Стартерные характеристики аккумуляторной батареи

Автомобили

Стартерные АКБ служат в автомобилях в качестве источников энергии. Электричество необходимо для запуска ДВС и питания всех потребителей. В тракторах и автомобилях используют два вида источника энергии. Это аккумуляторная батарея и электрогенератор. Аккумулятор обеспечивает энергией стартер при запуске двигателя и потребители. АКБ компенсирует нехватку энергии, когда генератор еще не вступил в работу. Поэтому АКБ и называется, как стартерная аккумуляторная батарея. Существуют еще и тяговые аккумуляторы, но они необходимы для решения других задач.

Стартерные характеристики аккумуляторной батареи

Из истории

Первый полноценный АКБ создал в 1859 году французский изобретатель Планте. Устройство состояло из двух свернутых в спираль листов свинца, разделенных сепаратором. Эти листы были погружены в раствор серной кислоты. Батарея отличалась общей активной площадью электродов в 10 м2. После доработок и модернизаций АКБ запустили в массовое производство в 1880 году. Позже Фолькмар создал решетчатые пластины из сплава свинцы с сурьмой, что породило новую аккумуляторную эпоху. Однако впервые электрическая пусковая система на автомобилях стала использоваться только в 1925 году.

Принцип действия

Самый простой свинцовый АКБ – это пластиковый сосуд с электролитом внутри. В сосуде находятся две пластины. Это электроды аккумулятора. Электролит – это раствор высокоочищенной серной кислоты и дистиллированной воды. Активными веществами при прохождении электрохимических процессов выступают двуокись свинца на положительной пластине, а также губчатый свинец на отрицательной. Электролит заряженного аккумулятора имеет повышенную емкость.

Стартерные характеристики аккумуляторной батареи

Батарея работает на базе принципа двойного преобразования: вначале электричество от сторонних источников преобразуется в химическую энергию, затем химическая энергия преобразуется в электрическую. АКБ – не самостоятельный источник электропитания, а только накапливает и преобразует электричество.

Под воздействием тока серная кислота, которая содержится в составе электролита, распадается. Из нее выделяется водород, который впоследствии соединяется с кислородом, выделяющимся на положительной пластине. В результате соединения водорода и кислорода получается вода. Свинец входит в соединение с тем, что осталось от кислоты, в результате образуется сернокислый свинец.

Вместе с химическими превращениями на положительной пластине при разряде аккумуляторной батареи меняется и химический состав отрицательной. Так, губчатый свинец соединяется с остатком кислоты, и образуется сернокислый свинец.

Конструкция

Свинцово-кислотная аккумуляторная батарея, как обратимый источник электрического тока, конструктивно состоит из блока электродов разных потенциалов, помещенного в сосуд-ячейку, заполненную электролитом. В зависимости от необходимого напряжения батарея может содержать несколько блоков, соединенных последовательно. В 12 В батарее таких ячеек-блоков 6. При напряжении в 24 В аккумулятор содержит 12 ячеек.

Электроды

В свинцово-кислотной аккумуляторной батарее электрод имеет решетчатую пластинчатую форму. Ячейки пластины заполнены активными веществами. Активная масса имеет поры, для того чтобы как можно больше активных веществ могло поучаствовать в реакции образования тока. Это особенно важно, если разрядные токи большие.

Стартерные характеристики аккумуляторной батареи

Решетка включает в себя рамку, вертикальные ребра, горизонтальные жилки, токоотводящее ушко, с помощью которого электроды соединяются с мостиком. Также имеются опорные ножки, которыми электрод опирается на дно блока. В качестве решетки в промышленности применятся и освинцованная металлическая сетка.

Решетка играет роль не только каркаса, который обеспечивает прочность электрода. Она также обеспечивает удержание активной массы и возможность параллельно соединять электроды между собой через ушки. Толщину решеток электродов выбирают исходя из режима работы и характеристик стартерных аккумуляторных батарей. Решетка с отрицательными электродами обычно тоньше, так как электроды меньше подвергаются коррозии и деформациям. Масса отрицательной решетки – 50% массы электрода.

Если АКБ необслуживаемая, то решетка изготовлена из свинцово-кальциево-оловянистых или малосурьяминстых сплавов. Это позволяет снизить интенсивное образование газов. Кальций и кадмий обеспечивает повышение напряжения газовыделения.

