температуры. Качество изображений не должно «хромать» при снижении температуры, а удаленный доступ не должен пропадать.

Правильный подход к выбору устройства поможет вам сэкономить свои деньги, выбрав самый оптимальный для вас вариант.

Устанавливаем бортовой компьютер

Процедура установки настолько универсальна, что прибор можно установить практически в любом удобном месте. Производители, выпуская БК, обязательно указывают в инструкциях, где предпочтительнее провести установку. Среди самых распространенных мест можно выделить следующие:

  • пространство между зеркалом заднего вида и крышей;
  • Торпеда;
  • Блок контрольных датчиков;
  • Лобовое стекло;
  • Вместо магнитолы и так далее.

Важно! Если вы предпочитаете первый вариант, то в таком случае необходимо будет немного сместить зеркало вниз.

Единственное, к чему вам реально стоит подготовиться перед установкой бортового компьютера на торпеду, так это к механическому воздействию, которому вы подвергнете свой любимый автомобиль. Иным способом, без подобных влияний на салон, провести установку невозможно. Если вы захотите закрепить устройство на ветровом стекле, то это не будет так надежно, и оно со временем просто может отпасть.

Приступаем к пошаговой установке «Мультитроникса»

Изначально вам нужно решить, в каком именно месте вы будете проводить установку. В нашем случае это место возле зеркала заднего вида. Обзору это мешать не будет, так что приступим.

Шаг 1. Использовать двухсторонний скотч нет смысла, поскольку от него остаются следу. Поэтому вам нужно проделать отверстия тонким сверлом (4 штуки). Их нужно делать на подставке, которая исполняет роль крепления на ветровом стекле. Используя пластиковые хомута черного цвета, прикрепите подставку к сетке мини бардачка на потолке салона. Делать это нужно предельно аккуратно. Подключите шлейф с информацией к разъемам. Не забывайте о сигнальных проводах парктроника.

Шаг 2. Прикрепите устройство к держателю, а плоские шлейфы с данными спрячьте в маленькую гофру. Отодвинув обшивку от стекла на пару миллиметров, просовывайте туда шлейфы. Демонтируйте обшивку стойки при помощи плоской отвертки. В нижней части вы увидите фишку – ее нужно отключить.

Схема установки бортового компьютера Держатель можно сделать собственноручно

Читайте также:  Что лучше шевроле ланос или рено логан

Шаг 3. Протянув под обшивкой шлейфы, можно ставить ее на свое место. По сути, установка парктроника практически завершена. Работать будет все, за исключением показателей уровня топлива в баке. Поэтому нужно продолжать работу. Открыв бардачок, отщелкните ограничители хода и вытащите их. Затем нужно снять фишку, расположенную на клипсе…чтобы не мешала.

Схема установки бортового компьютера Старайтесь не терять детали, которые вы снимаете

Шаг 4. Вытащите из «мозгов» фишку Е и В. Затем вам предстоит выполнить самое сложное: Желтый, коричневый, красный и синий кабели на фишке В отвечают за работу форсунок (1-4). Можете подсоединиться к любому из них, но лучше выбрать коричневый (он находится ближе всех к вам). Теперь вам нужно снять немного изоляции с проводки фишки. Присоедините сюда кабель с колодки БК (он синий), отвечающий за подключение к форсунке. Изолируйте соединение. Работа с фишкой Е не такая сложная и трудоемкая. Подключите к синему проводу, на котором прочерчена белая полоса (отвечает за показатели скорости) кабель с колодки БК (имеет фиолетовый цвет). Все, теперь можно устанавливать ограничители на свое место.

Схема установки бортового компьютера Внимательно выполняйте соединение проводов

Шаг 5. Настало время приборной панели. Аккуратно снимите ее (в большинстве случаев она фиксируется при помощи защелок). На правой фишке вы сможете увидеть желто-черный кабель, отвечающий за демонстрацию уровня топлива. Присоедините к нему зеленый провод из колодки бортового компьютера. Приборную панель можно аккуратно ставить на свое место. Осталось лишь подключить датчик температуры воздуха на улице. Делается это по желанию, та как основные элементы уже были подключены.

