Схема зил 133 гя

Автомобили

Глава 14 ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-133Г2

На автомобиле ЗИЛ-133Г2 и его модификациях применено электрооборудование постоянного тока с номинальным напряжением 12 В. На автомобилях ЗИЛ-133ВЯ, 133ГЯ применено электрооборудование также постоянного тока, но с двумя номинальными напряжениями: 24 В — в режиме пуска (для обеспечения работы стартера) и 12 В — в остальных режимах.

Принципиальные схемы электрооборудования показаны на рис. 14.1 и 14.2 (второй — в конце книги на форзаце). Принципиальная схема электрооборудования автомобиля ЗИЛ-133ВЯ не приводится из-за несущественных отличий от схемы автомобиля ЗИЛ-133ГЯ- На рис. 14.2 цифрами обозначены следующие элементы электрооборудования: 1 — боковые указатели поворота; 2 — передние фонари; 3 — фары головного света; 4 — противотуманные фары; 5 — датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости; 6 — датчик тахометра; 7—электромагнит включения пневмосигнала; 8 — звуковой сигнал; 9 — стартер; 10 — реле стартера; II — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 12 — двухклеммная соединительная панель; 13—термореле элек-трофакельного подогревателя; 14 — реле включения факельных свечей; 15—датчик контрольной лампы аварийного давления масла; 16—факельные свечи; 17—электромагнит топливного клапана электрофакель-ного подогревателя; 18 — генератор; 19— регулятор напряжения; 20 — реле отключения обмотки возбуждения; 21 — подкапотная лампа; 22 — опознавательные фонари автопоезда; 23—предохранители;
24 — выключатель нагревателя топлива; 25—переключатель предпускового подогревателя; 26 — реле включения электродвигателя; 27 — электродвигатель; 28 — электромагнит топливного клапана; 29 — нагреватель топлива; 30 — высоковольтный блок питания; 31 — свеча; 32 — добавочный резистор электродвигателя отопителя; 33 — электродвигатель отопителя; 34 — выключатель электромагнита управления тормозами прицепа; 35 — зуммер; 36 — термобиметаллические предохранители; 37 — кнопка управления выключателем массы; 38—переключатель отопителя; 39— переключатель противотуманных фар и ближнего света; 40 — выключатель фонарей автопоезда; 41 — выключатель плафона; 42—прерыватель указателей поворота;
43—плавкий предохранитель на 6 А;
44—выключатель аварийной сигнализации; 45 — реле включения отопителя; 46 — выключатель приборов и стартера; 47 — прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза; 48 — контрольная лампа включения стояночного тормоза; 49—сигнальные лампы падения давления воздуха в баллонах; 50 — контрольная лампа включения блокировки межосевого дифференциала; 51 — тахометр; 52 — воздушный манометр; 53 — манометр давления масла; 54 — сигнальная лампа падения давления масла; 55 — указатель тока; 56—сигнальная лампа перегрева охлаждающей жидкости; 57—указатель температуры охлаждающей жидкости; 58 — указатель уровня топлива; 59 — сигнальная лампа

резервного уровня топлива; 60 — контрольная лампа включения дальнего света; 61 — спидометр; 62 — контрольная лампа включения фонарей автопоезда; 63 — контрольная лампа указателей поворота прицепа; 64 — контрольная лампа указателей поворота тягача; 65 — контрольная лампа готовности к пуску; 66 — реле сигналов торможения; 67 — розетка переносной лампы; 68 — выключатель электрофакельного подогревателя; 69 — комбинированный переключатель; 70 — реостат ламп освещения приборов; 71 — плафон; 72 — датчик спидометра; 73 — выключатель света заднего хода; 74 — аккумуляторная батарея; 75—выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 76 — выключатель контрольной лампы контура передних тормозов; 77 — выключатель контрольной лампы контура стояночного тормоза; 78 — пусковой переключатель; 79 — выключатель аккумуляторной батареи; 80 — выключатель сигнала торможения; 81 — выключатель сигнальной лампы падения давления в контуре задних тормозов; 82 — датчик уровня топлива; 83 — выключатель сигнальной лампы падения давления в контуре аварийного растормаживания; 84 — штепсельная розетка прицепа; 85 — выключатель контрольной лампы блокировки
межосевого дифференциала; 86 — розетка переносной лампы; 87 — фонари заднего хода; 88 — задние фонари.