Сепараторы

Мы продолжаем рассматривать назначение и устройство стартерной аккумуляторной батареи. Что такое сепаратор? Он служит для разделения электродов в блоке. Это пористая полимерная перегородка, которая призвана предотвратить короткое замыкание электродов разной полярности. Сепаратор также обеспечивает запас электролита в пространстве между электродами. В свинцовом АКБ он может быть изготовлен из мипора, мипласта, порвинила.

Стартерные характеристики аккумуляторной батареи

Характеристики АКБ

На территории РФ стартерная аккумуляторная батарея обязана соответствовать ГОСТ 959-2002. Батарея должна соответствовать размерам и характеристикам для конкретного автомобиля.

Стартерные характеристики аккумуляторной батареи

Полярность АКБ определяет, как расположен отрицательный и положительный токовывод. Если рассматривать батарею со стороны, к которой выводы ближе, то выделяют прямую полярность и обратную. Прямая – это, когда положительный вывод находится слева, а отрицательный – справа. Обратная – это, когда положительный находится справа, а отрицательный размещен слева.

Ширина АКБ должна соответствовать ширине места под аккумулятор в конкретном автомобиле. Большинство батарей крепятся за нижние выступы корпуса. Что касается длины и высоты, то эти параметры могут быть больше, если ниша это допускает.

Номинальная емкость – это общее количество электричества, которое может выдать стартерная аккумуляторная батарея в режиме 20-часового разряда током, равным 0,05 емкости до напряжения на токовыводах в 10,5 В. Существует и такой параметр, как резервная емкость – это время разряда заряженной батареи током в 25 А до 10,5 В.

Стартерные характеристики аккумуляторной батареи

Ток холостой прокрутки – это разрядный ток, который батарея способна отдавать при температуре в -18 градусов в течение 10 с. При этом напряжение составляет не меньше 7,5 В. Чем выше данный параметр, тем проще будет запустить двигатель зимой.

Срок эксплуатации

В приказе СД при ВС РФ №104 указаны причины неисправностей, при которых АКБ нельзя использовать. Приказ ссылается на нормы сроков службы стартерных аккумуляторных батарей. Там указаны сроки эксплуатации для разных типов автомобилей.

Минимальная наработка для легкового автомобиля при индивидуальном использовании составляет 60 000 км, а норма срока эксплуатации составляет 4 года. Если то же легковое авто применятся для служебного использования, то срок жизни АКБ составляет 2,5 года или 112 тыс. км. Если легковое авто эксплуатируется в режиме такси, то срок службы аккумулятора составляет в данном случае 70 000 км или 21 месяц. Стартерная аккумуляторная батарея на коммерческих малотоннажных авто по нормам должна прожить 2 года.

Стартерные характеристики аккумуляторной батареи

Но нужно учитывать, что сейчас четких норм не существует. Все аккумуляторы разные и производители у них тоже разные. Кто-то производит качественный продукт, кто-то – некачественный. Среди неисправностей, при которых использовать АКБ в полной мере не получается, можно выделить следующие. Это деформация пластин аккумуляторной батареи автомобиля и их последующее разрушение, короткое замыкание, сильная сульфатация пластин, интенсивный саморазряд, переполюсовка без участия человека.

Как можно обслуживать батарею?

Можно выделить обслуживаемые и необслуживаемые батареи. Последние никакого обслуживания за весь свой срок эксплуатации, по словам производителей, не требуют. Максимум, что может делать владелец – это регулярная зарядка АКБ, используя зарядное устройство. Что касается обслуживания стартерных аккумуляторных батарей первого типа, то периодически нужно проверять емкость электролита, заряжать АКБ на зарядном устройстве, доливать дистиллированную воду, если уровень снизился.

К основным характеристикам стартерной батареи относятся: электродвижущая сила (э. д. е.), внутреннее сопротивление, напряжение разряда, напряжение заряда, емкость, коэффициент отдачи по емкости, саморазряд и срок службы.

Электродвижущая сила. Э. д. с. аккумулятора Е равна разности потенциалов положительного и отрицательного электродов при разомкнутой внешней цепи.

Так, если плотность электролита составляет 1,27 г/см3, то э. д. с. аккумулятора равна 2,12 В.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Так как плотность электролита зависит от температуры, от температуры зависит и э. д. с. Однако влияние температуры на э. д. с. невелико и на практике им пренебрегают.