Схема установки бортового компьютера Вы сделали это! Установка бортового компьютера завершена

Аккуратно уложите все провода, чтобы они не торчали и не бросались в глаза. При возможности скрепите пучки проводов при помощи хомутов или изоленты. Подключив аккумуляторную батарею, произведите запуск двигателя. Далее нужно немного подождать (БК будет немного занят автоопределением протокола). Затем нужно провести необходимые настройки, указанные в инструкции.

Перепрошивка бортового компьютера

Зачастую в результате диагностики БК или самого автомобиля можно увидеть, что для оптимизации технических характеристик транспортного средства достаточно лишь порыться в настройках бортового компьютера при помощи ЭБУ. Таким образом, вы сможете увеличить мощность автомобиля, не разбирая его двигатель. Для этого вам нужно знать, как перепрошить бортовой компьютер автомобиля своими руками. Как результат – вы получите более активную и динамичную машину.

Качественно выполненная перепрошивка компьютера гарантирует вам следующие результаты:

  • увеличение максимальной скорости;
  • более гладкая работа двигателя;
  • отсутствие рывков во время переключения передач. Работа КПП станет плавной;
  • мощность двигателя приятно удивит водителя;
  • расход топлива станет немного меньшим;
  • величина крутящего момента увеличится примерно на 15%.

Схема установки бортового компьютера Конечный результат зависит от правильности выполнения всех пунктов

Но это лишь второстепенные улучшения, которые вам «грозят» после выполнения перепрошивки, «изюминкой» этого действия является комфорт управления. Вы сможете сразу ощутить на себе все преимущества оптимальной работы БК. Но это возможно лишь в том случае, если процедура была выполнена правильно.

Особенности моделей БК

Если есть такая возможность, то предпочтение лучше отдавать универсальным БК, которые смогут сосуществовать и с дизельными, и с инжекторными движками. Причем речь идет не только об иномарках, установку БК можно выполнять и на отечественные автомобили. Синхронизацию с ПК можно осуществлять посредством кабеля USB.

В комплект большинства моделей входит инструкция по монтажу, но если вы не совсем уверены в своих действиях, то привлеките к работе опытного специалиста. В противном случае устройство будет настроено неправильно, и те данные, которые оно будет отображать, будут неверными. В таком случае теряется сам смысл установки такого гаджета.

Важно! Не пытайтесь сэкономить при покупке бортового компьютера, ведь дешевые модели не отличаются особой точностью показаний.

Надеемся, что наша статья стала для вас полезной. Удачи на дороге, и ни гвоздя, ни жезла, дорогие автомобилисты!

Видео установки бортового компьютера

Схема подключения бортового компьютера

Процедура подключения бортового компьютера совсем не сложная, главное, что Вам потребуется это пара инструментов и схема подключения, которая обычно идет в комплекте к БК.

Прежде чем приступать к установке бортового компьютера, определитесь с местом расположения Вашего БК. Не стоит говорить о том, что информация, выдаваемая прибором, всегда должна быть у Вас на виду, потому лучше всего закрепить бортовой компьютер в центральной части торпеды Вашего автомобиля, либо рядом с щиткой приборов.

Далее продумайте где лучше всего проложить провода и как это сделать наилучшим образом. С помощью этих проводов бортовой компьютер ВАЗ будет подключен к электросети автомобиля, ЭБУ, а также к тем датчикам, с которых и будут считываться различные сведения.

Перед тем как подключить бортовой компьютер ВАЗ, обязательно отключите аккумуляторную батарею. Если Вы этого не сделаете, то может возникнуть короткое замыкание и повреждение БК.

Выполнив все эти действия, смело приступайте к установке БК.

Следует отметить, что установка бортового компьютера на каждую модель автомобиля это индивидуальный процесс. Универсальной схемы подключения просто не существует.

Разъем бортового компьютера представлен в нескольких вариантах: Евро-2(GM) и Евро-3 ( ODB -II).

Если Вам интересно узнать, что такое K-линия и для чего она нужна, то следующая информация предназначена именно Вам.

K -линия представляет собой канал, по которому на БК поступает наиболее важная информация. Благодаря подключению этого канала, Вы сможете узнать данные об ошибках, возникающих во время работы двигателя, его температуру и многие другие диагностические данные.

Провод K -линии подключается к основному разъему, находящемуся под рулевой колонкой слева от водительского места.

Добавить комментарий

2 × 1 =