Для удобства пользования схемами электрооборудования (в частности, для нахождения входа и выхода проводов в жгутах) каждый провод имеет на схеме цифровое обозначение с буквой или без. При этом несколько последовательно соединенных проводов одной функциональной линии имеют единый номер. Буквенное дополнение при номере применяется последовательно по алфавиту (кроме «х», «ы», «ъ»,«ь» и «о») при переходе провода через какое-либо соединение (штекер, зажим и т. п.).

Читайте также:  Задний бампер уаз буханка

Схема зил 133 гя

Рис. 14.1. Схема электрооборудования автомобиля ЗИЛ-133Г2:

1 — боковые указатели поворота; 2

передний фонарь; 3 — фары; 4 — противотуманные фары; 5 — соединительная панель проводов; 6 — датчик сигнальной лампы перегрева охлаждающей жидкости; 7— звуковой сигнал; 8 — стартер; 9 — свечи зажигания; 10—распределитель зажигания; 11 — генератор; 12 — катушка зажигания; 13 — реле стартера; 14 — добавочный резистор катушки зажигания; 15 — подкапотная лампа; 16 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 17 — регулятор напряжения; 18 — электродвигатель отопителя; 19 — электродвигатель вентилятора; 20 — добавочный резистор; 21 — предохранитель на 20 А; 22—блок предохранителей на 7,5 А; 23 — прерыватель указателей поворота; 24 —переключатель отопителя; 25 — выключатель вентилятора; 26- выключатель плафона; 27 — выключатель противотуманных фар; 28 — центральный переключатель света; 29 — комбинация приборов (указатели уровня топлива, температуры охлаждающей жидкости, давления масла и силы тока аккумуляторной батареи); 30 — сигнальная лампа падения давления масла; 31 — лампы освещения приборов; 32 — контрольная лампа дальнего света фар; 33 — контрольная лампа указателей поворота; 34 — сигнальная лампа перегрева охлаждающей жидкости; 35 — контактное устройство сигнала; 36 — кнопка сигнала; 37 — переключатель указателей поворота; 38 — выключатель зажигания и стартера; 39 — ножной переключатель света фар; 40 — коммутатор транзисторного зажигания; 41 — аккумуляторная батарея; 42 — выключатель аккумуляторной батареи; 43, 44 — выключатели сигнала торможения (на лонжероне рамы и в тормозном кране соответстственно); 45 — датчик указателя уровня топлива; 46, 48 — штепсельные розетки переносной лампы (соответственно в кабине и на поперечине рамы); 47 — задние фонари; 49 — плафон освещения кабины

Оглавление

1. ТРАНСМИССИЯ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ – 133ГЯ.. 4

1.1. Краткая техническая характеристика автомобиля, назначение, устройство и работа трансмиссии. 4

1.3. Коробка передач. 8

1.4. Карданная передача. 10

1.5. Ведущий мост. 12

2. РАСЁТ ТЯГОВО – СКОРОСТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРАНСМИССИИ 16

3. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ – 133ГЯ.. 23

3.1. Рама автомобиля. 23

3.2. Подвеска автомобиля. 23

3.3. Передняя ось и ступица. 26

ВВЕДЕНИЕ

Автомобильный транспорт имеет большое значение в общей транспортной системе РФ, не его долю приходится свыше 2\3 всех грузовых перевозок в народном хозяйстве.

Основными направлениями экономического и социального развития страны, предусматривается освоение и расширение производства грузовых и специализированных автомобилей и автобусов, в первую очередь дизельных, увеличение выпуска малотоннажных грузовых автомобилей и электромобилей для внутригородских перевозок, значительное увеличение производства прицепов и полуприцепов для обеспечения перевозок автопоездами. В последнее время запланировано увеличение грузооборота автомобильного транспорта общего пользования в 1,3…1,4 раза, а пассажирооборота автобусов – на 16…18%

Транспорт важнейший элемент инфраструктуры, под который понимают отрасли народного хозяйства, создающие общие его функционирования. Транспорт оказывает активное влияние на процесс расширенного воспроизводства, величину запасов, сырья, топлива и промышленной продукции, производственную мощность складов, т.е. на эффективность функционирования различных отраслей народного хозяйства.

В связи с этим становятся более востребованными инженеры – механики автотранспортной специальности, которые в соответствии с квалификационной характеристикой должны знать устройство автотранспортных средств и тенденции развития конструкции автомобиля в целом и основных узлов и агрегатов.

Целью данной работы является закрепление знаний и навыков, приобретённых на лекциях, лабораторных занятиях и при самостоятельной работе; познание автомобиля как сложной технической системы.