Читайте также:  Уголовная ответственность водителей за нарушение пдд

Э. д. с. можно измерить вольтметром с большим внутренним сопротивлением (не менее 300 Ом/В). Однако если измерить э. д. с. непосредственно после разряда и затем провести ее измерение после нескольких часов покоя, то результат будет неодинаков. Значение э. д. с. будет больше во втором случае. Это объясняется тем, что плотность электролита, уменьшившаяся у поверхности электродов при разряде, не может повыситься мгновенно после окончания разряда. Процесс выравнивания плотности определяется скоростью диффузии и идет постепенно. Для полного выравнивания плотности электролита по всему объему необходимо 10—12 ч. Э. д. с. при равенстве плотности электролита по всему объему называют равновесной электродвижущей силой.

По тем же причинам э. д. е., измеренная непосредственно после заряда, будет больше равновесной э. д. с.

Э. д. е., рассчитанная по плотности электролита, практически равна равновесной э. д. е., так как локальные изменения плотности электролита у поверхности электродов очень мало влияют на значение плотности электролита после ее выравнивания по всему объему.

Внутреннее сопротивление. Любой источник тока, в том числе и аккумулятор, имеет внутреннее сопротивление, которое противодействует прохождению через аккумулятор зарядного или разрядного тока.

Омическое сопротивление аккумулятора имеет ту же природу, что и сопротивление всех проводников. У заряженного аккумулятора оно составляет несколько тысячных долей ома. Однако по мере разряда меняется химический состав активной массы электродов и уменьшается плотность электролита, что вызывает изменение омического сопротивления аккумулятора. Удельное сопротивление губчатого свинца составляет 1,83- 104 Ом-см, двуокиси свинца — 74-Ю-4 Ом-см, а сульфата свинца — около 1,0-107 Ом-см.

Приведенные данные показывают, что продукт разряда (сульфат свинца) имеет значительно большее сопротивление, чем исходные материалы. Поэтому сопротивление электродов с увеличением разряженности аккумулятора растет.

График зависимости удельного сопротивления электролита от его плотности имеет явно выраженный минимум. При температуре электролита 20 °С удельное сопротивление имеет минимум при плотности электролита 1,22 г/см3, равный 1,35 Ом-см. Так как плотность электролита в процессе разряда изменяется примерно от 1,27 до 1,1 г/см3, то сопротивление электролита по мере разряда сначала несколько уменьшается, а затем растет.

На сопротивление электролита существенное влияние оказывает его температура, которая на остальные составляющие омического сопротивления практически не влияет. Понижение температуры вызывает повышение сопротивления электролита, особенно сильное в зоне отрицательных температур.

Таким образом, омическое сопротивление свинцового аккумулятора зависит от его разряженности и температуры электролита. Естественно, что омическое сопротивление аккумуляторной батареи зависит от тех же факторов, к которым добавляется еще сопротивление борнов и межэлементных соединений. Зависимость омического сопротивления батареи от разряженности при различных температурах электролита показывает общую тенденцию возрастания сопротивления с увеличением разряженности. При положительных температурах в зависимостях сопротивления от разряженности наблюдаются участки небольшого уменьшения сопротивления, вызванного переходом удельного сопротивления электролита через минимум. Это уменьшение сопротивления с понижением температуры исчезает.

Стартерные характеристики аккумуляторной батареи

Кроме того, с понижением температуры уменьшается значение разряженности батареи, при котором начинается резкое увеличение сопротивления.

Если омическое сопротивление аккумулятора имеет ту же природу, что и сопротивление всех проводников, то физический смысл сопротивления поляризации следует пояснить особо. При рассмотрении факторов, влияющих на э. д. с. аккумулятора при прохождении через аккумулятор зарядного или разрядного тока, отмечалось изменение плотности электролита, находящегося в непосредственном контакте с электродами. При разряде плотность электролита у электродов уменьшается и уменьшается э. д. с. аккумулятора на величину, называемую э. д. с. поляризации разряда. При заряде происходит увеличение плотности и, следовательно, э. д. с. аккумулятора — на величину э. д. с. поляризации заряда. После прекращения заряда или разряда э. д. с. поляризации не исчезает мгновенно, она уменьшается постепенно по мере того, как в результате диффузии происходит выравнивание плотности электролита. В процессе заряда и разряда э. д. с. поляризации проявляется как падение напряжения внутри аккумулятора. Поэтому условно э. д. с. поляризации выражают через сопротивление поляризации, т. е. аналогично падению напряжения на омическом сопротивлении.

Стартерные характеристики аккумуляторной батареи

Стартерные характеристики аккумуляторной батареи

Сопротивление поляризации увеличивается с понижением температуры и уменьшается с повышением тока (как при разряде, так и при заряде).

Таким образом, внутреннее сопротивление аккумулятора увеличивается с увеличением разряженности, при уменьшении тока и понижении температуры электролита.

Напряжение разряда и заряда. При разряде аккумулятора его равновесная э. д. с. Е распределяется между внутренним участком цепи, где она преодолевает внутреннее сопротивление, и внешним, где посредством присоединенного потребителя (нагрузки) электрическая энергия преобразуется в другой вид энергии. Та часть э. д. е., которая при разряде приходится на внешний участок цепй, называется напряжением разряда аккумулятора Uр. Потери же на внутреннем участке носят название внутренних потерь напряжения RIP .

Зная характер изменения равновесной э. д. с. и внутреннего сопротивления от ряда факторов, можно сказать, что напряжение разряда уменьшается с увеличением разряженности аккумулятора, понижением температуры электролита, увеличением разрядного тока.

Перед началом разряда равновесная э. д. с. имеет значение Ео, соответствующее определенной плотности электролита. В начале разряда постоянным по силе током происходит резкое падение напряжения разряда (участок а—б) за счет внутренних потерь напряжения на омическом сопротивлении батареи. Затем происходит быстрое, но плавное снижение напряжения (участок б—в) за счет появления э. д. с. поляризации. Нарастание э. д. с. поляризации происходит до тех пор, пока не установится определенная разность концентраций электролита (у поверхности электродов и в общем объеме), обеспечивающая поступление к электродам необходимого для реакций количества кислоты. Следующий участок в—г характеризуется относительно медленным снижением напряжения в результате уменьшения равновесной э. д. с. из-за общего снижения плотности электролита. К концу разряда, когда активные вещества на поверхности электродов превращаются в сульфат свинца, а к находящимся в глубине доступ электролита затруднен, увеличиваются омическое сопротивление и э. д. с. поляризации, а напряжение разряда быстро падает (участок г—д). При прекращении разряда напряжение повышается скачком на величину омических потерь (участок д—е). При этом происходит плавное уменьшение э. д. с. поляризации за счет выравнивания плотности электролита у поверхности электродов и в общем объеме (участок е—ж). Поэтому на этом участке происходит плавное увеличение э. д. е., значение которой приближается к значению равновесной э. д. с.

Стартерные характеристики аккумуляторной батареи

Перед началом заряда равновесная э. д. с. также имеет какое-то начальное значение Ео, соответствующее плотности электролита в аккумуляторе. В начале заряда постоянной силы током наблюдаются те же процессы, что и в. начале разряда, но протекают они в обратном направлении. Сначала (участок а—б) происходит резкое увеличение напряжения заряда по отношению к э. д. с. на величину падения напряжения на омическом сопротивлении. Участок б—в характеризуется нарастанием э. д. с. поляризации, связанным с быстрым увеличением плотности электролита у поверхности электродов. Затем (участок в—г) напряжение нарастает медленно, что обусловлено ростом равновесной э. д. с. благодаря общему увеличению плотности электролита. К концу заряда, когда почти весь сульфат свинца

превратился в двуокись свинца на положительном электроде и в губчатый свинец на отрицательном, в электролите происходит главным образом разложение воды. В результате разложения воды увеличивается э. д. с. поляризации аккумулятора, что приводит к увеличению напряжения заряда (участок г—д). На участке д—е происходит уже только разложение воды, сопровождающееся появлением на поверхности электролита пузырьков газа (кислорода и водорода). На этом участке напряжение остается постоянным. Обильное газовыделение («кипение» электролита) и постоянство напряжения служат признаком конца заряда.

При прекращении заряда напряжение скачком падает на величину падения напряжения на омическом сопротивлении (участок е—ж). Затем происходит плавное уменьшение э. д. с. поляризации, которое исчезает при полном выравнивании плотности электролита во всем объеме (участок ж—з).

Читайте также:  Api error 200 entry not found occurred

Напряжение батареи при разряде будет равно сумме напряжений ее аккумуляторов за вычетом падения напряжения на межэлементных соединениях. При заряде падение напряжение на межэлементных соединениях суммируется с напряжениями аккумуляторов.