1. ТРАНСМИССИЯ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ – 133ГЯ

1.1 Краткая техническая характеристика автомобиля, назначение, устройство и работа трансмиссии

Автомобили семейства ЗИЛ – 133ГЯ с дизельными двигателями выпускает Акционерное Московское общество "Автомобильный завод им. И.А. Лихачёва" (АМО ЗИЛ).

Читайте также:  Ноут не видит плеер через usb

В семейство автомобилей ЗИЛ – 133 (колесная формула 6×4) входят следующие модификации автомобилей: бортовой автомобиль, автомобильные шасси, седельный тягач, самосвал.

Автомобили изготовлены в исполнении У по ГОСТ 15150-69 и рассчитаны на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от +40 до – 40 °С, относительной влажности воздуха до 80% при 20 °С, запыленности воздуха до 0,4 г/м3, скорости ветра до 25 м/с и в районах, расположенных на высоте до 4000 м над уровнем моря, при соответствующем изменении тягово-динамических качеств.

Бортовой автомобиль ЗИЛ-133Г40 предназначен для перевозок грузов по дорогам и бездорожью, если состояние грунта обеспечивает нормальную проходимость автопоезда.

Седельный тягач ЗИЛ-13305А оборудованный удлиненной кабиной с двумя спальными местами, служит для буксирования полуприцепов с грузом по дорогам.

Автомобильное шасси ЗИЛ-133Г42 с базой 5300 мм предназначено для различных установок и спецкузовов.

Автомобильное шасси ЗИЛ-133Д42 с базой 3800 мм используют для дооборудования в автомобиль-самосвал и установки различного оборудования и спецкузовов.

Маркировка автомобиля показана на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1. Маркировка автомобиля

Модель, номер автомобиля и модель дизельного двигателя указаны в сводной табличке заводских данных, которая прикреплена на боковине правого дверного проема кабины.

Буквы XTZ в начале идентификационного номера обозначают в закодированном виде данные о заводе-изготовителе.

Цифры во второй строке – порядковый номер автомобиля, а начальная буква латинского алфавита – год выпуска.

В третьей строке выбито обозначение модели дизеля. Знак "+" в первой и третьей строках указывает на окончание строки.

Кроме того, наносится дублирующая маркировка на вертикальной полке правого лонжерона рамы около заднего кронштейна аккумуляторного гнезда.

В дублирующей маркировке выбивается без пробелов в строчку: модель автомобиля, код года, порядковый номер автомобиля. В начале и конце строки ставятся ограничивающие знаки "+".

У двигателей ЗИЛ-645 и ЗИЛ-6454 цифры и знаки маркировки выбиты на боковой левой части блока цилиндров около крепления насоса рулевого усилителя (рисунок 1.2).

В маркировке обозначены модели двигателя; год выпуска буквой латинского алфавита или арабской цифрой (так же, как и год выпуска автомобиля); порядковый номер двигателя.

Рисунок 1.2. Маркировка двигателя

На автомобилях ЗИЛ – 133 могут быть установлены дизельные двигатели двух модификаций: ЗИЛ – 645 и ЗИЛ – 6454. Двигатель ЗИЛ – 6454 отличается от ЗИЛ – 645 увеличенным диаметром цилиндров. В нашей работе рассмотрим автомобиль с двигателем ЗИЛ – 645. Это дизельный четырёхтактный восьмицилиндровый V-образный двигатель, угол развала – 90º. Номинальная мощность двигателя при частоте вращения коленчатого вала 2800 об/мин составляет 136 кВт.

Трансмиссия автомобиля представляет собой совокупность механизмов, передающих вращающий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим колёсам и изменяющих вращающий момент и частоту вращения ведущих колёс по значению и направлению. Трансмиссия автомобилей ЗИЛ – 133ГЯ состоит из следующих элементов:

коробка перемены передач;

1.2 Сцепление

Сцепление необходимо для кратковременного отъединения вала двигателя от коробки перемены передач при переключении передач и для плавного их соединения при трогании.