В эксплуатации наиболее важно, чтобы аккумуляторная батарея обеспечивала надежное питание стартера при пуске двигателя. Однако при понижении температуры в результате действия рассмотренных выше факторов разрядное напряжение понижается (рис. 1.10). Это является одной из основных причин затрудненного пуска двигателя в холодное время года.

Емкость. В зависимости от количества активных веществ и электролита аккумулятор одним и тем же током может разряжаться различное время. Количество электричества, которое аккумулятор отдает при разряде, называется емкостью.

Стартерные характеристики аккумуляторной батареи

При определенном количестве активных веществ и электролита емкость в значительной степени зависит от коэффициента использования веществ, определяемого отношением массы расходуемых активных веществ к их полной массе.

Теоретически для получения 1А-ч электричества необходимо 4,46 г двуокиси свинца, 3,87 г свинца и 3,66 г серной кислоты. Однако у современных стартерных батарей активных веществ содержится в 2 раза больше.

Важнейшими факторами, влияющими на коэффициент использования активных веществ, являются пористость активной массы, толщина электродов, плотность и температура электролита, режим разряда.

Повышение пористости активной массы позволяет улучшить условия поступления электролита в глубь электродов и за счет этого увеличить количество веществ, участвующих в реакциях.

Уменьшение толщины электродов позволяет значительно увеличить коэффициент использования активной массы, особенно при токах разряда большой величины. У тонких электродов внутренние слои активной массы используются эффективнее, чем у толстых.

С увеличением плотности электролита коэффициент использования активной массы растет. Однако повышенная плотность приводит к снижению срока службы батарей. Поэтому плотность электролита определяют условия эксплуатации аккумуляторных батарей.

Различают длительные режимы разряда, при которых разряд производят небольшими токами в течение нескольких часов (например, 10- и 20-часовой режимы разряда), и короткие или стар-терные, при которых разряд длится несколько минут большими токами.

Увеличение тока разряда уменьшает коэффициент использования активной массы и, следовательно, емкость. При больших :токах разряда поверхностные слои электродов быстро превращаются в сульфат свинца, который закупоривает поры, и внутренние слои активной массы почти не участвуют в реакциях.

Для сравнения различных стартерных батарей введено понятие номинальной емкости. Под ней понимают емкость, которую должна отдать полностью заряженная батарея в установленном режиме разряда. Для стартерных батарей номинальная емкость С2о задается в 20-часовом режиме при температуре электролита 25 °С током такой величины, при котором через 20 ч напряжение на 12-вольтовой батарее снижается до 10,5 В.

Например, если емкость 12-вольтовой аккумуляторной батареи в 20-часовом режиме разряда 90 А-ч, это означает, что при разряде батареи током 4,5 А (0,05 С20) при температуре электролита 25 °С до напряжения 10,5 В время разряда составит не менее 20 ч.

При стартерных режимах разряда емкость не рассчитывается. Для оценки характеристик батарей в стартерных режимах пользуются напряжением и продолжительностью разряда. Разрядный ток обычно задается численно равным утроенному значению номинальной емкости.

Понижение температуры электролита приводит к уменьшению емкости. Это является следствием увеличения вязкости электролита, вызывающего повышение сопротивления поляризации и омического сопротивления. При больших токах разряда влияние температуры электролита на емкость сказывается сильнее.

Чтобы восстановить емкость аккумуляторной батареи, отданную при разряде, необходимо в режиме заряда сообщить батарее несколько большую емкость. Это объясняется тем, что часть энергии при заряде идет на побочные процессы, например на процесс разложения воды. Отношение числа ампер-часов, отданных при разряде, к числу ампер-часов, полученных батарей при заряде, называется коэффициентом отдачи по емкости. Для стартерных батарей он равен 0,85 при длительных режимах разряда.

Саморазряд. Аккумуляторная батарея, отключенная от разрядной цепи, самопроизвольно разряжается. Такой разряд батареи называется саморазрядом.

Во время эксплуатации батарей бывают нормальный и повышенный саморазряды. Нормальный саморазряд — явление естественное и неизбежное в отличие от повышенного.

Нормальный саморазряд новых аккумуляторных батарей (кроме необслуживаемых) при температуре электролита 20± ±5°С не должен превышать 10% номинальной емкости за 14 сут. Для необслуживаемых (малообслуживаемых) батарей саморазряд не должен превышать 10 % за 90 сут.

Нормальный саморазряд аккумулятора происходит по следующим причинам. Решетка положительного электрода, состоящая из свинца, не полностью контактирует с активной массой (двуокисью свинца), и между свинцом решетки и активной массой в присутствии электролита из-за различного химического состава материалов электрода возникает разность потенциалов. Иными словами, в этих местах образуются гальванические элементы, которые сами, находясь в состоянии разряда, постепенно разряжают электрод.

Стартерные характеристики аккумуляторной батареи

Решетка отрицательного электрода, состоящая из свинца, и его активная масса (губчатый свинец) представляют собой два электрода, между которыми также возникает разность потенциалов, вызывающая саморазряд.

Кроме этого, причинами нормального саморазряда являются трудноудаляемые примеси металлов, содержащиеся в материалах, из которых изготовляют электроды, и примеси, находящиеся в электролите. Наиболее подвержен саморазряду отрицательный электрод.

Одной из причин нормального саморазряда является также то, что плотность электролита, находящегося в нижней части аккумулятора, всегда немного больше плотности электролита, находящегося в его верхней части. Поэтому между верхней и нижней частями электродов возникает разность потенциалов, приводящая к саморазряду.

Повышенный саморазряд аккумуляторных батарей происходит по следующим причинам.

При небрежной заливке электролита в аккумуляторы, а также при бурном газовыделении наружная поверхность аккумулятора может оказаться смоченной электролитом, что значительно увеличивает саморазряд. Величина такого саморазряда в некоторых случаях превышает 5—10 % емкости батареи в сутки.

Причиной повышенного саморазряда батареи может служить также применение дистиллированной воды или электролита, содержащих вредные примеси.

Содержание в электролите даже незначительных количеств меди и особенно железа намного увеличивает саморазряд батареи.

В процессе эксплуатации саморазряд аккумуляторных батарей постепенно увеличивается и резко возрастает к концу срока их службы.

Саморазряд батарей в значительной степени зависит от температуры электролита. С понижением температуры электролита он уменьшается и при отрицательных температурах у новых батарей практически прекращается.

Срок службы. При соблюдении правил эксплуатации, определяемых инструкцией по эксплуатации «Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные», заводами-изготовителями гарантируются определенные (гарантийные) сроки службы батарей. Гарантируется нормальная работа аккумуляторных батарей в течение 18 мес со дня ввода батарей в эксплуатацию. Так как срок службы зависит от пробега (интенсивности эксплуатации) автомобиля, на котором эксплуатируется аккумуляторная батарея, то в пределах гарантийного срока службы оговаривается гарантийная наработка, которая должна быть не более 60 тыс. км.

Это означает, что батарея, вышедшая из строя в пределах гарантийного срока службы и имеющая наработку более 60 тыс. км, гарантийной замене не подлежит.

Фактические сроки службы батарей, не имеющих технологических дефектов и эксплуатирующихся с соблюдением установленных правил, значительно превышают гарантийные. Минимальный срок службы зависит от наработки и считается нормальным, если составляет 24 мес при наработке не более 90 тыс. км и 12 мес при наработке от 90 тыс. до 150 тыс. км.

Стартерные характеристики аккумуляторной батареи

Стартерные характеристики аккумуляторной батареи

Так как я занимаюсь обслуживанием стартерных аккумуляторных батарей, то решил поделиться небольшой интересной информацией составленной при помощи Руководителя Сервисного Центра.

Что такое аккумуляторная батарея?
Вторичный химический источник тока (ХИТ), обратимый источник энергии.

Для чего предназначен аккумулятор?
Запуск двигателя, энергетический буфер при работающем двигателе, обеспечение энергоснабжения при выключенном двигателе, обеспечение аварийного электропитания при отказе генератора.

Какие химические процессы происходят в АКБ(заряд-разряд)?
Разряд: PbO2 + Pb +2H2SO4 = 2PbSO4 + 2H2O; при заряде происходит обратный процесс.
В процессе разряда АКБ активные материалы положительного(PbO2) и отрицательного(Pb) электродов вследствие химической реакции взаимодействия с сульфат-ионами электролита превращаются в сульфат свинца (PbSO4). При этом на образование сульфата свинца расходуется серная кислота электролита, а из освободившихся ионов образуются молекулы воды, что приводит к снижению плотности электролита.