На автомобилях ЗИЛ – 133ГЯ применяют сухое однодисковое сцепление, установленное в литом картере, которое состоит из нажимного диска (с кожухом и нажимными пружинами) и ведомого диска (с фрикционными накладками и демпфером). Кожух сцепления установлен на маховике с помощью штифтов и закреплён болтами. Конструкция сцепления представлена на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3. Сцепление

1 – картер маховика; 2 – фрикционные накладки ведомого диска; 3 – нажимной диск; 4 – кожух нажимного диска; 5 – нажимная пружина; 6 – картер сцепления; 7, 17 – шариковые подшипники; 8 – муфта подшипника выключения сцепления; 9 – оттяжная пружина муфты; 10 – вилка выключения сцепления; 11 – игольчатые ролики; 12 – крышка люка картера сцепления; 13 – нажимной рычаг; 14 – пробка со шплинтом; 15 – уплотнительная манжета; 16 – коленчатый вал двигателя; 18 – первичный вал коробки передач; 19 – большая и малая пружины демпфера; 20 – ведомый диск; 21 – пружинная пластина фрикционной накладки; 22 – заклепка; 23 – маховик.

Читайте также:  Как очистить машинное масло

Привод сцепления гидравлический с пневматическим усилителем. Основными узлами механизма являются главный цилиндр, установленный на кронштейне педали, и исполнительный цилиндр, объединенный в один узел с пневматическим усилителем.

1.3 Коробка передач

Коробка передач служит для изменения силы тяги и скорости движения автомобиля в зависимости от условий работы. С помощью коробки передач можно изменить направление движения на задний ход и отключить работающий двигатель от трансмиссии при остановке.

Действие коробки передач основано на том, что вращение от коленчатого вала двигателя передаётся на ходовую часть через зубчатые шестерни с определённым передаточным числом на каждой передаче.

Число, показывающее, во сколько раз изменяется частота вращения ведомого вала по сравнению с ведущим или во сколько раз ведомая шестерня больше (меньше) ведущей по числу зубьев, называется передаточным числом. Если в передаче участвует несколько пар шестерён, то общее передаточное число получается умножением передаточных чисел всех пар шестерён, участвующих в передаче.

На автомобилях ЗИЛ – 133 и их модификациях установлена механическая 10-ступенчатая коробка передач, с девятью передачами для движения вперёд и одной назад, с планетарным редуктором – мультипликатором.

Переключение передач – механическое, качающимся рычагом, установленным на крышке коробки. Управление редуктором – мультипликатором – автоматическое. Смазочная система коробки передач – смешанного типа. Масло под давлением подаётся для смазки подшипников коробки передач и демультипликатора.

Передаточные числа коробки передач:

первая – 11,4; шестая – 2,48;

вторая – 8,26; седьмая – 1,83;

третья – 6,10; восьмая – 1,355;

четвёртая – 4,52; девятая – 1,00 (прямая);

пятая – 3,33; задний ход – 8,00.

Схема коробки передач представлена на рисунке 1.4.

Рисунок 1.4. Коробка передач автомобиля ЗИЛ – 133ГЯ

1 – первичный вал; 2 – крышка подшипника первичного вала; 3 – манжета; 4, 26, 27 – шариковые подшипники; 5, 12, 41, 45 – роликовые подшипники; 6 – стержень переключения передач; 7 – фиксатор; 8 – рычаг включения передач; 9 – блок клапанов включения демультипликатора; 10 – включатель фонарей заднего хода; 11 – крышка коробки передач; 13 – сателлит; 14 – ось сателлита; 15 – солнечная шестерня; 16 – пневматический цилиндр; 17 – шток поршня; 18 – вилка включения демультипликатора; 19 – датчик; 20 – шлицевая втулка; 21 – картер демультипликатора; 22 – шестерня привода спидометра; 23 – крышка подшипника вала демультипликатора; 24 – фланец; 25 – вал демультипликатора (выходной); 28 – синхронизатор в сборе; 29 – ступица коронной шестерни; 30 – пробка сливного отверстия; 31 – коронная шестерня; 32 – трубка нагнетающей магистрали масляного насоса; 33 – крышка подшипника; 34 – корпус масляного насоса; 35, 36 – ведомая и ведущая шестерни масляного насоса; 37, 51 – роликовые конические подшипники; 38 – шестерня первой передачи; 39 – крышка маслоприемника; 40 – муфта включения первой передачи и заднего хода; 42 – промежуточная шестерня заднего хода; 43 – шестерня второй и шестой передач; 44 – промежуточный вал; 46 – шестерня третьей и седьмой передач; 47 – шестерня четвертой и восьмой передач; 48 – вторичный вал; 49 – картер коробки передач; 50 – шестерня привода промежуточного вала; 52 – синхронизатор в сборе; 53 – трубка всасывающей магистрали; 54 – сетчатый фильтр; 55 – пробка отверстия для контроля уровня масла.

Добавить комментарий

пятнадцать − 10 =