Читайте также:  Kia sportage масляный фильтр

Какие бывают типы АКБ?
Мало обслуживаемые, необслуживаемые и герметизированные с иммобилизованным электролитом

Что такое емкость и в чем измеряется? (резервная емкость)
Количество электричества, которое АКБ способна отдать во внешнюю электрическую цепь при заданном режиме разряда. Единица измерения Аh(ампер-часы). Резервная ёмкость характеризует величину времени в минутах, которое потребуется ля разряда любой батареи (независимо от ёмкости) током 25 А до конечного напряжения 10,5 В при температуре +23-+25 С.

Что такое ток холодного запуска?
Ток, выдаваемый АКБ на запуск двигателя при -18 С

Изменится ли ток холодного запуска при изменении температуры окружающей среды?
Да изменится, уменьшится из-за увеличения внутреннего сопротивления в электролите .

Если на батареи стоит пометка «Са», что это значит?
Легирующая добавка в электроды, снижает расход воды, снижает саморазряд во время хранения, увеличивает пусковые характеристики аккумулятора.

Хранение аккумуляторных батарей?

а) сухозаряженные- В сухом помещении, в герметичной упаковке до 5-ти лет .
в) залитые – Полностью заряженные в сухом прохладном месте в необслуживаемом исполнении от 6 месяцев до 1 года.

Что такое сульфатация? Причины возникновения сульфатации?
Образование сульфата свинца, эксплуатация и хранение АКБ в разряженном состоянии.

Возможно ли, разрушить сульфатацию?
Необратимую сульфатацию –НЕТ. Обычную – ДА(зарядкой).

Стандарты каких стран DIN; SAE; EN; ТУ?
Германия, США, Европа, Россия.

Как перевести с DIN в EN и наоборот?
1,63DIN=1 EN

Что такое электролит?
Смесь серной кислоты с дистиллированной водой.

Что такое плотность?
Количество кислоты в электролите. г/см.куб.

Какую плотность имеет электролит 100%, 75%, 50% заряженная батарея?
100%: 1,27-1,28 ; 75%: 1,23-1,24 ; 50%: 1,19-1,20

Объясните значение терминов «летняя» и «зимняя» плотность?
В современных аккумуляторах нет такого понятия. А в полностью необслуживаемых и герметичных даже нет возможности корректировки.

В каких случаях допускается, долив электролита в АКБ?
Только в случае если электролит вылился. Доливать принято ту же плотность, что вылилась.

Какой емкости АКБ можно установить на автомобиль, если с завода стояла батарея 55а/ч?
+ 15%, максимально 63 Ah.

Необслуживаемые батареи, почему они являются необслуживаемыми?
Без возможности доливки или без необходимости доливки дистиллированной воды, за счёт снижения её расхода в процессе эксплуатации благодаря специальной системе вентиляции и легирующим добавкам в электроды.

Индикатор (глазок индикатор)?
Работает по принципу ареометра(плотномера), а также показывает понижение уровня жидкости ниже определенного значения.

Герметизированные батареи с иммобилизированным электролитом? (гелевые или AGM технология)
Сепаратор из абсорбируещего стекловолокна, в котором и впитан электролит, все электроды с добавлением Ca и технологией изготовления электродов ExMet (тянутые из ленты)

На что распространяется гарантия?
На выявленные в процессе тестирования ЗАВОДСКИЕ дефекты.

Реальный срок службы АКБ? Что влияет на срок службы?

В среднем 4 года или 120000 км. пробега. Соблюдение инструкции по эксплуатации и исправность электрооборудования.

Какое напряжение должен выдавать генератор для нормальной работы АКБ?

На 1500- 2000 об./мин. и включённых потребителях(вентилятор печки, дальний свет и обогрев заднего стекла) 13,8-14,5 Вольт.

Как влияет напряжение генератора на работу АКБ?

а) низкое НЕДОЗАРЯДИТ- снижение степени заряда и как следствие плотности электролита, сульфатация, снижение срока службы.

б) высокое ПЕРЕЗАРЯДИТ -выкипание, перегрев АКБ, выход из строя.

Свойства АКБ в результате старения?

Снижение пусковых характеристик, оплывание активной массы, помутнение электролита, ускорение саморазряда.

Особенности эксплуатации АКБ в зимнее время.

В любое время года главное воздействие оказывает исправность электрооборудования автомобиля, на котором эксплуатируется АКБ.

Почему электролит замерз?

АКБ разряжена ниже допустимого уровня согласно инструкции по эксплуатации. Наступила температура замерзания.
Температура замерзания электролита плотностью :
1,27гсм3 (-65С)
1,20гсм3 (-30С)
1,10гсм3 (-7С)

Может ли АКБ взорваться и почему?

1 . В процессе эксплуатации происходит естественное выкипание жидкости и как следствие понижение уровня электролита. В результате выкипания под крышкой АКБ образуется взрывоопасная смесь газов (кислород + водород), а в результате понижения уровня жидкости места для газа становится больше. Небольшая искра даже статического электричества и может произойти взрыв.(не гарантийный случай)

2 . При разрыве межэлементного соединения в месте разрыва под нагрузкой может возникнуть электрическая дуга, которая при пониженном уроне жидкости может поджечь скопившийся газ.(гарантийный случай)

Можно ли сливать электролит из АКБ?

Как определить короткое замыкание?

Плотность эл-та в одной из банок существенно ниже чем в остальных, под нагрузкой банка закипает, напряжение под нагрузкой 4,5-6,5 Вольт.

Как определить обрыв цепи (непропай)?

Плотность эл-та во всех банках одинаковая (более 1,22 г/см.куб.) или в двух соседних банках незначительно ниже, под нагрузкой V=0 вольт.

Пункты, несоблюдения которых влечет за собой прекращение гарантийных обязательств:

Гарантийные обязательства не распространяются в следующих случаях:

а) не заполнен гарантийный талон или заполнен с исправлениями;

б) на АКБ отсутствует этикетка или заводская маркировка;

в) нарушение инструкции по эксплуатации АКБ, использование не по назначению;

г) обнаружение механических или термических повреждений (АКБ замерзла, разбита и т.д.), при обожженных клеммах;

д) доливка в АКБ вместо дистиллированной воды электролита, кислоты и любой другой жидкости, замена старого электролита на новый;

е) замерзание электролита, при слитом электролите;

ж) при самостоятельном ремонте АКБ, при изменении полярности АКБ;

з) хранение и эксплуатация АКБ в разряженном виде (степень заряженности менее 75%);

и) предъявление разряженной АКБ, т.е. плотность электролита ниже 1,20 г/см3 в трёх и более секциях, напряжение без нагрузки менее 10 Вольт;

к) на разряженную АКБ (по вине пользователя), которая после зарядки пригодна к эксплуатации;

л) при использовании АКБ на транспортном средстве с неисправным электрооборудованием (перезаряд, недозаряд, утечка тока более 30 мА и т.д.);

м) при использовании не штатных (дополнительных) потребителей, не предусмотренных технической документаций транспортного средства;

н) при пониженном уровне электролита, налёт на внутренних поверхностях АКБ, при окрашенном, неоднородном составе электролита (тёмный, с примесью и т.д.).

Заливка сухозаряженных АКБ:

Залить электролит 1,27-1,28 г/см.куб. до уровня указанной на АКБ отметки, а при отсутствии отметки до уровня 10-15 мм. от верхнего края пластин. После пропитки, через 20-30 минут (не позднее чем через 2 часа)проверить уровень электролита и при снижении уровня за время пропитки необходимо долить электролит до уровня. Измерить плотность и напряжение. Если плотность снизилась более чем на 0,03 г/см.куб., АКБ необходимо дозарядить до полной зарядки. Даже если плотность не понизилась, рекомендуется подключить АКБ к зарядному устройству для перемешивания и выравнивания плотности электролита, что благоприятно скажется на долговечности и максимальной работоспособности АКБ.

Заряд АКБ. (Порядок работ по заряду АКБ)

Подключить полюсные вывода зарядного устройства к полюсным выводам аккумулятора с соблюдением полярности. Установить, на зарядном устройстве необходимый ток для заряда конкретной АКБ(обычно 0,1 от емкости АКБ). Контролировать процесс заряда по плотности(до 1,27-1,28 г/см.куб) или по напряжению(в конце заряда 16-16,3 Вольт). При достижении 100% заряда, отключить АКБ от зарядного устройства.

Какие бывают виды заряда?

При постоянном токе (обычный, уравнительный, форсированный) и при постоянном напряжении.

Каким током заряжают АКБ? (как определить время зарядки)

0,1 от емкости –обычный заряд, 0,03-00,5 – уравнительный заряд, до 70% от емкости- форсированный. При постоянном напряжении до 16,3-16,4 В.

Время зарядки определятся из первоначальной степени заряда АКБ.

а) при работе с электролитом

Очки, перчатки, кислотостойкая одежда, резиновые сапоги.

Добавить комментарий

16 − пять =